Пимен святой


Память преподобного Пимена Великого — 9 сентября

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.
Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день». На вопрос, что лучше — говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», — и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», — и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

(Тропарь, глас 8)

Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, душы благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.

(Кондак, глас 4)

 Дорогие братья и сестры!

27 августа по ст.ст./9 сентября по н.ст. Святая Русская Православная Церковь чтит память великого старца-подвижника, одного из столпов египетского монашества — преподобного Пимена. 

Святой авва родился около 340 г. в коптской семье и преставился ко Господу в преклонном возрасте, завершив свой земной путь с молитвою на устах. Несмотря на чрезвычайную скромность и глубокое смирение старца, считавшим себя недостойным Царствия Небесного, Церковь причислила его к лику святых, память о нем живет в каждом поколении христиан, а большинство из дошедших до нас его поучений сохраняет актуальность и по настоящее время. К старцу приходили как духовные, так и мирские лица поучиться у него смиренномудрию, искусству духовного возрастания.

Из жития прп. Пимена Великого известно, что он вместе со своими родными братьями удалился в пустыню, где нес крест монашества в крайне тяжелых условиях в опасностях от природы, диких зверей, злых людей и желающих погибели рода человеческого падших ангелов. Преподобный до конца был верен монашеским обетам, отсекая от себя все то, что мешало молитве и умному деланию. Он безпрестанно плакал о своих грехах. Результатом его подвижнической жизни стало то, что из стремящегося к христианской жизни он стал настоящим по духу, а не по форме, христианином. Господь поселился в его сердце и только стремление к Нему занимало ум старца. Из этого проистекла настоящая христианская любовь к ближнему, не осуждение грешника, любовь к конкретному человеку.

Святитель Игнатий Брянчанинов в «Отечнике» так писал о древнем подвижнике: 

«Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благодатные дары. Изречения его, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия: эта редкая черта заметна и в преподобном Феодосии Печерском». 

Святой авва всегда действовал с чрезвычайной рассудительностью, исходя из психологических особенностей личности и условий его жизни, не применяя «шаблонный» подход при разрешении вопросов духовного характера.

Высота христианской жизни преподобного стала очевидной не только его современникам, но и последующим поколениям христиан. Не случайно, что в дошедших до нас высказываниях Пимена Великого сквозит его любовь к человеку, в котором он всегда видел Образ Божий:

«Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его».

«А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши».

Авва также говорил:

«Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, — не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию».

Убиенный священник Даниил Сысоев говорил:

 «Однажды этого святого спросили, что бы он сделал, если бы увидел, что монах согрешает? Он ответил, что прикрыл бы его мантией. Это очень важный момент. Какой должна быть христианская норма отношения к людям? Многие считают, что главное для человека — быть правильным до черточки, что если существуют определенные нормы, то мы должны их требовать и от других, что мы должны быть беспощадными и жесткими к нарушению этих норм другими людьми. Но Господь наш не так судит. Те люди, которые стараются быть абсолютно правыми, которые считают, что их слова — абсолютная истина, которые считают, что они являются мерилом для всего, которые абсолютно справедливы и беспощадны к окружающим, к таким Господь Бог беспощаден и Сам!». 

Лейтмотивом отношения прп. Пимена к ближнему можно выразить одним единственным словом: неосуждение. Снисхождение к чужим грехам и строгость к себе — отличительная черта настоящего, а не мнимого, христианина.

Суровая аскетическая жизнь, опасности, которые окружали старца повсюду, не ожесточили его сердце. Наоборот, чем больше он познавал Христа, тем большую любовь он испытывал к Его творению:

— Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

— Это очень много, брат.

— Тогда в течение одного года.

— Что ты? И этого много!

— Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.

— Я убеждён, — ответствовал преподобный, — что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня».

Накануне празднования памяти своего небесного покровителя Пимена Великого святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своей проповеди говорил:

 «Замечательным примером для нас, верующих, является жизнь преподобных — этих великих святых. Много труда, много сил положили преподобные для приобретения духовных богатств. Они уходили в дебри, в пустыни, чтобы возгревать пламень, который касался их душ, постоянно стремиться к духовному совершенству…

Духовное совершенство — это постоянная, в продолжение всей жизни, хвала Богу, это постоянное горение духовного пламени. К такому совершенству и стремился преподобный Пимен Великий. По преданию, преподобный Пимен Великий, назидая своих учеников, говорил: „Кипящему сосуду не прикоснется муха, егда же остудит сосуд, всякие гады внидут в онь“. Так, преподобный призывал к постоянному памятованию о Боге, постоянному возгреванию огня молитвы. Это повествование является великим назиданием и для всех нас. И сегодня, в день памяти преподобного Пимена Великого, вознесем ему молитвы, чтобы он укрепил нас в исполнении его завета, возжег пламень горения Богу в душах наших, который мы будем постоянно возгревать молитвами великого преподобного».

Великий Пимен достиг таких высот в духовном делании, что даже воскресал мертвых. Однако, чем большие чудеса он творил, тем более возрастало в нем видение своих грехов. Он постоянно плакал о них и сокрушался о своей духовной немощи.

Дошедшие до нас высказывания преподобного — образец мудрости и смирения святого:

«В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание»;

«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище»

«Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами»

«Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн»;

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу»

«Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой»

«Употребляй все усилия, чтоб никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам»

«Усильно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человеци (Лк.6:26)»

«Если человек не возненавидит двух страстей: то не возможет быть свободным от мира». Его спросили: «Каких?». Он отвечал: «Телесного упокоения и суетной славы»

«Наша воля есть медная стена между нами и Богом и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость».

Преподобный отче Пимене, моли Бога о нас! 

Трощинский Павел

Пимен Великий родился в Египте около 340 года. Уже в молодости он почувствовал тягу к уединённой монашеской жизни, увлёк этим двух своих братьев и они ушли в пустынный Скитский монастырь.

В 407 году набег берберов привёл к разрушению обители и монахи были вынуждены переселиться в развалины языческого храма Теренуфис.

Монастырь Дейр-Суриани в Вади-Натрун в Египте. В нём подвизался преподобный Пимен Великий до того как уйти в отшельничество.Там они и провели остаток жизни. Насельники нового монастыря вели столь строгий и аскетический образ жизни, что этими своими подвигами добродетели привлекли к себе внимание и стали почитаемы окрестными народами.

К Пимену стали стекаться те, кто нуждался в помощи и добром совете. Так на свет появился сборник наставлений, известный под названием «Афоризмы». Он включает в себя примерно 1000 афоризмов, из которых примерно четверть принадлежит самому святому Пимену Великому. Вот некоторые из них:

Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн.

Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу.

Так же преподобный Пимен не смотря на свой очень строгий отшельнический образ жизни, отказываясь от встреч с матерью и не вкушая по 6 дней пищи, был известен своей добротой и ни когда не наказывал строго провинившихся . Наказывая епитимьёй во время исповеди, он всегда слово «год» заменял на слово «день». И если епитимья требовала наказания три года отлучения от причастия, он три года заменял на три дня.»Если человек от всего сердца покается и положит твёрдое намерение не возвращаться ко греху, то Бог примет и и трёх дневное покаяние»Порой его даже не могли понять его ученики. Как-то один отшельник упрекнул преподобного Пимена, что он часто моет ноги и заботится излишне о ногах, на это преподобный Пимен ответил: » Нас не учили убивать наши тела, а только убивать наши страсти».Однажды преподобный Пимен узнал, что его родной брат послушник , пребывающий рядом с ним влюбился в женщину и решился обзавестись семьёй. Преподобный Пимен велел согрешившиму уже блудом брату-послушнику отнести бутылку вина со словами: «Отнесите , пусть наш брат отметит это событие!» Когда тот монах получил бутылку вина от преподобного Пимена, он изгнал женщину и стал монахом.

Порой таких аскетов преподобный Пимен сам укорял словами:

«Многие из наших отцов стали очень мужественными в аскетизме, но в тонкостях его восприятия понимают очень мало.» .

Тем кто гордился своей учёностью и научными знаниями, преподобный Пимен говорил : «

Падайте в ноги пред Господом, а не измеряйте свой прогресс».

Однажды к преподобному Пимену обратился один строгий игумен и спросил, что ему делать с монахами, которые плохо молятся и засыпают на богослужениях. Преподобный Пимен ответил на вопрос примером, сказав: «

Если когда мой монах засыпает на богослужении, я сажусь рядом, ложу его голову себе на колени и даю возможность ему отдохнуть».

Преподобный Пимен не переносил осуждений других и говорил: «

Человек внешне может быть очень молчаливым, но если он в своём сердце осуждает других, то он болтает без умолку».

Однажды к преподобному Пимену хотел придти в пустыню египетский вельможа для разговора и личного знакомства, но Пимен отказал ему :

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать меня, тогда и многие простые люди захотят придти ко мне и поговорить со мной, они будут мешать моему безмолвию и я лишусь благодати смирения, которую приобрёл при помощи Божьей».

Прожив долгую жизнь, преподобный Пимен Великий скончался в возрасте около 110 лет.

Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве.

Храм расположен в историческом центре Москвы, в районе Тверской, Центрального административного округа (Нововоротниковский переулок, 3). Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь преподобного Пимена Великого..

Первоначально поселение московских ворот­ников (привратников при городских воротах) располагалось у стен Кремля. Их слобода Воротники находилась рядом с Тверской улицей. В честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого были названы соседние переулки — Воротниковский и Старопименовский.

Приблизительно в 1672 году была построена новая церковь святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшая их старый храм. Память о поселении стражников осталась в названии местного Нововоротниковского переулка.

В 1691 году деревянная церковь сгорела. В 1696—1702 годах по благословению патриарха Адриана был выстроен новый каменный храм, который в те времена стоял на берегу большого пруда. В 1825 году была построена ограда храма, сохранившаяся до нашего времени.

По преданию, некий слепой мальчик играл здесь и взял в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая икона, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.

В советский период храм не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов «церковных ценностей». В 1927—1932 годах регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал главным московским храмом обновленцев во главе с митрополитом Алек­сандром Введенским.

Через три с половиной месяца после смерти Алек­сандра Введенского, 9 октября, храм преподобного Пимена Великого перешёл в ведение Московской Патриархии. Патриарх Алексий I совершил в нём Божественную литургию в конце декабря 1946 года.

Мы именуем Пимена Великим, в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Пимен

.

Пимен Великий (340 — около 450) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память совершается в Православной церкви — 27 августа по юлианскому календарю, в Католической церкви — 27 августа.

Жизнеописание

Пимен Великий родился в Египте около 340 года. Уже в молодости он почувствовал тягу к уединённой монашеской жизни, увлёк этим двух своих братьев и они ушли в пустынный Скитский монастырь.

В 407 году набег берберов привёл к разрушению обители и монахи были вынуждены переселиться в развалины языческого храма Теренуфис.

Там они и провели остаток жизни. Насельники нового монастыря вели столь строгий и аскетический образ жизни, что этими своими подвигами добродетели привлекли к себе внимание и стали почитаемы окрестными народами.

К Пимену стали стекаться те, кто нуждался в помощи и добром совете. Так на свет появился сборник наставлений, известный под названием «Афоризмы». Он включает в себя примерно 1000 афоризмов, из которых примерно четверть принадлежит самому святому Пимену Великому. Вот некоторые из них:

  • Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн.
  • Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твоё добро победит его злобу.

Прожив долгую жизнь, преподобный Пимен Великий скончался в возрасте около 110 лет.

Видео по теме

Гимнография

  • Молитва

О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.[1]

  • Тропарь, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни бесплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.[2]

  • Кондак, глас 4

Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.[2]

  • Величание

Ублажаем тя,/ преподобне отче Пимене,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.[3]

Примечания

  1. ↑ Пимен Великий: житие и акафист akafist.narod.ru
  2. 1 2 Православный церковный календарь с тропарями и кондаками 2009. Москва, Изд-во РПЦ МП, 2008, стр. 122
  3. ↑ Православный церковный календарь с тропарями и кондаками 2009. Москва, Изд-во РПЦ МП, 2008, стр. 253

Ссылки

  • Преподобный Пимен Великий на сайте Православие.Ru
  • Пимен Великий Библиотека Якова Кротова
  • Пимен Великий, Египетский Хронос

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день». На вопрос, что лучше — говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», — и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», — и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Иконописный подлинник

Новгород. XV.

Святые Илья Пророк, Пимен Великий, Моисей Мурин. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

Хосиос Лукас. XI.

Прп. Пимен. Мозаика. Греция (Хосиос Лукас). Начало XI в.

Сербия.

Прпп. Пимен и Иларион. Фреска. Сербия.

Афон. XV.

Прп. Пимен. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1547.

Прп. Пимен. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Русь. XVII.

Минея — Август (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Россия. 2005.

Прпп. Арсений и Пимен Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *