Андрей рублев житие


Жития святых. Андрей Рублев

Русская иконопись начала зарождаться сразу же после Крещения Руси. Писанию икон суждено было прославиться как искусству, вокруг которого и образовалась русская культура. Первые иконы, появившиеся на Руси, были византийскими. Из города Корсунь их привез князь Владимир. И он, и его преемники приглашали иконописцев, чтобы писать православные сюжеты уже на русской земле, а главное – научить этому искусству и наших мастеров. В тринадцатом веке Хан Батый разорил страну. Ужасные события отразились на всей жизни русского народа. В пламени пожаров гибли и люди, и иконы, о которых столь тщательно заботились священники и монахи. Восстанавливать убранство церквей снова приглашали греческих мастеров. Но уже достаточно на русской земле было и своих духовных художников. Наступали времена расцвета русской иконописи…

…Московское княжество, год 1408-й от Рождества Христова…

После смерти митрополита Киевского и всея Руси Киприана два года пустовал престол русской поместной Церкви. Слухи о том, кто теперь его займет, ходили разные. Наконец, стало известно – новым митрополитом стал греческий священнослужи́тель по имени Фотий. К его приезду готовились во всех городах и селах. Успенский собор города Владимира ради такого события решили заново расписать фресками. Поручение было дано монахам из Спасо-Андрониковой обители. Один из них – Андрей Рублев – всего три года назад был младшим иконописцем в работах над Благовещенским собором Московского Кремля. Тогда сам Феофан Грек руководил росписью фресок и скромным мастером Андреем остался доволен. После того, как Андрей закончил расписывать собор во Владимире, все восхитились красотой и величием фресок. Чудесные краски отличали композиции на сводах храма. Всякого входящего в собор охватывало чувство благоговения. А еще через несколько лет Андрей написал икону, которая и по сей день считается самой выдающейся и значимой на Руси. Имя ей «Святая Троица». Простота изображения Троицы удивительным образом сочетается с вечной и неземной мудростью во взглядах ангелов, а композиция иконы поражает своей точностью, и глубиной смысла. Как же Андрею это удалось? Все дело в том, что Андрей Рублев был не просто хорошим художником, но глубоко верующим монахом. В поисках Божьего откровения преподобный Андрей погружался в себя, верный словам Христовым: «Царствие Божье внутри нас». Бывало, он днями и неделями ничего не говорил, и все братья замечали, что Андрей словно бы и не присутствует среди них. Так выражалось его затворничество.

Летописцы называют иконы Андрея благодатными – ведь рукой святого художника управлял сам Господь. До наших времен дошли лишь немногие из них. Известен цикл икон Успенского собора во Владимире, среди которых образа архангелов и Богоматери, святых Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста и Андрея Первозванного. Его кисти принадлежит и удивительная икона «Спас». Время не позволило живописи хорошо сохраниться, осталась только часть лица Спасителя, но и через века на нас обращен его мудрый, величественный взор, полный любви и сострадания. До сих пор Андрей Рублев почитается как скромный святой, через свои прекрасные иконы открывший миру Божью истину.

Андрей Рублев

Св. Андрей родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

Уже после смерти прп. Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном.

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *