Лечение дислексии у детей


Дислексия – это нарушение навыка чтения при сохраненной общей способности к обучению. Это специфическое нарушение имеет под собой неврологическую природу.

Раньше дислексия являлась общим понятием для определения неспособности индивидуума к обучению. В настоящее время этот термин описывает логопедические и клинико-психологические нарушения навыков чтения.

Дислексию называют «болезнью гениев».

Причины

  • Умственная отсталость;
  • Нарушение зрения;
  • Нарушение слуха;
  • Генетические нарушения;
  • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга (правополушарный тип мышления);
  • Травмы головного мозга;
  • Патология внутриутробного развития;
  • Нервно-психическая незрелость.

Классификация

Существует несколько классификаций дислексии, которые представлены в следующих таблицах.

Видовая классификация

ВидОписание
Дислексия травмы Возникает после травмы головного мозга
Первичная дислексия Наследственная, чаще проявляется у мальчиков
Вторичная дислексия Обусловлена нарушением гормонального фона на ранних стадиях онтогенеза
Визуальная Человек не может писать буквы и цифры в правильном порядке
«Аудиторная» дислексия Связана со слухом, имеются трудности в распознавании звуков и группы букв
Дисграфия У ребенка появляются трудности в написании букв

Классификация по формам

ФормыОписание
Фонематическая Связана с недоразвитием фонематической системы, звукобуквенного анализа
Семантическая Человек не понимает прочитанных слов и предложений
Аграмматическая Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая Человеку трудно запомнить все буквы
Оптическая Путает графически сходные буквы
Тактильная Слепым детям трудно определить тактильно буквы из специальной азбуки

Признаки

(А) Уменьшение (в красном) и увеличение (в синем) серого вещества у дислексиков по сравнению с контрольным уровнем. (B) уменьшение (в красном) белого вещества у дислексиков по сравнению с контрольным уровнем. (C) гистограммы показывают реакцию интереса в средней височной извилине (х = -56, Y = -51; Z = 2), в середине задней височной извилины (х = -60, Y = -60, Z = 5) и глубоко в нижней лобной извилине (х = -40, Y = 3; Z = 22) в трех группах (контрольной в желтом и светло-голубом цвете, группе страдающих дислексией субъектов в оранжевом и темно-синем цвете). Столбики ошибок указывают на стандартные отклонения.

Дислексия у взрослых имеет симптомы различной степени выраженности, которые зависят от причины нарушения. Человек, страдающий дислексией, не может быстро и правильно распознавать слова, читать, он часто делает орфографические ошибки. У индивидуума не сформирован полноценный фонологический компонент языка. При дислексии могут страдать память и внимание, но, как правило, это связано с нарушением межполушарных взаимодействий. При этом нарушении может возникнуть дефицит читательского опыта. Очень часто нарушено понимание текста. Интеллект при этом нарушении сохранен. Индивид читает с ошибками, по первым слогам пытается угадать, что написано.

Человек часто не понимает, что написано в тексте, ему трудно пересказать прочитанное. Чтение дается с большим трудом, он очень быстро устает и раздражается. Такие люди совершают ряд грамматических или орфографических ошибок при переписывании простого текста, им с трудом удается правильно написать слово, воспринимаемое на слух. Индивид при этом неврологическом нарушении имеет множество проблем с почерком, не может выполнить письменное задание в короткий срок. Дислексия и дисграфия откладывают «отпечаток» на характер, человек отличается повышенной эмоциональностью, очень раздражительный, совершает импульсивные ошибки. Очень часто заболевание сопровождается эмоциональной нестабильностью. В чертах характера может проявляться сильное чувство справедливости или утонченный эстетический вкус. Доминантная функция правого полушария может проявляется в виде нарушения координации движения.

Проявления у детей

Дислексия у детей проявляется в плохой успеваемости в школе. У них наблюдаются различные неврологические нарушения в поведении: нервозность, беспокойство и гиперактивность. Дети с дислексией плаксивы, могут некоторое время находится в подавленном состоянии, затем резко перейти в возбужденное.

Такие дети имеют задержку речевого развития. Они имеют большие трудности в запоминании букв, цифр, цветов.Они путают буквы с одинаковой конфигурацией, имеют сложности в сочетании звуков, не могут рифмовать слова.

Ребенок с дислексией может изменять порядок звуков в словах. Дислексия у младших школьников проявляется в том, что они не могут разбить слово по слогам, неправильно называют слова на буквы алфавита. Дети с дислексией особым образом держат карандаш или ручку в руках. Очень часто дислексия сочетается с дисграфией.

«Звездная» болезнь

Многие звезды шоу-бизнеса и кино страдали дислексией. В школе учителя и сверстники считали их умственоотсталыми. Однако с течением времени это неврологическое нарушение не помешало стать им знаменитыми актерами, режиссерами и сценаристами. Родители звезд даже не догадывались, что их ребенок не может читать или писать , потому что у него проблемы неврологического характера. Некоторым людям диагноз «дислексия» помешала окончить школу, но они смогли состояться профессионально и реализовать свои творческие способности. Многие знаменитости посещают логопедов для коррекции проблем речи и устранения ее дефектов.

Приведем несколько примеров из биографии звезд с дислексией:

  • Гай Ричи. Он бросил общеобразовательную школу, когда ему было 15 лет, и

    Знаменитые люди, страдающие дислексией

    пошел работать посыльным. У него было много комплексов и психологических зажимов, вызванных дислексией, чтобы побороть их он начал заниматься каратэ и другими восточными единоборствами. Он имеет черный пояс по дзюдо и коричневый пояс по джиу-джитсу. Его фильм « Карты, деньги, два ствола» принесли ему мировую известность, а новый взгляд на Шерлоха Хомса сделало его популярным среди современной молодежи;

  • Том Круз. Любимец всех женщин пишет буквы в зеркальном отражении. В детстве он испытывал большие трудности в письме и в чтении. Учеба давалась ему тяжело, поэтому Том Круз сменил более 10 школ. С течением времени он смог побороть много комплексов и страхов;
  • Ганс Христиан Андерсен. Он известен как датский писатель-сказочник. Андрерсен сочинял свои прекрасные сказки ночью, а утром относил их в издательства. Редакторы были потрясены полной бездарностью автора, очень часто возвращали ему рукописи, даже не прочитав их до конца. Однако благодаря таланту и упорной работе Андерсен стал известным детским писателем, сказки которого читают дети всех стран;
  • Агата Кристи. Известная королева английского детектива страдала дислексией. Она написала около 80 произведений. В детстве Агата долго не могла научиться писать, делала много ошибок, писала медленно. Родители решили забрать ее со школы, чтобы девочка продолжила обучение дома. Прошло много лет, писательница приобрела мировую известность, но все также делала много орфографических ошибок;

Обследование

Обследование ребенка в возрасте 5-6 лет позволяет выявить симптоматику заболевания. Ребенку проводится тестирование в результате, которого выясняется, как ребенок читает и соответствует ли это возрастным нормам. Все тестирования проводятся в форме игры, чтобы исключить возникновение психологического дискомфорта у ребенка. У него проверяется слух и способность воспроизводить услышанные звуки. Специалистом проверяется, какая из сенсорных систем ребенка работает лучше: зрительная, тактильная или слуховая. Если тестирование проводится не в школе, то родители должны поддержать своего ребенка, правильно настроить его, объяснить всю важность исследования. Ребенок перед школой должен пройти обследование у логопеда и психолога, которые заполняют специальную форму характеристики.

В школе 1 раз в семестр проводит опросник Дэвиса для выявления скрытых творческих способностей у детей. Для реализации творческого дара у ребенка в школе необходимо давать больше свободных тем, проводить конкурсы, постоянно подталкивать на «великие дела».

Лечение

Лечить дислексию необходимо у логопеда, психолога и психиатра. Виды и способы коррекции дислексии зависят от формы и вида заболевания. У детей необходимо развивать функциональные навыки чтения. Используется прямое и непрямое обучение по распознаванию слов. В прямое обучение включены специальные фонематические методы, которое используются отдельно от программы по обучению чтению. Непрямое обучение включает в себя программу по обучению чтению и фонематические методы. При лечении дислексии у детей используют программы по комплексному воздействию на все органы чувств: зрительные, тактильные и слуховые. Ребенка обучают навыкам выделения составных частей слова или компонентов для понимания текста. Не всегда удается полностью вылечить дислексию, но можно свести к минимуму ее проявления.

Профилактика

Всем детям дошкольного возраста рекомендуется пройти обследование у специалиста по дислексии. Профилактические осмотры у дошкольников и младших школьников позволяют выявить специфические трудности в обучении и предупредить неврологические отклонения в поведении.

Занятия с логопедом

Логопед может проводить упражнения по коррекции дислексии с ребенком в форме игры. Ребенку предлагается выполнить несколько заданий.

  • Найти определенную букву небольшом тексте;
  • К большой печатной букве подставить маленькую письменную и наоборот;
  • Обвести контуры букв;
  • Вырезать букву из бумаги;
  • Добавить недостающие элементы букв;
  • Прочитать буквы и сочетания букв: «а, и, и, а», « о, о, и, а, о, и, у».

Ранняя диагностика дает возможность провести хорошую коррекционную работу и социально адаптировать ребенка, свести к минимуму неврологические нарушения и провести профилактику психологических проблем.

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Чаще данное состояние диагностируется у детей, учащихся в начальной школе. Хотя родители могут заметить сложности с обучением чтению и немного раньше. Но в дошкольном возрасте отсутствие успехов в чтении легко оправдываются тем, что ребенок еще мал, не готов к серьезному обучению. «Все наладится в школе», считают родители. И напрасно, потому что самостоятельно дислексия не проходит.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Причины дислексии

Причины нарушений делятся на физиологические и социальные

К физиологическим факторам относят:

  • Повреждения мозга в перинатальном периоде вследствие гипоксии плода, перенесенных матерью инфекциях (краснуха, герпес, корь, тяжелая форма гриппа), алкогольной или наркотической интоксикации.
  • Механические повреждения вследствие тяжелых родов, использования вспомогательных инструментов при затяжной родовой деятельности и т. д.
  • Поражения ЦНС ребенка в связи с заболеваниями желтухой новорожденных, нейроинфекциями, частыми болезнями, истощающими организм.
  • Наличие других заболеваний, влияющих на правильное развитие нервной системы и деятельности мозга (детский церебральный паралич, умственная отсталость).

Социальные факторы тоже могут влиять на формирование высшей психической деятельности:

  • Билингвизм в семье.
  • Отсутствие необходимых для ребенка с раннего возраста речевых контактов.
  • Педагогическая запущенность.
  • Излишне раннее обучение чтению, перегрузка нервной системы при чрезмерно активном стремлении родителей развивать ребенка.
  • В группе риска находятся и дети, имеющие отставания в развитии речи — ОНР, ЗПРР.

Виды дислексии

Фонематическая

Отличается тем, что ребенок путает при чтении схожие фонемы. Например, «том» заменяет на «дом», «сок» на «шок» и т. д. Возможны также перестановка фонем с слове. В данном случае очевидно, что страдает фонематическое восприятие, умение анализировать и синтезировать.

Семантическая

Эту ситуацию называют еще механическим чтением. Ребенок при правильном прочтении текста не способен его понять, рассказать, о чем он читал. Это состояние связано с неумением проводить звукослоговой анализ, ограниченностью словарного запаса, отсутствие понимания синтаксических связей слов в предложении.

Аграмматическая

Ребенок не понимает грамматического строя речи и, соответственно, неправильно согласовывает слова в предложении.

Мнестическая

В этом случае ребенок не в силах запомнить, какой звук должен соответствовать букве, что говорит о нарушениях в формировании речевой памяти.

Оптическая

При недостаточной сформированности зрительно-пространственных представлений ребенок путает буквы, схожие по написанию. Имеющие одинаковые элементы, но расположенные по-разному буквы «Ы» и «Ь», «П» и «Н» и другие в данных условиях с трудом поддаются идентификации.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

К кому обратиться?

Необходимое обследование проводит логопед. В первую очередь он оценит уровень общего развития речи:

  • наличие проблем со звукопроизношением;
  • способность к фонематическому восприятию;
  • уровень развития связной речи;
  • сформированность звукослогового анализа, понимания грамматического строя речи.

Кроме того, логопед проанализирует функционирование высшей психической деятельности. Оценит развитие памяти, уровень внимания, мышления, наличия сопутствующих состояний, влияющих на формирование чтения.

Для исключения проблем со зрением ребенку может быть показана консультация офтальмолога.

Возможно также будет рекомендовано проведение медицинского обследования у невролога или психоневролога с оценкой функциональной работы мозга (ЭЭГ, МРТ).

Коррекция, лечение дислексии

Справиться с дислексией ребенку поможет логопед. Исходя из результатов обследования, он определяет тип нарушения чтения, устанавливает причину данного состояния и составляет план лечения — коррекционных действий.

Работа ведется над всеми выявленными проблемами речи и неречевыми процессами:

  • Упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
  • Усвоение понятий о грамматическом и семантическом строе речи.
  • Увеличение объема активного и пассивного словаря.
  • Улучшение работы артикуляционного аппарата и правильная постановка звуков в речи.
  • Помимо этого вырабатывается специальный подход к внимательному чтению, пониманию и осмысления прочитанного.

Несомненно, без помощи и активного участия родителей в процессе коррекции результата достигнуть крайне сложно. Дома ребенок должен продолжать заниматься по предложенной логопедом методике. Родители должны учитывать состояние ребенка и при выполнении школьной домашней работы оказывать поддержку и необходимую помощь.

Дислексия – не столь уж редкое заболевание, встречающееся у детей. И данный диагноз, услышанный родителями, ввергает их обычно в состояние растерянности и страха. Насколько опасна эта болезнь? Лечится ли она? И как нужно лечиться? На эти вопросы попробуем и найти ответы.

Признаки дислексии

На медицинском языке дислексия расшифровывается как избирательное нарушение обучающего процесса (обучение письму и чтению) на фоне общей способности к обучению. Проявления дислексии сосредотачиваются в области чтения слов: ребенок неспособен к слогослиянию, а значит, не понимает написанных слов. При чтении дети искажают произношение слов, «глотают» слоги, меняют местами буквы, пропускают буквы, добавляя при этом ненужные звуки.

Причины дислексии

Родители должны осознавать, что дислексия – это не следствие умственной отсталости или отклонений в работе органов зрения и слуха. Дислексия вызывается другими причинами. В ее основе – нейробиологические причины, когда зоны мозга ребенка, отвечающие за чтение и письмо, менее активизированы, чем должны быть. Поэтому бывает сложно дифференцировать дислексию от схожих по признакам заболеваний.

Диагностика

Проявляется дислексия обычно в 6-7-летнем возрасте и проявляется чаще у мальчиков. Диагностирование дислексии предполагает применение когнитивного тестирования ребенка, в ходе которого и определяется уровень владения навыками чтения и письма. Этот уровень сравнивается с другими показателями – показателями детей-сверстников. Также во время тестирования проверяется способность к воспроизведению речи, слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

К сожалению, чаще, чем хотелось бы заболевание диагностируется неправильно. И в тех случаях, когда «виновато» неграмотное воспитание и образование ребенка, социальные работники, не желая «копаться» в объективных причинах плохого навыка чтения, «сваливают» все на дислексию.

Чем опасна дислексия?

Не беря во внимание психологический аспект проблемы (насмешки сверстников, недовольство учителей – все это порождает комплексы у ребенка), можно, тем не менее, сказать, что некоторые проблемы и трудности могут возникнуть у ребенка с возрастом. Среди них – дезорганизация, дезориентация в пространстве, трудности усвоения любой информации, нарушения координации.

Коррекция дислексии

Дислексия не поддается лечению в привычном смысле. Являясь нейробиологической особенностью ребенка, дислексия может лишь корректироваться. Существует популярная методика Рональда Дейвиса, главная идея которой заключается в придании образности печатным словам. Ведь ребенок с дислексией не воспринимает двумерные образы, к которым относится напечатанный текст, но при этом прекрасно мыслят трехмерными образами. Дислектику понятно все, что имеет образное трехмерное выражение. Переведенные в образное выражение, печатные слова уже не являются для него проблемой.

Такая методика позволяет корректировать дислексию параллельно процессу обычного обучения в школе. А это значит, что необходимости отрывать ребенка от учеба в школе нет.

Плюсы дислексии

Как ни странно, они есть. Дислексию иногда сравнивают с гениальностью. И под этим сравнением есть основания. Многие великие люди в детстве страдали дислексией — например, сказочник Андерсен, ивописец Леонардо да Винчи, математик Эйнштейн, некоторые современные знаменитые актеры — Киану Ривз, Том Круз. Это говорит о том, что дислексия — вовсе не приговор. Нужно только научиться учитывать эту особенность и корректировать ее.

Симптомы дислексии

  • Медленное чтение по слогам или по буквам.
  • Угадывающее чтение, ошибки в виде замен или перестановок, пропусков букв.
  • Нарушение понимания смысла прочитанного.
  • В большинстве случаев дислексия является изолированным нарушением (то есть самостоятельным, не сопровождается нарушениями функции памяти и др.).
  • Общая способность к обучению у детей не страдает.

Формы

  • Фонематическая дислексия.
    Фонемой в русском языке называют минимальную единицу звукового строя. Сама фонема не имеет самостоятельного значения, но несет смыслоразличительные функции в словах, например, том — дом — ком.
    Таким образом, изменение одной из фонем в слове или перестановка фонем, например, липа — пила, приводят к изменению значения слова.
    Ребенок с этой формой дислексии смешивает звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (например, шок — сок).
  • Семантическая дислексия (или механическое чтение) — заключается в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста в целом. При этом технически ребенок читает абсолютно правильно, но после прочтения не может передать суть прочитанного.
    В основе данного явления лежит:

    • трудность звукослогового анализа (звукослоговой анализ — это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов сочетаний звуков, слогов и слов);
    • нечеткость представлений о синтаксических связях внутри предложения (слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими членами предложения).
  • Аграмматическая дислексия — данный вид наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. Характерно

    • изменение падежных окончаний и числа существительных (в домов);
    • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных (интересный книга);
    • изменение окончаний глаголов 3-его лица в прошедшем времени (сделул).
  • Оптическая дислексия — заключается в трудности усвоения сходных по внешнему написанию букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Ы-Ь, П-Н).
  • Мнестическая дислексия — при данной форме ребенок с трудом усваивает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Причины

  • В основе дислексии лежат нейробиологические причины (недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга):

    • многочисленные исследования показали, что у детей с дислексией определенные зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) функционально менее активны, чем у здоровых;
    • у лиц с дислексией также отмечается пониженная плотность мозговой ткани в задней части средней височной извилины слева.
  • Наследственность: мутация гена DCDC2 6-ой хромосомы влияет на развитие нейронов в определенных зонах мозга, что ведет к развитию дислексии.
  • Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.
  • Возможно развитие дислексии в результате травм головного мозга.

LookMedBook напоминает: чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений:

Диагностика

  • Распознать дислексию — достаточно трудная задача. Характерные симптомы дезориентации ребенка:

    • дезориентация в пространстве;
    • дезорганизация;
    • трудности с восприятием информации
    • неуклюжесть или нарушение координации;
    • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.
  • При подозрении на дислексию с ребенком проводятся специальные тесты на определение уровня владения навыками чтения (в сравнении с показателями детей аналогичного возраста).
  • Функциональная МРТ, ПЭТ — диагностика головного мозга — при обследовании выявляется снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле головного мозга (задней части левой средней височной извилины). Также при обследовании обнаруживается снижение функциональной активности в этой области мозга, по сравнению с нормой.
  • Возможна также консультация детского логопеда, невролога, психолога.

Лечение дислексии

  • Регулярные занятия с ребенком должны проводиться как родителями, так и специалистами (логопедами). В ходе занятий ребенок должен учится соотносить произнесенные звуки с буквами, при этом используются наглядные материалы.
  • На ранних этапах дисклексия относительно легко поддается коррекции.
  • Рекомендуются занятия с детским психологом.

Осложнения и последствия

  • Низкая успеваемость ребенка в школе по сравнению со сверстниками.
  • Социальное отчуждение (ребенок может стать предметом насмешек и др.).
  • Возможно развитие комплекса неполноценности.

Профилактика дислексии

Так как дислексия является генетическим заболеванием (наследственным), то предупредить ее (при наличии изменений на генетическом уровне) невозможно. Однако при условии внимательного и терпимого отношения к ребенку проявления дислексии могут стать минимальными.

Необходимо:

  • прививать ребенку привычку воспринимать прочитанное на слух с самого раннего возраста (для этого родители должны регулярно читать своим детям литературу, соответствующую его возрасту);
  • обучать ребенка первым навыкам чтения уже в дошкольном возрасте (в игровой форме, с использованием наглядных материалов);
  • своевременное выявление первых признаков дислексии (могут проявиться уже в возрасте пяти лет) и их коррекция (занятия с ребенком, посещение логопеда);
  • чем раньше будут выявлены первые признаки дислексии, тем быстрее и проще нарушение поддается коррекции.

Комментарии

Заседание Консультативного Совета по неврологии

Москва, 22 февраля 2008

Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово «дислексия» имеет греческое происхождение и означает «трудности со словами» (dys — плохой, неадекватный, lexis — слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия — частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией — сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки «учебного чтения», необходимые в процессе обучения.

    Дети не «перерастают» дислексию !

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al [1979] 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al [1985] 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi [1987] 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al [1987] 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout [1990] 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза — от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 — 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Группы детей с дислексией Число пациентов Лечение
    Лечение Ноотропил®ом 18:
    15 мальчиков,
    3 девочки
    100 мг/кг в день (2400-3200 мг в день), 2 раза в день (утром и днем) в течение 2 месяцев
    Контрольная группа 22:
    18 мальчиков,
    4 девочки
    Лечение и педагогическая коррекция не проводились

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память — по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Исследованные показатели Лечение Ноотропил®ом Контрольная группа
    Навыки чтения (коэффициент техники чтения, скорость чтения и количество ошибок) и навыки письма под диктовку 56 % 10 %
    Поддерживаемое внимание 72 % 41 %
    Координация движений (ходьба и равновесие) 72 % 32 %
    Мелкая моторика (чередующиеся движения кистей и стоп) 67 % 23%

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 — 3,2 г/день) и длительный курс применения — в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Комментарии

    (видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)