Дата жизни летописца нестора


9 ноября Русская православная церковь отмечает день памяти преподобного Нестора-летописца. Десятки лет своей жизни он отдал созданию «Повести временных лет» — летописного свода, который определил место русского народа в мире и истории.

Летопись

Преподобный Нестор родился и жил в Киеве во второй половине XI века. На духовный путь он встал 17-летним юношей, став послушником Печерского монастыря — будущей Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Здесь же он будет спустя 40 с небольшим лет погребен.

Свои дни он проводил в молитвах и монашеских послушаниях — при этом в собственных записях Нестор называл себя недостойным, грешным и окаянным. Одновременно житие будущего летописца сообщает:  чистотою жизни  и послушанием юный подвижник скоро превзошел даже известных печерских старцев.

Главной страстью Нестора были книги — их он называл «реками, напояющими вселенную, от которых исходит мудрость». Видя это книжное усердие молодого монаха, ему дали послушание летописца.

Главным трудом Нестора стала «Повесть временных лет», составленная к 1112–1113 годам. «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», — такими словами начал инок свой многолетний труд.

В работе он действовал как профессиональный историк: изучал предшествующие летописные своды и сказания, монастырские записи, рассказы воинов, торговцев и путешественников, сравнивал и анализировал их. Обращался Нестор и к византийским летописям.

«Повесть» — не просто перечисление фактов и дат в хронологическом порядке: это духовное осмысление истории Руси. И не случайно история народа и государства переплетены в летописи с историей христианства, даже само повествование Нестор начал с библейских времен — все потому, что летописец воспринимал историю Руси как неотъемлемую часть всемирной истории и в конечном итоге как историю спасения всего человечества.

Создание славянской грамоты, крещение Ольги в Константинополе, строительство первого православного храма… Описывая исторические события, Нестор упоминает и о тех, свидетелем которых был сам: 1096 год, половцы подступили к Киеву, разгромили и сожгли Печерскую обитель.

Позже обитель отстроили заново, а историк и наблюдатель Нестор продолжил свой труд.

Апостол Андрей. Фото: iconrussia.ru

Загадки авторства

Перед своей кончиной он завещал монахам продолжить работу над летописью. Впоследствии текст летописи несколько раз переписывали и дополняли. Оригинал, написанный Нестором, до наших дней не дожил — он сохранился в виде списков  в составе Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, и Ипатьевской летописи середины XV века.

Историки до сих пор спорят об авторстве летописи. Алексей Шахматов, русский историк и филолог конца XIX — начала XX века, сравнив текст «Повести» с другими древними текстами, пришел к выводу, что, по всей видимости, Нестор был не единственным ее составителем. Текст многослоен, в нем есть нестыковки — стало быть, в основу труда Нестора легли летописи, написанные предшественниками. Как полагают исследователи, более ранние тексты, которые легли в основу «Повести», были созданы в 1037–1044 годах.

Впрочем, даже если принять этот факт во внимание, заслуг Нестора это отнюдь не умаляет. Он свел воедино огромное количество информации и составил цельный исторический труд. Именно этот труд послужил образцом изложения для последующих летописцев — его почти целиком вносили во все последующие своды. Интересно, что сам Нестор нигде не упоминает себя в качестве составителя. Его имя указывается лишь в более поздних копиях летописи и других монастырских записях.

Исторические загадки

Немало вопросов у историков не только к авторству, но и к содержанию летописи. Начальные страницы русской истории по-прежнему представляют для исследователей тайну, и «Повесть временных лет» при всей ее монументальности не дает ответов на многие вопросы.

Например, первое появление славян на мировой арене Нестор смог отследить только в момент их появления на Дунае. Описывая события давно минувших веков, Нестор не всегда приводит точные даты, а такие важнейшие моменты в русской истории, как, например, основание города Киева, даны в виде пересказа легенды. Первая конкретная дата, упомянутая в летописи, — 852 год, и у ворот Царьграда внезапно появляется «мощный русский флот».

В несторовской летописи содержится большое количество фактов, говорящих о том, что Древняя Русь была развитым государством еще задолго до Рюрика. Описывая путешествие по землям Древней Руси апостола Андрея в I веке новой эры, летописец пересказывает слова Андрея, сказанные об увиденном уже по возвращении в Рим: «Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем. Видел бани деревянные, и разожгут их сильно, и разденутся догола, и обольются квасом кожевенным, и возьмут молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что вылезут еле живые, и обольются водою студеною, и так оживут». Историк церкви Антон Карташев считает этот отрывок более поздней впиской в текст — так, по его мнению, киевские переписчики свода хотели подшутить над новгородскими.

Говорит Нестор и о происхождении слова «русь», и о том, кем были варяги. Летописец сближал эти понятия: нередко сам называет варягов «русью». При этом он отделяет варягов от шведов, скандинавов и других североевропейских народов, внеся свою лепту в последующую дискуссию историков о норманнском происхождении Руси.

 «Повесть временных лет» составлена не для людей, а для последующего Страшного суда, на котором Господь будет судить целые народы, считает Игорь Данилевский, современный историк. Академик Дмитрий Лихачев добавлял: Нестор показал место русского народа на карте мировой истории и убедительно доказал, что русские — не без роду и племени. 

Далее в рубрике
Круговорот добра в народе«Русская планета» выяснила, как один проект соединил в себе вторичную переработку текстиля и благотворительность

Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» (скульптура работы

М. Антокольского

)

Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Сведения о жизни

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского»[1][2].

Канонизация и мощи

Канонизирован (как преподобный Нестор Летописец) Русской православной церквью; день памяти — 27 октября по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви[3].

Память

  • В СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Нестору.
  • Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца.
  • Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету посвящённую Нестору Летописцу достоинством в 50 гривен.
  • Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве и Владимире.
  • В Киеве построено два храма преподобного Нестора Летописца (по ул.Промышленная в 2010 году, и по ул.Доброхотова 7-а в 2013 году, на территории Киевского университета права НАН Украины)[4][5].

На Украине 9 ноября в день чествования памяти Преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.

  • Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 1 руб.

  • Почтовая марка СССР, 1978 год: Первое упоминание о посылке вестей на Руси. Автопортрет летописца Нестора.

  • Золотая юбилейная монета Украинского национального банка посвящённая Нестору Летописцу.

Примечания

Ссылки

  • Преподобный Нестор Летописец в Православном календаре
  • Данные на сайте «Хронос»
  • Нестор Летописец — Православная-Летопись
  • О. В. Творогов. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Реконструкция по черепу С. А. НикитинаИмя при рождении:

Род деятельности:

Дата рождения:

Дата смерти:

Нестор

неизвестно

летописец

середина XI века

начало XII века

Не́стор Летописец (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Сведения о жизни

Текст «Повести временных лет» в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в «Житии преподобного Антония», составленном несколько позже и основанном на устных монастырских преданиях.

Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI века Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского»[1][2].

Канонизация и мощи

Канонизирован (как преподобный Нестор Летописец) Русской православной церквью; день памяти — 27 октября по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви[3].

Память

  • В СССР были выпущены почтовые марки, посвященные Нестору.
  • Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца.
  • Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету посвящённую Нестору Летописцу достоинством в 50 гривен.
  • Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве и Владимире.
  • В Киеве построено два храма преподобного Нестора Летописца (по ул.Промышленная в 2010 году, и по ул.Доброхотова 7-а в 2013 году, на территории Киевского университета права НАН Украины)[4][5].

На Украине 9 ноября в день чествования памяти Преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка.

  • Stamp of USSR 1935.jpg

    Почтовая марка СССР, 1956 год, номинал 1 руб.

  • USSRStampPostalHistory1978A.jpg

    Почтовая марка СССР, 1978 год: Первое упоминание о посылке вестей на Руси. Автопортрет летописца Нестора.

  • Stamp of Ukraine s218.jpg

    Почтовая марка Украины, 1998 год: монах-летописец Нестор.

  • Coin of Ukraine Nestor r.jpg

    Золотая юбилейная монета Украинского национального банка посвящённая Нестору Летописцу.

Напишите отзыв о статье «Нестор Летописец»

Примечания

  1. [nsvisual.com/2/gin/55/54 В.Ключевский. Курс русской истории — 1]
  2. [old-ru.ru/articles/art_46_2.htm Е.Демин. загадки русских летописей]
  3. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 3. М, 1998. С. 738
  4. [churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=3112:2012-05-05-16-51-59&catid=3:2010-09-03-18-31-43&Itemid=12 Храм преподобного Нестора Летописца возле Южного моста]
  5. [churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=3111:2012-05-05-14-37-28&catid=3:2010-09-03-18-31-43&Itemid=12 Храм преподобного Нестора Летописца на территории Киевского университета права]

Ссылки

  • [days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm Преподобный Нестор Летописец] в Православном календаре
  • [www.hrono.ru/biograf/nestor.html Данные на сайте «Хронос»]
  • [ru.orthodoxwiki.org/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86 Нестор Летописец — Православная-Летопись]
  • О. В. Творогов. [lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4349 Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Словарь книжников и книжности Древней Руси.]

Отрывок, характеризующий Нестор Летописец

Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.

– Что, бг’ат, понюхал пог’оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.

«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.

– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.

– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака – любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень.

И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.

«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.

– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.

– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.

– А коли про потерю спросят?

– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал , – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал .

Преследуемая стотысячною французскою армией под начальством Бонапарта, встречаемая враждебно расположенными жителями, не доверяя более своим союзникам, испытывая недостаток продовольствия и принужденная действовать вне всех предвидимых условий войны, русская тридцатипятитысячная армия, под начальством Кутузова, поспешно отступала вниз по Дунаю, останавливаясь там, где она бывала настигнута неприятелем, и отбиваясь ариергардными делами, лишь насколько это было нужно для того, чтоб отступать, не теряя тяжестей. Были дела при Ламбахе, Амштетене и Мельке; но, несмотря на храбрость и стойкость, признаваемую самим неприятелем, с которою дрались русские, последствием этих дел было только еще быстрейшее отступление. Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощенным силам. Защищать более Вену нельзя было и думать. Вместо наступательной, глубоко обдуманной, по законам новой науки – стратегии, войны, план которой был передан Кутузову в его бытность в Вене австрийским гофкригсратом, единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы, не погубив армии подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.

28 го октября Кутузов с армией перешел на левый берег Дуная и в первый раз остановился, положив Дунай между собой и главными силами французов. 30 го он атаковал находившуюся на левом берегу Дуная дивизию Мортье и разбил ее. В этом деле в первый раз взяты трофеи: знамя, орудия и два неприятельские генерала. В первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но прогнали французов. Несмотря на то, что войска были раздеты, изнурены, на одну треть ослаблены отсталыми, ранеными, убитыми и больными; несмотря на то, что на той стороне Дуная были оставлены больные и раненые с письмом Кутузова, поручавшим их человеколюбию неприятеля; несмотря на то, что большие госпитали и дома в Кремсе, обращенные в лазареты, не могли уже вмещать в себе всех больных и раненых, – несмотря на всё это, остановка при Кремсе и победа над Мортье значительно подняли дух войска. Во всей армии и в главной квартире ходили самые радостные, хотя и несправедливые слухи о мнимом приближении колонн из России, о какой то победе, одержанной австрийцами, и об отступлении испуганного Бонапарта.

Князь Андрей находился во время сражения при убитом в этом деле австрийском генерале Шмите. Под ним была ранена лошадь, и сам он был слегка оцарапан в руку пулей. В знак особой милости главнокомандующего он был послан с известием об этой победе к австрийскому двору, находившемуся уже не в Вене, которой угрожали французские войска, а в Брюнне. В ночь сражения, взволнованный, но не усталый(несмотря на свое несильное на вид сложение, князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей), верхом приехав с донесением от Дохтурова в Кремс к Кутузову, князь Андрей был в ту же ночь отправлен курьером в Брюнн. Отправление курьером, кроме наград, означало важный шаг к повышению.

Ночь была темная, звездная; дорога чернелась между белевшим снегом, выпавшим накануне, в день сражения. То перебирая впечатления прошедшего сражения, то радостно воображая впечатление, которое он произведет известием о победе, вспоминая проводы главнокомандующего и товарищей, князь Андрей скакал в почтовой бричке, испытывая чувство человека, долго ждавшего и, наконец, достигшего начала желаемого счастия. Как скоро он закрывал глаза, в ушах его раздавалась пальба ружей и орудий, которая сливалась со стуком колес и впечатлением победы. То ему начинало представляться, что русские бегут, что он сам убит; но он поспешно просыпался, со счастием как будто вновь узнавал, что ничего этого не было, и что, напротив, французы бежали. Он снова вспоминал все подробности победы, свое спокойное мужество во время сражения и, успокоившись, задремывал… После темной звездной ночи наступило яркое, веселое утро. Снег таял на солнце, лошади быстро скакали, и безразлично вправе и влеве проходили новые разнообразные леса, поля, деревни.

  • Оставайтесь на связи
    • Последнии записи RSS
      • Анализ
      • Аналитика
      • Бизнес
      • В Красноярском крае
      • В Мире
      • В России и б/р СССР
      • Важно!
      • Видео
      • Галерея
      • Где-то
      • Госдума РФ
      • Дискурс
      • Есть такая партия
      • Жилкомхоз
      • Закон
      • Здоровье
      • История
      • Итоги
      • Кабинет министров
      • Калейдоскоп
      • Комментарии
      • Коротко
      • Культура
      • Массмедиа
      • Мониторинг
      • Обозрение
      • Образование
      • Общество
      • Перспективы
      • Политика
      • Президент
      • Промышленность
      • Публицистика
      • Расследования
      • Религия
      • Сельское хозяйство
      • Событие
      • Совет Федерации
      • Строительство
      • Тема
      • Тема дня
      • Транспорт
      • Финансы
      • Хроника
      • Человек
      • Экономика
      • Экскурс
      • Энергетика
    • Свежие комментарии RSS
  • /

Люди Экономика Политика

КРАСНОЯРСКОЕ
ВРЕМЯ

Константин Щепин
Верю в Россию, верю в русский народ…

  • Главная
  • Тема
    • Тема дня
    • Коротко
    • Хроника
    • Дискурс
    • Калейдоскоп
  • Общество
    • Культура
    • Образование
    • Человек
    • Здоровье
    • Закон
    • Религия
    • Событие
    • Массмедиа
  • Экономика
    • Промышленность
    • Сельское хозяйство
    • Энергетика
    • Транспорт
    • Жилкомхоз
    • Финансы
    • Бизнес
    • Строительство
  • Политика
    • Совет Федерации
    • Госдума РФ
    • Мониторинг
    • Президент
    • Есть такая партия
    • Экскурс
    • Кабинет министров
  • Где-то
    • В Мире
    • В России и б/р СССР
    • В Красноярском крае
  • Важно!
    • История
    • Обозрение
    • Комментарии
    • Публицистика
  • Галерея
    • Видео
  • Аналитика
    • Расследования
    • Итоги
    • Анализ
    • Перспективы
  • О сайте
  • Контакты
  • Карта сайта
  • Радио-Слово
  • Партнёры

   Вы видите здесь снимок, сделанный со знаменитой мраморной статуи работы русского скульптора Антокольского. Изображает эта скульптура старого монаха-летописца за книгой. Таким представлял себе художник первого русского историка – Нестора.

   Очень давно, более девятисот лет тому назад в Киево-Печерском монастыре, основанном князем Ярославом, жил монах Нестор. В те времена грамотных, образованных людей чаще всего можно было встретить в монастырях. Таким центром знаний, письменности, и притом одним из самых знаменитых, был и Киево-Печерский монастырь с его замечательной библиотекой рукописных книг. Сам настоятель «поощрял почитание книг». Монахи собирались каждый день в библиотеке для чтения. Многие только и занимались перепиской рукописей и делали это весьма искусно.

   Об одном из переписчиков сообщается: «он хитрый писать книги» – то есть, мастер переписывать; о другом – «бысть книжник и философ».

   Кто только не наведывался сюда, в Киево-Печерский монастырь! Князь заезжал сюда перед походом
. Бояре и воины заходили сюда. Здесь можно было встретить купцов, монахов, странников, сказителей, гусляров со всех концов русской земли. И все они рассказывали монастырским обитателям о том, что творится на белом свете.

   Образованный и талантливый писатель Нестор встречался здесь со многими бывалыми и мудрыми людьми. Как попал сам Нестор в Киев, где он постиг премудрость грамоты, где он вырос и родился – этого мы не знаем. Сохранилось предание, что родина его – город Белозерск. Достоверно известно, что в конце XI века на Руси появились уже два его произведения: «Житие братьев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» – редчайшие памятники древнерусской литературы.

   Но для его потомков несравненно важнее его третий, знаменитый труд «Повесть временных лет»
. Сам Нестор назвал его «Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда русская земля стала есть».

   Эта летопись – запись по годам важнейших событий, прошедших (временных) лет от переселения славян с Дуная и Карпат в долины рек Днепра и Волхова, вплоть до событий начала XII века.

   О том, например, как был основан Киев, как отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа Олега, как боролся Мстислав с князем Редедей, – Нестор записал по преданиям и легендам. А о жестокой борьбе русских против хазар, печенегов и половцев, о походах славных полководцев древней Руси – Олега, Игоря и Святослава, о годах княжения Владимира, Ярослава Мудрого, его детей и внуков – летописец дает уже более достоверные сведения. Он часто упоминает и о соседних народах – поляках, словенах, болгарах и греках. Он знакомит с жизнью Киева, его обитателей и князей. В 1027 году он записывает: «родился третий сын Ярославу и нарече имя Святослав», в 1060 году: «преставился Игорь сын Ярослава».

   Летописцу много помогал его друг-старец Ян Вышатич
. Он за свою почти столетнюю жизнь участвовал во многих походах, а многое помнил из рассказов своего отца Вышаты – дружинника князя Владимира и Ярослава Мудрого.

   Нестор так записал: «Я много от него слышал и все записал в летописание сие».

   Но не только важные, проверенные факты запечатлевал Нестор, но и все то удивительное, диковинное, что занимало его современников
. Например, 11 февраля 1110 года над Киевом появился какой-то чудесный огненный столб. Позже, через три года в Ладоге выпал необычайный каменный дождь. В 1085 году рыбакам попало детище урода с двумя головами и одним туловищем.

   Нестор нередко хвалит разумные поступки, он прославляет, например, Ярослава, потому что этот князь поощрял грамоту
. А сам Нестор считал: «Велика бо бывает польза от чтения книжного. Они суть реки, напояющие вселенную. От них исходит мудрость. В книгах есть и неисчерпаемая глубина. Ими в печалях утешаемся, они узда к воздержанию».

   А вот внуков Ярослава Нестор порицает, потому что они забыли завет своего деда бороться с врагом сообща. Они только ссорятся между собою, а половцы тем временем опустошают и разоряют русскую землю.

   Нестор писал на старославянском языке
. Подлинный текст рукописи не сохранился, а дошли только его более поздние копии. Монахи-переписчики очень часто изменяли и искажали текст, иногда по неграмотности, иногда сознательно выбрасывая то, что им не нравилось, или добавляя то, что казалось им важным.

   Ученые-историки из десятилетия в десятилетие работают над летописями, сличают разные копии между собой, сопоставляют их с другими документами того времени. Так они постепенно восстанавливают подлинный текст Нестора и точнее уясняют смысл этих замечательных записей. Эта работа ученых необычайно важна, потому что она восстанавливает нашу древнюю историю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *