Гипервозбудимый ребенок


Такой диагноз нам ставит невролог, только я с ним не согласна, почитала, про таких деток пишут, что у них нарушение координации движений, они не усидчевы, не умеют концентрироваться, но это не про нас.

Тогда почему, потому что, это вечный энерджайзер с нарушением сна, днем спит 1-2 часа, встает рано, ложиться поздно, во сне часто плачет, вертиться, крутится.., практически всегда в движении, даже в стульчике для кормления он делает что угодно, только не сидит…,бывает смена настроения, частые капризы.

Кто сталкивался, действительнл ли это гипервозбудимость, или это период, который пройдет. …

Напишу инструкцию от знаменитого Ю.С. Шевченко доктора медицинских наук, который изучал детей с гиперактивностью.

Дети упрямые и капризные. Почему?
ИНСТРУКЦИЯ

(Нужно внимательно ознакомиться со списком ниже. Просмотрите список и постарайтесь сопоставить его со своими действиями, с тем как Вы поступаете)

Родители детям слишком много запрещают.

Родители постоянно заняты своими делами.

Дети не видят непосредственного ( ближайшего) результата той деятельности, которая им навязывается взрослыми.

Дома не скем соревноваться в том, чтобы»быть хорошим», родители и так любят, а плохим быть легче( не надо стараться).

Родители относятся к детям как начальник к подчиненным.

Родители не учитывают силы и возможности своего ребенка.

Родители слишком нетерпеливы, бескомпромиссны и категоричны.

У родителей недостаточные знания о воспитании.

Родители «ленивы и нелюбопытны», им безразличны интересы своих детей.

Родители «не слышат детей», а слушают только самих себя.

Родители говорят на «взрослом» языке , который непонятен для детей.

Отношение родителей к ребенку как к малышу делает контраст с их требованием к нему как к взрослому.

Родители забыли какими они были в детстве.

Ребенку трудно выразить свои мысли, он расстраивается из — за того что его не понимают и это внешне выглядит как каприз.

Ребенок нездоров, устал, голоден или невыспался.

У ребенка плохое настроение.

Родители не стремятся сделать задание более интересным для ребенка.

Ребенку » выгодно» быть капризным, больным, потому что в этот момент на него обращают больше внимания. , тогда как его «взрослое» поведение не подкрепляется вниманием и воспринимается как должное.

Ребенок забыл или не уяснил «кто в доме хозяин» и считает , что он «пуп земли».

Родители не учат детей думать, рассуждать, а дают готовые решения и ответы.

Родители часто торопят детей или делают за них то, что те хотели бы закончить самостоятельно.

Слишком мало время общения с ребенком.

Когда ребенку интересно то или иное «взрослое» дело( стирка, приготовление пищи) , родители останавливают его попытки из — за экономии времени или опасения травмы, а потом в более старшем возрасте требуют помощи по хозяйству.

Ребенок отказывается от того или иного дела из — за боязни ошибиться, не справиться, а не из за своего строптивого характера.

Родители не интересуются мнением ребенка. а свое считают единственно правильным.

Родители возлагают на детей обязанность реализовать то, чего сами не добились в жизни , не интересуясь подходит( нравится) ли это им.

Ребенок с детства избалован и не приучен к подчинению старшим.

Дома не ставят «оценок» и ребенку трудно оценить свое поведение.

В школе относятся по взрослому, значит уважают, а дома как со взрослым не общаются. Школьнику одной любви уже мало, требуется уважение родителей.

Капризы — способ «показать характер» , добиться своего, самоутвердиться, выбраться из родительской гиперопеки.

Капризы — способ уклониться от выполнения обязанностей, работы.

Родители требуют убрать игрушки , когда ребенок не доиграл.

Родители регламентируют жизнь ребенка исходя из соображений удобства и собственного спокойствия.

Среди родителей нет единого подхода к воспитанию ребенка.

Родители непосредственны, сегодня запрещают то , что вчера разрешали.

Родители действуют по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка, его характера, потребностей, интересов, умственных и физических возможностей, психологического возраста.

Родители тормозят развитие самостоятельности ребенка, не передают своевременно ответственности за принятые решения( когда вставать, что одевать, самому улаживать конфликты с братом( сестрой))

«Правила игры» в семье расходятся с «правилами» принятами в обществе.

Отношения к разновозрастным детям разнится только в смысле ообязанностей, тогда как старший вправе расчитывать на большие права и привилегии.

Родители не подкрепляют»взрослого», «здорового» поведения ребенка и потому «детское» и » больное» выглядит привлекательнее.

Родители не держат слова, не выполняют обещанного .

После понесенного наказания продолжают упрекать, читать нотации, настаивать на формальном извинении, тем самым продлевая время и усиливая степень наказания.

Родители не способствуют проявлению взрослост, силы, мужества ( в том числе в качестве «маминого защитника», «папиной хозяюшки» и т. д)

Дети завидуют тому, что родители всегда правы и безошибочны, чувствуют собственную неполноценность рядом с «образцово — показательными » родителями.

Гипервозбудимый ребенок

Воспитание ребенка

Дома он — громкий ужас. С самого рождения мальчик поражает родителей своей неистощимой энергией и подвижностью. По ночам во младенчестве он практически не спал, доводя до исступления вымотавшегося на работе папу; да и маме было не легче. И вот теперь, вернувшись из школы, он стоит на голове. И в школе Алешка — как уж на сковородке. Сидеть тихо и выводить буковки в прописи? Ни-ко-гда! Столько дел: на пролетающую за окном птичку посмотреть, соседу по парте что-то важное сказать, скатать бумажный шарик и в девчонку-зубрилку через трубочку плюнуть. А на переменах Алешка — главный бузотер. Учителя его не любят, одноклассники сторонятся. Гадкий, несносный, сам не учится и весь класс «заводит» — такую характеристику дают мальчику учителя. Алешкиных родителей вызывают в школу и корят: ну что же вы, говорят им, так плохо сына воспитали — совсем вести себя не умеет. А некоторые члены педагогического коллектива, упирая на плохие Алешкины оценки, заявляют: сын ваш в общеобразовательной школе учиться не может — с умственными способностями у него не в порядке. Расстроенные и злые возвращаются родители домой и дают Алешке взбучку. И зря. Потому что не наказывать, а помочь ему надо Гипервозбудимые дети — примета сегодняшнего дня. Они вовсе не обязательно плохо воспитаны. И с умственными способностями у них гораздо лучше, чем это кажется на первый взгляд. А отличаются от остальных они тем, что хуже концентрируют внимание и более подвижны. Это и называется гипервозбудимостью.

Кто виноват?

Откуда она берется? Основная причина — поражение головного мозга во время беременности, во время родов и в первые недели жизни. Тяжело ли протекает беременность, затянулись или оказались слишком скоротечными роды, заболел ли ребенок в первые дни жизни какой-нибудь инфекцией — клетки головного мозга получают меньше кислорода, отсюда и нарушения деятельности центральной нервной системы — синдром гипервозбудимости. Другая причина — наследственность. Если родители малыша имели в детстве признаки гипервозбудимости, ребенку будет «легче» повторить их путь. До двадцати процентов детей страдают этим расстройством. А вот выявляют его редко, все больше грешат на пороки воспитания. Ведь гипервозбудимость лежит на пересечении педиатрии, неврологии, психологии и педагогики. Причем, «по частям» проблему не видно: нужно, чтобы ребенка обследовали все эти специалисты. А бывает это редко, вот и клеят к таким детям незаслуженные ярлыки: «хулиган», «двоечник» или еще похуже. Как определить: гипервозбудимый у вас ребенок или просто живой и подвижный? Ведь мало ли что пристрастному материнскому сердцу померещится. Вот некоторые признаки: возбудимость, повышенная двигательная активность, импульсивность, склонность к резким переменам настроения и чрезмерному проявлению эмоций, невнимательность, нарушения координации движений, затруднения в учебе. Симптомы эти проявляются в состоянии возбуждения, при том, что, если ребенок успокоился, он может вести себя абсолютно нормально. Но это редкие минуты. А все остальное время ребенок постоянно и бесцельно двигается, хватает и бросает предметы, раскачивает ногами, размахивает руками. Могут быть также тик, гримасничанье, дрожание пальцев рук. Иногда дети начинают безостановочно болтать, причем содержание их речей вызывает большое опасение — слишком много фантазий и слишком мало логики.

Шок и трепет

Эмоциональные нарушения проявляются в виде всплесков. Вроде все было нормально, и вдруг — вспышка гнева, агрессии, ничем не спровоцированные и направленные на совершенно ни в чем не виноватых людей — чаще всего любимых папу и маму. А вслед за этим — неожиданная смена настроения на веселье — со смехом и радостным визгом. Такие «выкрутасы» ведут к конфликтам в семье, да и в школе тоже. Причем, если дома к маленькому бузотеру привыкнут, смирятся — не чужой ведь, то в школе церемониться не станут, и дневник будет полниться написанными красной учительской ручкой замечаниями.Ребенку постоянно приходят в голову какие-то идеи, часто самые невероятные. Но его действия опережают мысль, и ребенок бросается что-то делать, не подумав. Отсюда — «хулиганские» поступки, которые так выводят из себя учителей и родителей. И еще. Эти дети часто и много дерутся: ведь с их языков слетают всякие необдуманные, обидные для сверстников слова — ребенок скажет, а потом только подумает. Причины для драк могут быть и иными. Чрезмерно активные, эти дети претендуют на роль лидеров. Но их идеи не увлекают сверстников, и не поспевают другие ребята за фонтаном вечно меняющихся замыслов своего гипервозбудимого друга. И поэтому со временем такие дети оказываются одни — никто не хочет с ними дружить. Плохая успеваемость объясняется не низким интеллектом, а тем, что ребенку трудно фиксировать свое внимание на одном предмете. Он бы, может, и хотел красиво и без помарок писать в своей школьной тетрадке, да не получается. И ошибки в задачах бывают не из-за непонимания, а от невнимательности. Гипервозбудимому школьнику трудно организовать себя, и поэтому он вечно что-то не успевает и отвлекается на постороннее. А учителя уверены, что ученик специально не слушает их объяснений, из вредности. Психологи говорят, что такие дети словно бы плывут по течению. Это значит, что мысли у них беспорядочные, приходят и уходят как бы сами по себе, повинуясь внешним обстоятельствам — увидел во дворе собаку и отвлекся от диктанта. Из-за «недисциплинированности» мышления и речи у них беднее словарный запас, трудности с точным определением называемых предметов и явлений. Особенно туго с абстрактным мышлением, например, с трудом даются рассуждения о времени и пространстве. Если на это не обращать внимания, то может развиться вторичное снижение интеллектуального развития. И это при том, что изначально у гипервозбудимых детей индекс интеллекта ничуть не ниже, чем у остальных.

Монотонный крик

Психолог, если хорошенько «покопается», обнаружит у ребенка признаки невротизации и прежде всего склонность к беспричинному беспокойству и повышенную утомляемость. Также могут быть расстройства сна, всевозможные невротические привычки вроде ковыряния пальцем в носу или обкусывания ногтей. Поведение гипервозбудимых детей часто отличается инфантилизмом. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, идти у них на поводу, что может быть опасно. В то же время желание привлечь к себе внимание они осуществляют самыми экстравагантными, вызывающими удивление и осуждение окружающих способами. Из-за нарушения координации движений дети кажутся угловатыми, неловкими. В частности, им действительно трудно красиво выводить в тетради буквы. Характерна «прыгающая» походка. Даже езде на велосипеде и то гипервозбудимому ребенку труднее научиться. Но это — признаки гипервозбудимости у тех, кто уже вырос. А нельзя ли увидеть черты будущего синдрома у совсем маленького ребенка? Давайте попробуем. Младенец, который имеет повышенные шансы стать гипервозбудимым, спит плохо, много плачет — причем крик у него монотонный, на одной ноте, грудь сосет вяло. Если вы присмотритесь повнимательнее, то можете обнаружить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку — признак повышенного внутричерепного давления, которое «помогает» развиться гипервозбудимости. Пальчики такого младенца сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок. Когда младенец подрастет, проблем не убавится. Напротив, справиться ни силой, ни уговорами с таким дошкольником невозможно — ответом будет глухое упрямство, агрессия. Такие дети легко и охотно идут на конфликт. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо, их хлебом не корми, дай разломать какую-нибудь игрушку, а уж наступить в песочнице на чей-нибудь куличик — просто счастье. Чтобы врач мог с полным основанием поставить диагноз синдрома гипервозбудимости, он должен не только обследовать ребенка, но и провести беседу с его родителями, а еще лучше и с учителями. Не нужно пугаться, если врач направит ребенка на обследование к психиатру — ведь некоторые симптомы гипервозбудимости похожи на признаки таких заболеваний, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения. Некоторые папы и мамы при словах «вам надо проконсультироваться у психиатра и невропатолога» хватают детей под мышку и опрометью бегут из поликлиники: им кажется, что стоит одному из этих специалистов оставить запись в медицинской карточке ребенка, как на всей его дальнейшей жизни будет поставлен крест — и в институт не примут, и на хорошую работу не возьмут. Напрасные опасения: синдром гипервозбудимости или его синоним — минимальная мозговая дисфункция (ММД) — не тот диагноз, который может испортить медицинскую справку. Чтобы поставить диагноз гипервозбудимому ребенку, признаки этого состояния должны наблюдаться не менее полугода. И только после этого можно начинать лечение. Беда, что очень небольшому количеству гипервозбудимых детей это лечение вообще начинают. Действительно, говорят и учителя, и многие врачи, и даже некоторые родители, какой же он больной, если этот ребенок так и полыхает энергией, буквально может гору своротить? Да он здоровее прочих!

Чем лечить

Лечение синдрома гипервозбудимости комплексное. Причем медикаменты в большинстве случаев не занимают в нем центрального места. Начинать лечение следует с выработки правильного отношения родителей и учителей к гипервозбудимому ребенку — такого отношения, которое обеспечит ему чувство душевного комфорта. Ни в коем случае нельзя делать из ребенка изгоя детского коллектива — это способно окончательно «добить» его, поселить в душе массу комплексов и обид, загнать проблему вглубь, и в конечном случае «аукнется» агрессией и злобой. Нужно создать для ребенка спокойную атмосферу дома. Конечно, не в каждой семье есть возможность отвести ребенку отдельную комнату. Но есть вещи, которые можно обеспечить без труда. Пусть в квартире будет тихо: никто не повышает голос, не включает громко телевизор и магнитофон (телевизора вообще должно быть поменьше), не хлопает дверьми. Необходимо создать условия для выполнения ребенком уроков — чтобы никто не мешал. Следует убрать с глаз подальше и все, что отвлекает: игрушки, любимый велосипед, зеркало. Когда ребенку придет время ложиться спать, пусть все выйдут, выключат свет и ведут себя тихо. В комнате, где живет ребенок, не должно быть ярких красок — лучше подобрать для обоев и мебели спокойные тона. Игрушки выбирайте «неагрессивные» — никаких чудовищ-трансформеров, тем более ядовитых расцветок. Добейтесь, чтобы у вашего чада был строгий распорядок дня. В нем времени для гуляния и спокойных игр должно быть побольше, а для телепередач — поменьше. Противопоказаны компьютерные игры. Больше свежего воздуха и физических нагрузок! В идеале, все свободное время ребенок должен проводить на улице. Но игры с эмоциональным компонентом — футбол, теннис — не совсем то, что нужно. Предпочтительнее равномерная физическая нагрузка: плавание, бег трусцой. Стремитесь к тому, чтобы ребенок до того «догуливался», чтобы вечером просто падал от усталости и немедленно засыпал. Конечно, легче всего этого добиться от дошкольников. Важную роль играет питание. Мало того, что ему следует быть регулярным, оно должно содержать минимум таких продуктов, как кофе, маслины, шоколад, крепкий чай. Кроме того, в больших количествах вредны клубника, апельсины, яблоки, вишня, сливы, малина и виноград. Стремиться нужно к естественным продуктам, не содержащим консервантов. Если есть возможность выбрать для ребенка школу, отдайте предпочтение той, где в классе будет не больше пятнадцати учеников и где урок длится не более тридцати пяти минут. Неплохо, если каждый ученик будет сидеть за отдельной партой. Чем больше будет в такой школе уделяться внимания занятиям физкультурой, тем лучше. Ну а если синдром гипервозбудимости заподозрен у младенца? Ждать, пока подрастет? Ни в коем случае. Ведь чем раньше начать лечение, тем лучше результат. А у детей первого года жизни вообще происходят чудеса: после проведенного лечения от гипервозбудимости и других сопутствующих проблем не остается и следа. Как лечат младенцев? Здесь и массаж, и лечебная физкультура, и расслабляющие ванночки с лечебными травами, и специальные травяные микстуры. Главное, не забывать консультироваться с детским невропатологом.

15

Содержание:

  • Причины
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика

Всё чаще детям в детском саду и в начальных классах ставят диагноз гипервозбудимость и отправляют на обследование к невропатологу. Часть родителей путают это заболевание с синдромом дефицита внимания, кто-то считает, что это пройдёт с возрастом, и лишь немногие понимают, насколько это серьёзно.

Около 10% дошкольников и учеников младшего школьного возраста (преимущественно — мальчики) страдают от этой патологии. Её основа — не в воспитании или поведенческих особенностях личности. Всё гораздо серьёзнее: причина — поражение головного мозга.

Причины

Понятно, что синдром гипервозбудимости возникает не на пустом месте. Просто так, сам по себе, головной мозг ребёнка не может повредиться. На это есть целый ряд причин, о которых родители должны обязательно знать, чтобы уберечь своего ещё даже не рождённого кроху от провоцирующих заболевание факторов. К ним относятся:

  • инфекционные заболевания матери в период беременности;
  • инфекции, подхваченные малышом в первые недели после рождения;
  • быстрые роды;
  • внутричерепная травма, полученная при родах (о родовых травмах мы писали в данной статье);
  • роды с осложнениями;
  • приём женщиной во время беременности медикаментозных или наркотических препаратов, злоупотребление алкоголем или никотином;
  • сильный токсикоз;
  • гипоксия плода;
  • нервные срывы будущей мамы во время вынашивания малыша.

Нужно понимать, почему возникает гипервозбудимость у детей, чтобы уберечь их от опасностей, которые подстерегают их даже ещё в период их внутриутробного развития. Если же это уже произошло и приходится смириться с диагнозом, основной задачей родителей становится своевременное выявление первых симптомов патологии.

Симптомы

К сожалению, родители зачастую упускают момент ранней диагностики заболевания. Несмотря на то, что первые симптомы гипервозбудимости можно заметить у ребёнка практически сразу после его рождения, спохватываются только к школе или в детском саду после жалоб воспитателей. Если изначально знать клиническую картину патологии, лечение можно начать раньше, а значит, и результаты будут гораздо более явными и оптимистичными.

У новорождённого

Основные признаки гипервозбудимости у грудничка сводятся к следующим:

  1. Плохой сон, причём не периодически, а постоянно. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам от любого шума. Посреди ночи издаёт звуки, напоминающие крик или плач.
  2. Плохой аппетит. Мало кушает, с нежеланием берёт грудь или бутылочку. Сосёт вяло.
  3. Сжатые кулачки.
  4. Страдальческое выражение маленького личика.
  5. Кожа младенца кажется голубоватой (мраморного оттенка) или красноватой, так как её пронзает сетка кровеносных сосудов, расположенных очень близко к её поверхности.
  6. Малыш создаёт впечатление скованного и зажатого.

Понаблюдайте за малышом: синдром гипервозбудимости у новорождённых проявляет себя практически сразу. Для наблюдательных родителей не составит труда заметить, что с их крохой что-то не так и его поведение отличается от нормы в этом возрасте.

В более позднем возрасте

Не все родители могут различить синдром гипервозбудимости у грудничка, так как считают признаки заболевания нормой для данного возраста. К сожалению, чем дальше будет расти и развиваться ребёнок, тем острее будет проявлять себя патология.

  1. Ребёнок редко успокаивается: постоянно находится в движении — бегает, прыгает, куда-то лезет.
  2. Не может долго усидеть на одном месте.
  3. Постоянно переключается с одного вида деятельности на другой.
  4. Жалобы воспитателей детского сада на его неуправляемое поведение, несносный характер, непослушание.
  5. Агрессивность по отношению к сверстникам. Как результат — плохая социальная адаптация, отсутствие друзей, одиночество и замкнутость.
  6. Не может дослушать до конца то, что ему говорят.
  7. Не в состоянии контролировать свои слова, поступки, внимание.
  8. Не может ни на чём сосредоточиться.

Главное — чтобы не было слишком поздно. Сумеет мама обнаружить гипервозбудимость у новорождённого, отведёт его к соответствующему специалисту — всё будет хорошо. Пустит на самотёк, успокаивая саму себя в том, что всё пройдёт само, — опасные последствия для жизни ребёнка в будущем не заставят себя долго ждать. Проблемой также является отсутствие чёткой измерительной диагностики для постановки окончательного диагноза.

Диагностика

Как только выявляются симптомы гипервозбудимости, ребёнка необходимо показать врачам. Это может быть невропатолог. Он осмотрит малыша, опросит родителей, соберёт мнения воспитателей, учителей, друзей и родных. Это позволяет отделить синдром от плохого воспитания.

Но ещё лучше попасть на приём к остеопату — специалисту, который способен выявить нарушения в структурах детского мозга без специальной аппаратуры и малоприятных процедур. В их арсенале — только мануальные методы для диагностики нарушения структурно-анатомических отношений между органами и частями тела — остеопатической дисфункции.

Учёные разрабатывают диагностические методы, с помощью которых можно было бы однозначно выявить у ребёнка любого возраста синдром гипервозбудимости. Параллельно ведутся исследования, какие процессы происходят в детском мозгу и ЦНС во время гипервозбуждения, чтобы создать аппарат для точного определения диагноза. Это позволит начать лечения с надеждой на улучшение состояния ребёнка.

Лечение

100% выздоровление не может гарантировать ни одно лечение гипервозбудимости у детей, так как синдром до конца ещё не изучен. Однако такие случаи были, особенно часто — в кабинетах у остеопатов. Терапевтический курс может включать в себя сразу несколько составляющих.

