Андрей рублев святой


Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм “Андрей Рублев”, где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам – его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

“Троица” Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона “Троица”. Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это – дом, дерево и гора. Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид  приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем – Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет “Гостеприимство Авраама” заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство “Троицы” не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче “Троицы” епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

Иконы Андрея Рублева

Читайте также – Он просто видел иной мир

Троица

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Троица, фрагмент

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Евангелие Хитрово, миниатюра

Спас, Звенигородский чин

Спас, Звенигородский чин, фрагмент

Архангел Михаил, Звенигородский чин

Архангел Михаил, Звенигородский чин

, фрагмент

Читайте также – Андрей Тарковский. Ностальгия по настоящему

Апостол Павел, Звенигородский чин

Апостол Павел, Звенигородский чин

, фрагмент

Царские врата

Царские врата, фрагмент

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Фрагмент росписи Успенского собора во Владимире

Спас в силах

Апостол Павел

Иоанн Креститель

Преображение Господне

Крещение Господне

Апостол Павел

Владимирская Богородица

Читайте также:

  •  Два Андрея
  •  “Страшный Суд” Андрея Рублева: призыв к Встрече
  •  Троица Андрея Рублева – 4 дня в храме

Андрей Рублев

Св. Андрей родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

Уже после смерти прп. Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном.

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.

Преподобный Андрей Рублев — великий древнерусский иконописец, мастер московской школы иконописи, основоположник русской живописи. Самым знаменитым его творением является икона Cвятой Троицы, которая стала символом русского православия. Андрей был монахом: принял постриг в Троице-Сергиевой лавре, жил и скончался в московском Андрониковом монастыре. Человек святой жизни, он был знаком и близко общался с учениками преподобного Сергия Радонежского.

Благодаря своему духовному авторитету и огромному таланту, Андрей Рублев пользовался уважением великих князей, которые поручали ему совместно с другими иконописцами писать фрески и иконы для крупнейших соборов — в Москве, Звенигороде, Владимире. Рублев работал вместе с такими мастерами, как знаменитый Феофан Грек и Даниил Черный и постепенно выработал свой неповторимый стиль, ставший образцом именно русской иконописи. Манера письма преподобного Андрея была самобытной и отличалась мягкостью и проникновенностью. В своих иконах и фресках Андрей Рублев воплотил то, что называют «богословием в красках»: он раскрывал в художественных образах вероучение православной церкви.

Кисти Андрея Рублева принадлежат:
— прославленная икона Троицы Ветхозаветной, написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, и роспись каменного собора того же монастыря;
Звенигородский чин (изображения Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла);
— росписи (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца) и ряд икон Благовещенского собора Московского Кремля;
— росписи Успенского собора во Владимире (из них до нашего времени сохранился только «Страшный суд»), иконостас того же собора, переданный в XVIII веке в село Васильевское близ Шуи (так называемый Васильевский чин),
— роспись Спасского собора Андроникова монастыря.

Интересные факты об Андрее Рублеве

  • Подробнее о жизни и творчестве Андрея Рублева можно прочитать в нашей статье ко дню памяти святого иконописца.

  • Существует предположение, что Андрей Рублев видел Сергия Радонежского и даже запечатлел его черты в ликах Спасителя на некоторых своих иконах.

  • Роспись Спасского собора Андроникова монастыря считается последней работой Андрея Рублева. Вскоре после ее завершения он скончался.

  • К «кругу Рублева» относят некоторые древние русские иконы, авторство которых не установлено.

  • Андрей Рублев был канонизирован как преподобный Поместным Собором русской Церкви только в конце XX века, в 1988 году (год тысячелетия Крещения Руси), хотя его почитание началось почти сразу после кончины. Место погребения святого находится на монастырском кладбище Андроникова монастыря возле Спасского собора.

  • Иконы и фрески Рублева уже при его жизни высоко ценились и считались чудотворными.

  • Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева находится в Андрониковом монастыре в Москве
  • Авторитет Андрея как «художника-богослова» был так велик, что московский Стоглавый собор повелел писать иконы, в частности Святую Троицу, только «по греческим образцам и Рублеву»

4

Преподобный Андрей Рублев

(Память 4 июля по старому стилю)

Св. Андрей родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

Уже после смерти прп. Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном.

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV — начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.

Поделиться:

Всего комментариев: 0

Священномученики

Патриарх Гермоген

• Новомученики митр. , Местоблюститель Патриаршего престола,

Владимир Киевский и Галицкий

,

Серафим

• архиеп.

Петр Воронежский

,

Иларион Верейский

,

Димитрий Можайский

,

Павлин Могилевский

,

Серафим Угличский

,

Николай Владимирский

• еп.

Ермоген Тобольский

,

Макарий Вяземский

,

Ефрем Селенгинский

,

Никодим Белгородский

,

Василий Прилукский

,

Серафим Дмитровский

,

Дамаскин Стародубский

,

Иона Велижский

,

Никита Орехово-Зуевский

,

Аркадий Бежецкий

• протопресв.

Александр Хотовицкий

• прот.

Иоанн Восторгов

, ,

Константин Голубев

, ,

Василий Соколов

,

Петр Успенский

, , , , , ,

Иоанн Смирнов

,

Василий Максимов

, , ,

Николай Скворцов

, , ,

Александр Орлов

, , ,

Павел Преображенский

, , ,

Николай Соколов

,

Александр Андреев

, ,

Николай Архангельский

,

Василий Архангельский

, , ,

Александр Зверев

, , , ,

Павел Андреев

, , , , , , , ,

Александр Покровский

, ,

Василий Никольский

, ,

Николай Виноградов

, , , ,

Александр Сахаров

, , , , ,

Виктор Смирнов

, , , , , ,

Василий Колосов

, ,

Георгий Колоколов

,

Иоанн Виноградов

, , ,

Борис Ивановский

,

Василий Соколов

,

Иоанн Смирнов

,

Николай Андреев

,

Николай Покровский

,

Константин Некрасов

,

Николай Виноградский

, , ,

Сергий Голощапов

, , , , , , , , , , , , , , , ,

, , , , , , , , ,

Николай Виноградов

, , , , , , ,

Владимир Соколов

,

Николай Крылов

,

Александр Виноградов

, • пресвитеры

Александр Смирнов

и Вышегородские

, , , , , , , , , , , , , , , ,

, , , , , ,

Александр Соловьев

,

Владимир Амбарцумов

, , , , , ,

Василий Архангельский

,

Василий Покровский

, , , , , , ,

Евгений Васильев

,

Александр Архангельский

,

Владимир Красновский

, , ,

Александр Быков

, , , , , , , , , , , , , , , ,

Владимир Проферансов

,

Иоанн Державин

, , , ,

Михаил Успенский

, , ,

Николай Красовский

, , ,

Александр Покровский

, , , , , , , , , , , , , , ,

Василий Горбачев

,

Владимир Покровский

, , ,

Николай Добролюбов

, , , , , , , ,

Петр Успенский

, , , , , ,

Михаил Маслов

, ,

Константин Соколов

,

Василий Коклин

, ,

Михаил Марков

, , ,

Василий Крылов

, , , ,

Николай Померанцев

, ,

Арефа Насонов

,

Василий Архангельский

,

Василий Колосов

, , , , , , ,

Иоанн Соловьев

, , , , ,

Василий Крылов

, , , , • архидиакон • протодиаконы

Николай Цветков

,

Николай Горюнов

, , • диаконы

Николай Аристов

, , , , , , , , , ,

Петр Троицкий

, ,

Иоанн Смирнов

, , , ,

Преподобномученики

Новомученики

вел. кн. Елисавета

и

инокиня Варвара

• схиархим.

Игнатий (Лебедев)

• архим. ,

Амвросий (Астахов)

, , ,

Мина (Шелаев)

,

Иоасаф (Боев)

,

Кронид (Любимов)

,

Никон (Беляев)

, , • игумены

Афанасий (Егоров)

, , ,

Варлаам (Никольский)

, , , , • игумения • иеросхим. • иером. , , , , ,

Аристарх (Заглодин-Кокорев)

, , , , , , , , , , , , , , , ,

• иеродиаконы ,

Иннокентий (Мазурин)

• схимонахини , , • иноки ,

Алексий (Гаврин)

, , • инокини , , , , , , , , , • послушник • послушницы ,

Татиана (Грибкова)

, , , , ,

Екатерина (Черкасова)

, , , , , , , ,

Анна (Макандина)

,

Дария (Зайцева)

, , , ,

Екатерина (Константинова)

, , , , ),

Мученики

Князь Михаил Всеволодович Чёрный

и • Новомученики мчч. , , , , , ,

Николай Гусев

, , , , , , , , , , , , , ,

Михаил Новоселов

,

Василий Иванов

, ,

Павел Соколов

, , ,

Алексий Скоробогатов

, , ,

Петр Троицкий

, , ,

Петр Игнатов

, , ,

Борис Успенский

• мцц. , , , , , , , , , , , , , ,