Чистый понедельник начало великого поста



[ — 1- ]

[ ]

. , » «, , , — — .

40- . . — ( , , , , , ). , — (7 ) . , , , .

. , , , , , » » . (, , ), , , (, , ) . , — , .

. , , , .

, , . . , , , , . : , .

» , , , ; , «, — . » , , «, — «» () .

. » » ( » -«, , , ). — , . » , , . , , , . , , , , «.

— , , . — , , ( -» «) .

, , , . , — XIV , , . , , — .

, XVII-XVIII , ( ) .. — , () , . » , , «, — , .

, .

[ ] [ ]      [ ] [ ]

Первый день Великого поста называется Чистый понедельник.
С этим днем связано много обычаев и примет. Само название этого дня установилось потому, что после Масленичной недели было принято чистить дом от духа Масленицы.

В чистый понедельник проходили«тужилки» по Масленице — проводились кулачные бои для того, чтобы «вытряхнуть блины», люди мылись в бане для очищения от масленичного духа, убирались в доме.

В чистый понедельник совершался обряд очищения дома. Для этого клали горячий кирпич или камень в таз, заваривали в тазу мяту и добавляли уксус. Этим раствором опрыскивали весь дом. Помещение наполнялось ароматом и свежестью, а от духа Масленицы не оставалось и следа.

В чистый понедельник убирали ковры, накрывали мебель. Было принято ходить в старой одежде и пользоваться старой посудой. Если после Масленицы оставалась еда, то ее выбрасывали или скармливали скоту. В чистый понедельник нельзя было доедать то, что осталось с Масленичной недели.

Обязательным обрядом для всех верующих был поход в баню. Мытье считалось неотъемлемой частью очищения для подготовки к Великому посту.

В конце 19 века, несмотря на то, что Великий пост был самым строгим, существовал обычай «полоскать рот», то есть похмеляться после масленичных гуляний. Рот полоскали исключительно водкой. А главной целью этого действия было не только прийти в себя после гуляний, но и очистить рот от масленичных угощений. После посещения бани алкоголь строго запрещался.

23 февраля 2015 года, в чистый понедельник, наступает первый день Великого поста. Согласно православному календарю питания, в этот день нужно было голодать. Это тоже способствовало очищению после Масленицы и являлось строгим правилом для постящихся.

dailyhoro.ru

——————

Читайте «Деловой Славянск» в удобном для Вас формате в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники, Твиттер, Мой мир, Googleplus  

Канал YouTube «Деловой Славянск»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эта запись была размещена в рубрики:

19 февраля 2018 года

Чистый понедельник

Первая седмица (неделя) Великого Поста — по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения.
Первый день Великий Поста называется «Чистый понедельник»
. Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается церемония взаимного прощения. Все присутствующие в храме кланятся и просят удруг друга взаимного прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, соблюдается очень строгий пост. По возможности, Верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.
Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником
. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно — через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье — и телесно.
Великий Пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне
. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя — Страстная седмица. Строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного Великого  поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды в течение Поста — в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным.
Во время Великого Поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина
. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий Пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого Поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого Поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста — некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести Поста на все прочее время церковного года.
Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами.
В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого Поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом.
«Откуду начну плакатиокаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление», — такими словами начинается Великий канон
. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», — повторяет хор особым великопостным распевом после каждого «куплета» (тропаря) канона.
Также на всех богослужениях читается молитва св
. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В этой молитве — несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. «Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зретимоя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков».
В течение всего Великого Поста по будним дням не совершается Литургия — главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим Постом служат Литургию Преждеосвященных Даров — особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название -«преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре.
Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого Поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе — Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое — преподобной Марии Египетской.
В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н
. пассии — чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», — поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи.
В деревнях пост в Чистый понедельник был особенно строг. Предписывалось «сухоястие», не варили ничего горячего, ели только тёртый хрен с квасом и солью.
Повсеместно было принято топить баню
. Хозяйки начинали готовить постную пищу, «очищали» посуду от остатков скоромной: перемывали её с щёлоком, пережигали в печи, сковороды накаляли до красна, обваривали кипятком, а затем натирали речным песком. Иногда старую посуду разбивали, но чаще посуду, в которой готовили скоромное, выносили в погреб или в кладовку, доставали «постные» горшки и другую посуду. Кое-где мыли также кадушку из-под питьевой воды. Остатки скоромной пищи сушили,оставляя их до Пасхи, или скармливали скоту и птице.
В Курской губернии в понедельник первой недели пекли «туженники» или «тужички» — небольшие хлебцы из гречневой или пшеничной муки, из остатков блинного теста
. По словам крестьян — «они тужуть по Масленой» и в память о ней пекут хлебцы.
В южнорусских губерниях устраивались кулачные бои. Называлось это — «выколачивать лепёшки». Так же устраивались первые весенние гусиные, петушиные и собачьи бои.
Особое пограничное значение Чистого понедельника видно из следующего обычая. Во Владимирской губернии с вечера Прощёного воскресенья зеркала в домах завешивались, подобно тому, как если бы в доме находился покойник. Крестьяне говорили: «Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, всё одно, что поглядеть на покойника».

Чистый понедельник — это первый день Великого поста. Многие проводят аналогию с Чистым четвергом Страстной недели, но это два абсолютно разных дня по настроению и традициям.

Чистый понедельник — это лишь название, которое перешло к нам из древности, когда на Руси еще исповедовали язычество. Тогда еще царствовала Масленица, а чистый понедельник был днем очищения от масленичного настроения. В те времена в этот день принято было ходить в баню, хотя и сейчас некоторые следуют такой традиции, ведь она не идет вразрез с христианскими обычаями и устоями.

Чистая неделя Великого поста

В православии и христианстве вся первая неделя сорокадневного поста называется Чистой. Чистота тут имеется в виду духовная. Недаром понедельнику предшествует Прощеное воскресенье, в которое принято прощать людей и просить прощения. Это день очищения, а понедельник — это уже время строгости и скорби. Это скорбная неделя поста, ведь начинается все с темных богослужений, без дополнительного освещения в храмах. Молитвы не поются, а читаются.

Продолжение на странице 2:

В 2016 году время Великого поста — с 14 марта по 30 апреля.

Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.

Первый день Великого поста в Русской православной церкви получил название «Чистый понедельник» (хотя это нецерковное название, но весьма распространенное в православии), в связи с тем, что этот первый день поста люди стремятся провести в чистоте (во всех смыслах этого слова). Поэтому в «Чистый понедельник», как и в последующие два дня, установлен очень строгий пост, верующим предписано усерднее молиться и бороться с греховными страстями.

Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).

О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.

Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в 4 веке.  Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I). Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца. Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом).

И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы. Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов. В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *