Дети флегматики


Бывает, что ребенок чем-то напоминает маленького робота. Почему? Его эмоции чаще всего очень сдержаны, лицо невыразительное, поведение спокойно. Говорит тоже спокойно, монотонно, не торопясь. Что бы не случилось — невозмутим как Шерлок Холмс.

Посади его на стульчик — так он будет сидеть столько, сколько надо, даже и без игрушки. Он живет где-то в своем мире. Послушный и равнодушный. Если к нему обращаются — отвечает без эмоций, кажется холодным и отстраненным. Если будет смотреть смешной мультик — на его лице не отразятся переживаемые эмоции. И если его отругали – тоже. Итак, перед нами флегматик.

Заинтересовать флегматика очень сложно, но родители должны постараться. Наверное, такой ребенок хуже других приспосабливается ко всему новому, к любым переменам, даже если это перемены к лучшему. Он предпочитает стабильность. Это касается предметов, мест, людей.

Прежде чем что-то сделать — надо его «разогревать», приучать к какой-то мысли. Например, постепенно подготавливать его к мысли, что вы скоро пойдете на прогулку. Терпения вам, терпения. Особенно если вы сами холерик.

Ребенок — флегматик вполне спокойно долгое время может заниматься чем-то одним, ему не нужно разнообразие и общение. Если он сел рисовать — может делать это долго, не надо к нему приставать, если только дело не касается режимных моментов. Ваши лучшие побуждения останутся без отклика.

Флегматик испытывает сильный стресс, когда вокруг него нет упорядоченности, или когда ситуация меняется, когда что-то идет не так. Если всегда на ужин он пил чай, то сегодня получил молоко, вот на это он отреагирует очень отрицательно.

Его нельзя торопить, будет только хуже. Родителям надо рассчитывать время с учетом его особенностей. Утром раньше будить, чтобы он собрался, как следует. Идет он тоже не торопясь. И ест. И решения принимает тоже. Часто проблемы у таких детей бывают в моменты обучения сначала в детском саду, потом в школе.

В силу особенностей своего темперамента, он изначально может находиться «в отстающих», потому что обучается он тоже медленно. Медленно читает, медленно считает, медленно рисует… Только на чтении сосредоточился — урок кончился, только за математику взялся — опять звонок. Переключение с одного предмета на другой тоже постепенное.

Зато он имеет огромное преимущество над другими в проявлении настойчивости и упорства. Если уж флегматик поставил себе цель — его не остановить. Он полностью сосредоточится на достижении цели, проявит максимум энергичности, будет работать, не уставая, без отдыха. И вот тут-то и он может показать себя как лидер. Поэтому, если есть возможность предоставить ему достаточно времени — он горы свернет!

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослышавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков!
Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Что же такое — темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется. Помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Холерик

Общая характеристика:
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения.
Ежедневные трудности:
— часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;
— задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;
— с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;
— холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;
— проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам
.
Ошибки родителей:
Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком
.
Рекомендации
:

Занятия и увлечения. Главное — повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта — это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз — лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе — вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.
Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций — пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.
Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях — восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках — помогите ему.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Сангвиник.
Общая характеристика:
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек
. В детстве это ребенок -«солнце» — обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным. Сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.
Ежедневные проблемы:
— если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко «забудет» о ней и займется чем-то более интересным;
— если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;
Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру
.
Рекомендации
.
Занятия и увлечения.Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.
Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.
Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.
Ваш ребенок — как раз то самое «солнышко»? Тогда простите ему непостоянство — это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, В. А. Моцарт.

Флегматик.
Общая характеристика:
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно ребенок-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.
Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения
. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.
Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром
. Стремление соблюдать традиции, расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.
Ежедневные проблемы:
— пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;
— попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;
— маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;
— хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;
— предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него
.
Ошибки родителей:
— не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами
. Гораздо проще просто начать раньше;
— не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
— не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;
— наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.
Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.
Рекомендации
:
Занятия и увлечения.Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка — тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.
С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду — вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости.
Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.
Меланхолик
.
Общая характеристика:
Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.
Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя
. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.
Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств
. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как «маленький взрослый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.
Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями
. Для других оставляет фразу: «У меня все нормально». Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.
У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих
.
Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество
.
Ежедневные проблемы:
— делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь»;
Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.
Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, взрослые только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности
.
Рекомендации
:
Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, прорепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом — «Людям свойственно ошибаться».

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз.

Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих.
Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Не все медлительные дети — флегматики (медлительность может быть обусловлена и другими причинами), но… Истинный флегматик — заметно медлительный, малоподвижный ребёнок, по большей части полный и склонный к ожирению, вялый, с ленцой, апатичным лицом, невозмутимо спокойный.

Характеристика флегматика

Больше всего флегматик стремится к покою. Он не чувствует потребности ни в деятельности и труде, ни в забавах  и  веселье. Не мешайте  его  покою, не тревожьте, не задевайте его, и ему больше ничего не нужно.

Флегматик в «чистом» виде равнодушен к обстановке, к своей одежде, к окружающим людям. Его не  тревожат никакие  заботы или тревоги. Ученик-флегматик обычно небрежен в работе, равнодушен к замечаниям, невнимателен к требованиям и советам. Ему  все  «не  важно»,  «не беда», «успеется»…

С товарищами он добродушен, уступчив, терпелив, а потому они не обижают его. Со старшими он послушен и молчалив, а потому они относятся к нему снисходительно, не требовательно, без строгости.

Флегматик, как правило, ни на кого никогда не жалуется, ни перед кем не заискивает, никого не обижает, но и ни от кого не сторонится, только избегает участия в суете, в шумных и подвижных играх, в затеях и проказах. Любит полакомиться, поесть, полежать, подремать, поспать, но действовать, суетиться, работать — это ему очень не нравится.

Флегматик в школе

Мыслит ученик-флегматик неторопливо, иногда неповоротливо. Он не любознателен, не любит ни волноваться, ни задумываться — «ломать» голову, ждет, что все «сделается» как бы само собой, без его участия, а потому вовсе не инициативен и никогда ничего не добивается, хотя склонен к мечтательности, по большей части, беспочвенной и наивной.

Однако при медленном понимании, при слабой восприимчивости, при равнодушии к учению он усваивает знания очень прочно, если они как-нибудь попадают в его голову. Поэтому для учителя и родителей очень важно, они туда попали.

И чувства в нем возбуждаются слабо, не доходят до значительной, тем более — до крайней силы; он всегда умерен — и в любви, ничем не жертвуя во имя ее, и в ненависти, преодолевая ее без особенных усилий. Восторг и негодование ему чужды и совсем непонятны в других людях. Он почти никогда ничем не увлекается. Очень трудно оживить такого ученика, расшевелить, побудить к деятельности.

Как учителю взаимодействовать с флегматиком?

Здесь нужна энергичная требовательность, упорная и последовательная настойчивость, которая будет противодействовать лености, малоподвижности, расхлябанности, но не крутая и не грубая, а спокойная и решительная.

Надо помнить, что флегматик не может соображать и работать с той успешностью и быстротой, как другие, более счастливо одаренные дети.

От ученика-флегматика можно и должно требовать своевременного и качественного исполнения работы посильной. Средством для побуждения к такой исполнительности и может служить последовательное и настойчивое нарушение покоя, которым ребенок-флегматик более всего дорожит.

Надо, чтобы он всегда был «на чеку», не имел бы возможности задремать, погрузиться в ленивое «беспечальное созерцание», чаще поднимать и тревожить его. Можно прибегать к некоторым репрессивным мерам, как перемещение на переднее место на виду учителя в случаях явного невнимания во время урока, как повторение одной и той же работы при неудовлетворительном исполнении, пожалуй, и увеличение ее, чтобы время ученика было как можно больше занято.

Но главное, чем лучше всего воздействовать на его апатию и лень, конечно же, живым и увлекательным преподаванием и, пожалуй, пробуждением самолюбия, чтобы настойчивые требования учителя подкреплялись внутренними стимулами ученика, напрягая и направляя его волевые усилия. Пусть эти усилия, мало-помалу, сделаются для флегматика привычными.

Флегматик – медлительный ребенок, это, прежде всего, надо помнить учителю. Особенно важно учесть это родителям, которые выбирают учителя и программу для будущего первоклассника-флегматика. Горе такому медлительному ребенку, когда попадает он в класс к учителю-холерику, у которого «кто не успел, тот опоздал».

Лучше всего, если учитель и ученик будут, так сказать «одной крови». Как говорят специалисты по NLP – «тождики». Они быстрее поймут друг друга. И, конечно, такой медлительный ребенок должен быть хорошо подготовлен к обучению в современной школе.

При правильном подходе к воспитанию и обучению этого медлительного ребенка, у него можно развить такую работоспособность, которая не снилась людям других темпераментов. И благодаря ей флегматик способен добиться не менее выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

Как правильно давать флегматику инструкцию, научить отслеживать время  в видеоролике…

Мне очень нравится замечательная статья Н. А. Добролюбова из его Педагогических сочинений — «Ученики с медленным пониманием». Мало кто с таким уважением рассказывает о медлительном ребенке. А методику работы с ним было бы замечательно использовать и современным педагогам и родителям.

.

Как ни странно, спокойные и уравновешенные дети-флегматики обладают самым сложным характером. Всё потому, что они очень упрямы, их просто невозможно переубедить. Воспитание таких добродушных и слегка нерасторопных созданий требует от родителей терпения, уважения и сознательного творческого подхода.

Типичный флегматикМедлительный, усидчивый и, казалось бы, совершенно невозмутимый ребёнок. Такой малыш эмоционально сдержан, даже серьезные проблемы они воспринимают внешне спокойно. Действительно, психика флегматика устойчива к любым внешним раздражителям. Но с другой стороны, нужно всегда помнить, что его чувства так же глубоки, как и у любого другого ребёнка – просто он их не выставляет напоказ.

Флегматик последователен и обстоятелен в своих занятиях. Не любит беготню, шум и пустую болтовню. Отличается хорошим аппетитом, при чём в еде не привередлив. Любит поспать, в том числе и днём – в то время как для сангвиника или холерика послеобеденный «тихий час» сплошное мучение. Зато просыпается флегматик тяжело, и ещё долго отходит от сновидений. Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят, что они «совы».

Много игрушек маленькому флегматику не нужно: достаточно несколько любимых, которыми он постоянно играет, при этом не мешая взрослым заниматься своими делами. А наигравшись, он сам охотно соберёт свои игрушки, а также аккуратно сложит одежду и прочее имущество – ведь он души не чает в порядке и чистоте. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Не стремится к лидерству и не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление флегматика соблюдать традиции, экономность и расчёт, стратегия и умение вовремя промолчать часто приводят его к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, могут сводить его достижения к нулю.

Можно ли его дисциплинировать?Не удивляйтесь, если окажется, что ребёнок-флегматик не хочет идти в детский сад. Во-первых, адаптироваться к чему-то новому для него чрезвычайно сложно. А во-вторых, там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у малыша поначалу могут возникнуть трудности.

В силу того, что флегматику сложно быстро переключать своё внимание, он не всегда успевает следить за ходом мыслей преподавателя в школе. Однако любая информация, воспринятая и понятая им, будет сопровождать такого ученика на протяжении всей жизни. Иными словами, если уж что-то влетело в одно ухо, то в другое не вылетит…

Никогда не акцентируйте внимание ребёнка на том, что он что-то делает медленнее или хуже других — это может серьёзно подорвать его самооценку. Подгонять его тоже не стоит – лучше научите его рассчитывать время так, чтобы его было очень много на то или иное действие. Если ваше терпение приходит к концу, всё равно ничего не делайте за ребёнка, просто подождите. Он все равно сделает то, что вы просите — просто значительно позже, чем бы вам хотелось.

Чем его занять и увлечь?Очень трудно маленьким флегматикам прививать нужные привычки, а ещё труднее (практически из разряда невозможного) – переучивать, поэтому несколько раз подумайте, прежде чем говорить или делать что-то в присутствии такого ребёнка! Устойчивые навыки и привычки идут потом с обладателями подобного темперамента на протяжении всей жизни.

Чтобы держать мышление в тонусе, флегматику необходимо какое-то творческое занятие по вкусу: это может быть рисование, музыка, шахматы и так далее. Почаще хвалите и поощряйте малыша, радуйтесь его успехам вместе с ним.

А чтобы ребёнок не был физически вялим и медлительным, приучайте его заниматься гимнастикой, помогите развивать ловкость и подвижность. Так что чем раньше в детской комнате появится турник, шведская стенка и канат, тем лучше. Чтобы взбодриться, подойдут и подвижные игры.

Обязательно (!) развивайте трудолюбие и целеустремлённость у своего малыша. Он способен на многое — однако проблема в том, что он сам к этому не стремится. Подтолкните его к мысли, что нужно выбрать жизненную цель и планомерно двигаться к ней, прилагать определенные усилия. Иначе малыш вырастет пассивным, инертным и ленивым.

На чём делать акцент в общении?Флегматики становятся хорошими и верными друзьями, но вот найти этих самых друзей для них большая проблема. Поэтому с раннего детства учите ребёнка общаться, чтобы он умел проявить инициативу и познакомиться с кем-то или легко включался в игру на детской площадке.

Постарайтесь сдружить его с детьми более активными. Но при этом нужно следить, чтобы они не подавляли малейшую его инициативу. Дружба таких детей может продлиться годами, так как они будут замечательно дополнять друг друга и сглаживать крайности в своих характерах.

Крайне важно научить ребёнка понимать чувства и эмоции других людей. Если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Если из-за этого сверстники отвернутся от него, он не особо расстроится: просто повертит пальцем у виска и займётся своими делами в блаженной изоляции от сумасшедшего мира.

Чтобы избежать такого сценария, разбирайте с ребёнком мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Старайтесь, чтобы в процессе обсуждения больше говорил он, а не вы. Не навязывайте своё мнение. Если нужно, наводящими вопросами помогите ему сформировать свое мнение. Важно также уметь сформулировать и отстаивать его, иначе ребёнок пойдёт по пути наименьшего сопротивления и просто начнёт соглашаться с точкой зрения окружающих.

Метки: воспитывать ребенка-флегматика