  1. Основное лечение гипервозбудимости сводится к назначению успокаивающих нервную систему препаратов. Валериана, пустырник, мелисса, мята, чабрец — настои из этих трав можно давать ребёнку внутрь, а можно добавлять в расслабляющие ванны перед сном. Они снимают страх, нервозность, тревожность.
  2. Остеопат с помощью движения рук восстанавливает кровоснабжение мозга, что позволяет полностью нормализовать его полноценное функционирование.
  3. Психостимулирующие препараты.
  4. Пантогам — ноотропное лекарство от гипервозбудимости с противосудорожным действием.
  5. Поведенческая терапия для родителей и детей.
  6. Программа специальной адаптации ребёнка к школе.
  7. Постоянные консультации у психолога или психотерапевта.

При этом родители должны понимать, что гипервозбудимость у грудничка вылечить гораздо проще, чем патологию у школьника, пусть даже и младшего возраста. А ещё проще предупредить заболевание с помощью соответствующих профилактических мер.

Профилактика

Чтобы синдром гипервозбудимости у детей не был диагностирован, нужно заниматься профилактикой заболевания с момента зачатия. Для этого необходимо во время беременности:

  • соблюдать режим дня;
  • постоянно находиться под пристальным врачебным наблюдением;
  • соблюдать спокойствие;
  • предупреждать заболевания;
  • полноценно питаться;
  • отказаться от вредных привычек;
  • проходить диагностику плода: магнитно-резонансную и компьютерную томографию, доплеровскую энцефалографию.

Помните: гипервозбудимость у новорождённых выявляется с первых дней его жизни. Не запускайте болезнь. Если не удалось оградить малыша от этой патологии, важно своевременно распознать её и пролечить. Это не приговор, и такой ребёнок может вести обычный образ жизни, как и его сверстники.

Новые статьи

Мы в социальных сетях

наверх

Гипервозбудимый ребенок

Дома он — громкий ужас. С самого рождения мальчик поражает родителей своей неистощимой энергией и подвижностью. По ночам во младенчестве он практически не спал, доводя до исступления вымотавшегося на работе папу; да и маме было не легче. И вот теперь, вернувшись из школы, он стоит на голове. И в школе Алешка — как уж на сковородке. Сидеть тихо и выводить буковки в прописи? Ни-ко-гда! Столько дел: на пролетающую за окном птичку посмотреть, соседу по парте что-то важное сказать, скатать бумажный шарик и в девчонку-зубрилку через трубочку плюнуть. А на переменах Алешка — главный бузотер. Учителя его не любят, одноклассники сторонятся. Гадкий, несносный, сам не учится и весь класс «заводит» — такую характеристику дают мальчику учителя. Алешкиных родителей вызывают в школу и корят: ну что же вы, говорят им, так плохо сына воспитали — совсем вести себя не умеет. А некоторые члены педагогического коллектива, упирая на плохие Алешкины оценки, заявляют: сын ваш в общеобразовательной школе учиться не может — с умственными способностями у него не в порядке. Расстроенные и злые возвращаются родители домой и дают Алешке взбучку. И зря. Потому что не наказывать, а помочь ему надо Гипервозбудимые дети — примета сегодняшнего дня. Они вовсе не обязательно плохо воспитаны. И с умственными способностями у них гораздо лучше, чем это кажется на первый взгляд. А отличаются от остальных они тем, что хуже концентрируют внимание и более подвижны. Это и называется гипервозбудимостью.

Кто виноват?

Откуда она берется? Основная причина — поражение головного мозга во время беременности, во время родов и в первые недели жизни. Тяжело ли протекает беременность, затянулись или оказались слишком скоротечными роды, заболел ли ребенок в первые дни жизни какой-нибудь инфекцией — клетки головного мозга получают меньше кислорода, отсюда и нарушения деятельности центральной нервной системы — синдром гипервозбудимости. Другая причина — наследственность. Если родители малыша имели в детстве признаки гипервозбудимости, ребенку будет «легче» повторить их путь. До двадцати процентов детей страдают этим расстройством. А вот выявляют его редко, все больше грешат на пороки воспитания. Ведь гипервозбудимость лежит на пересечении педиатрии, неврологии, психологии и педагогики. Причем, «по частям» проблему не видно: нужно, чтобы ребенка обследовали все эти специалисты. А бывает это редко, вот и клеят к таким детям незаслуженные ярлыки: «хулиган», «двоечник» или еще похуже. Как определить: гипервозбудимый у вас ребенок или просто живой и подвижный? Ведь мало ли что пристрастному материнскому сердцу померещится. Вот некоторые признаки: возбудимость, повышенная двигательная активность, импульсивность, склонность к резким переменам настроения и чрезмерному проявлению эмоций, невнимательность, нарушения координации движений, затруднения в учебе. Симптомы эти проявляются в состоянии возбуждения, при том, что, если ребенок успокоился, он может вести себя абсолютно нормально. Но это редкие минуты. А все остальное время ребенок постоянно и бесцельно двигается, хватает и бросает предметы, раскачивает ногами, размахивает руками. Могут быть также тик, гримасничанье, дрожание пальцев рук. Иногда дети начинают безостановочно болтать, причем содержание их речей вызывает большое опасение — слишком много фантазий и слишком мало логики.

Шок и трепет

Эмоциональные нарушения проявляются в виде всплесков. Вроде все было нормально, и вдруг — вспышка гнева, агрессии, ничем не спровоцированные и направленные на совершенно ни в чем не виноватых людей — чаще всего любимых папу и маму. А вслед за этим — неожиданная смена настроения на веселье — со смехом и радостным визгом. Такие «выкрутасы» ведут к конфликтам в семье, да и в школе тоже. Причем, если дома к маленькому бузотеру привыкнут, смирятся — не чужой ведь, то в школе церемониться не станут, и дневник будет полниться написанными красной учительской ручкой замечаниями.Ребенку постоянно приходят в голову какие-то идеи, часто самые невероятные. Но его действия опережают мысль, и ребенок бросается что-то делать, не подумав. Отсюда — «хулиганские» поступки, которые так выводят из себя учителей и родителей. И еще. Эти дети часто и много дерутся: ведь с их языков слетают всякие необдуманные, обидные для сверстников слова — ребенок скажет, а потом только подумает. Причины для драк могут быть и иными. Чрезмерно активные, эти дети претендуют на роль лидеров. Но их идеи не увлекают сверстников, и не поспевают другие ребята за фонтаном вечно меняющихся замыслов своего гипервозбудимого друга. И поэтому со временем такие дети оказываются одни — никто не хочет с ними дружить. Плохая успеваемость объясняется не низким интеллектом, а тем, что ребенку трудно фиксировать свое внимание на одном предмете. Он бы, может, и хотел красиво и без помарок писать в своей школьной тетрадке, да не получается. И ошибки в задачах бывают не из-за непонимания, а от невнимательности. Гипервозбудимому школьнику трудно организовать себя, и поэтому он вечно что-то не успевает и отвлекается на постороннее. А учителя уверены, что ученик специально не слушает их объяснений, из вредности. Психологи говорят, что такие дети словно бы плывут по течению. Это значит, что мысли у них беспорядочные, приходят и уходят как бы сами по себе, повинуясь внешним обстоятельствам — увидел во дворе собаку и отвлекся от диктанта. Из-за «недисциплинированности» мышления и речи у них беднее словарный запас, трудности с точным определением называемых предметов и явлений. Особенно туго с абстрактным мышлением, например, с трудом даются рассуждения о времени и пространстве. Если на это не обращать внимания, то может развиться вторичное снижение интеллектуального развития. И это при том, что изначально у гипервозбудимых детей индекс интеллекта ничуть не ниже, чем у остальных.

Монотонный крик

Психолог, если хорошенько «покопается», обнаружит у ребенка признаки невротизации и прежде всего склонность к беспричинному беспокойству и повышенную утомляемость. Также могут быть расстройства сна, всевозможные невротические привычки вроде ковыряния пальцем в носу или обкусывания ногтей. Поведение гипервозбудимых детей часто отличается инфантилизмом. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, идти у них на поводу, что может быть опасно. В то же время желание привлечь к себе внимание они осуществляют самыми экстравагантными, вызывающими удивление и осуждение окружающих способами. Из-за нарушения координации движений дети кажутся угловатыми, неловкими. В частности, им действительно трудно красиво выводить в тетради буквы. Характерна «прыгающая» походка. Даже езде на велосипеде и то гипервозбудимому ребенку труднее научиться. Но это — признаки гипервозбудимости у тех, кто уже вырос. А нельзя ли увидеть черты будущего синдрома у совсем маленького ребенка? Давайте попробуем. Младенец, который имеет повышенные шансы стать гипервозбудимым, спит плохо, много плачет — причем крик у него монотонный, на одной ноте, грудь сосет вяло. Если вы присмотритесь повнимательнее, то можете обнаружить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку — признак повышенного внутричерепного давления, которое «помогает» развиться гипервозбудимости. Пальчики такого младенца сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок. Когда младенец подрастет, проблем не убавится. Напротив, справиться ни силой, ни уговорами с таким дошкольником невозможно — ответом будет глухое упрямство, агрессия. Такие дети легко и охотно идут на конфликт. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо, их хлебом не корми, дай разломать какую-нибудь игрушку, а уж наступить в песочнице на чей-нибудь куличик — просто счастье. Чтобы врач мог с полным основанием поставить диагноз синдрома гипервозбудимости, он должен не только обследовать ребенка, но и провести беседу с его родителями, а еще лучше и с учителями. Не нужно пугаться, если врач направит ребенка на обследование к психиатру — ведь некоторые симптомы гипервозбудимости похожи на признаки таких заболеваний, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения. Некоторые папы и мамы при словах «вам надо проконсультироваться у психиатра и невропатолога» хватают детей под мышку и опрометью бегут из поликлиники: им кажется, что стоит одному из этих специалистов оставить запись в медицинской карточке ребенка, как на всей его дальнейшей жизни будет поставлен крест — и в институт не примут, и на хорошую работу не возьмут. Напрасные опасения: синдром гипервозбудимости или его синоним — минимальная мозговая дисфункция (ММД) — не тот диагноз, который может испортить медицинскую справку. Чтобы поставить диагноз гипервозбудимому ребенку, признаки этого состояния должны наблюдаться не менее полугода. И только после этого можно начинать лечение. Беда, что очень небольшому количеству гипервозбудимых детей это лечение вообще начинают. Действительно, говорят и учителя, и многие врачи, и даже некоторые родители, какой же он больной, если этот ребенок так и полыхает энергией, буквально может гору своротить? Да он здоровее прочих!

Чем лечить

Лечение синдрома гипервозбудимости комплексное. Причем медикаменты в большинстве случаев не занимают в нем центрального места. Начинать лечение следует с выработки правильного отношения родителей и учителей к гипервозбудимому ребенку — такого отношения, которое обеспечит ему чувство душевного комфорта. Ни в коем случае нельзя делать из ребенка изгоя детского коллектива — это способно окончательно «добить» его, поселить в душе массу комплексов и обид, загнать проблему вглубь, и в конечном случае «аукнется» агрессией и злобой. Нужно создать для ребенка спокойную атмосферу дома. Конечно, не в каждой семье есть возможность отвести ребенку отдельную комнату. Но есть вещи, которые можно обеспечить без труда. Пусть в квартире будет тихо: никто не повышает голос, не включает громко телевизор и магнитофон (телевизора вообще должно быть поменьше), не хлопает дверьми. Необходимо создать условия для выполнения ребенком уроков — чтобы никто не мешал. Следует убрать с глаз подальше и все, что отвлекает: игрушки, любимый велосипед, зеркало. Когда ребенку придет время ложиться спать, пусть все выйдут, выключат свет и ведут себя тихо. В комнате, где живет ребенок, не должно быть ярких красок — лучше подобрать для обоев и мебели спокойные тона. Игрушки выбирайте «неагрессивные» — никаких чудовищ-трансформеров, тем более ядовитых расцветок. Добейтесь, чтобы у вашего чада был строгий распорядок дня. В нем времени для гуляния и спокойных игр должно быть побольше, а для телепередач — поменьше. Противопоказаны компьютерные игры. Больше свежего воздуха и физических нагрузок! В идеале, все свободное время ребенок должен проводить на улице. Но игры с эмоциональным компонентом — футбол, теннис — не совсем то, что нужно. Предпочтительнее равномерная физическая нагрузка: плавание, бег трусцой. Стремитесь к тому, чтобы ребенок до того «догуливался», чтобы вечером просто падал от усталости и немедленно засыпал. Конечно, легче всего этого добиться от дошкольников. Важную роль играет питание. Мало того, что ему следует быть регулярным, оно должно содержать минимум таких продуктов, как кофе, маслины, шоколад, крепкий чай. Кроме того, в больших количествах вредны клубника, апельсины, яблоки, вишня, сливы, малина и виноград. Стремиться нужно к естественным продуктам, не содержащим консервантов. Если есть возможность выбрать для ребенка школу, отдайте предпочтение той, где в классе будет не больше пятнадцати учеников и где урок длится не более тридцати пяти минут. Неплохо, если каждый ученик будет сидеть за отдельной партой. Чем больше будет в такой школе уделяться внимания занятиям физкультурой, тем лучше. Ну а если синдром гипервозбудимости заподозрен у младенца? Ждать, пока подрастет? Ни в коем случае. Ведь чем раньше начать лечение, тем лучше результат. А у детей первого года жизни вообще происходят чудеса: после проведенного лечения от гипервозбудимости и других сопутствующих проблем не остается и следа. Как лечат младенцев? Здесь и массаж, и лечебная физкультура, и расслабляющие ванночки с лечебными травами, и специальные травяные микстуры. Главное, не забывать консультироваться с детским невропатологом.
Денис Ковалев