Причины задержки психического развития у детей


Существуют нормы психического развития детей в каждом возрасте. В том случае, когда эти нормы нарушены, врачами ставится диагноз задержка психического развития (ЗПР), что означает незрелость эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы малыша, а также замедление развития психики. Родителям о таком диагнозе узнавать, безусловно, неприятно, однако не стоит отчаиваться. Бороться с возникшей проблемой можно и нужно, а как – мы постараемся подробно изложить в данной статье.

Симптомы ЗПР

К трем месяцам младенцы обычно начинают улыбаться, отвечать на ваш голос, издавая звуки (гулить) – если такое поведение отсутствует, необходимо обратиться к врачу-неврологу. Согласно определенным нормативам доктор сможет понять, присутствует ли проблема в вашем случае.

Если малыш, грубо говоря, вообще никак не развивается, то есть прекращает делать то, чему научился, или делает это не так хорошо, как прежде – это тоже повод для беспокойства. Но какому родителю захочется соглашаться с тем, что его ребенок отстает в развитии? Поэтому нередки случаи, когда со словами «У вас у самих тут задержка развития!» мама и папа в гневе выходят из кабинета врача и с негодованием рассказывают своим знакомым о том, какие ужасные врачи в наше время и как гадко они поступили с их чудесным малышом.

К сожалению, такая позиция может привести к тому, что позже родители будут обеспокоенно наблюдать за тем, что у их ребенка отсутствует или плохо выражена координация, малыш имеет определенные сложности в общении с окружающими, а также с трудом постигает азы разговорной речи. Такие детки не могут сосредоточиться на выполнении какого-либо задания.

Они невнимательны и не умеют концентрироваться, поэтому их трудно увлечь каким-либо занятием или игрой. В силу того, что знания об окружающем мире у них ограниченны, малыши плохо ориентируются в обстановке и с трудом узнают знакомые предметы. Другими словами, ребенок очень отличается от других детей, и игнорировать это становится просто глупо.

Что ж, любую проблему необходимо решать, пока она не переросла в более серьезные трудности. С помощью детских врачей-специалистов родители начинают работу по поиску причины симптомов задержки психического развития и способов избавления от этого состояния.

Причины задержки психического развития

Начнем с биологических причин. Это, как правило, причины, имеющие место в протекании беременности. А именно тяжелый токсикоз, внутриутробная инфекция, резус-конфликт, недоношенность плода, родовые травмы черепа ребенка. Сюда же относятся желтуха новорожденных (ядерная) и употребление беременной женщиной алкоголя.

Перенесенный грипп или менингит у маленького ребенка может вызвать тяжелые осложнения. Рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы тоже могут быть причинами, за которыми последует задержка психического развития детей. В некоторых случаях срабатывает генетика, и симптомы ЗПР прослеживаются в каждом поколении семьи.

Социальные факторы, являющиеся причиной задержки развития у детей, к сожалению, достаточно распространены. К ним относятся нарушения условий содержания и ухода за ребенком в семье, так называемая безнадзорность. А также чересчур авторитарное воспитание детей, или гиперопека, когда родители подавляют ребенка психологически.

Врачи ставят неприятный диагноз очень многим детям из неблагополучных семей, а также детям, находящимся в детских домах и интернатах. Ограничение общения со сверстниками и взрослыми, изоляция от людей также являются причинами для того, чтобы симптомы задержки психического развития начали проявляться у детей уже к 2-3 годам жизни.

Вышеописанные факторы, приводящие к ЗПР, являются первичными. Следует также знать, что нарушение слуха или зрения у маленьких детей тоже может сыграть роль в нарушении развития ребенка, так как недостаточность общения и зрительной информации приводит к дефектам речи, вследствие чего притормаживается общее развитие.

Диагностика задержки психического развития

Диагноз «задержка психического развития» детям просто так врачом не ставится. Если возникло подозрение на ЗПР, ребенок обследуется целой командой врачей: это педиатр, детский психолог, невролог, логопед, психиатр. Изучается анамнез, условия жизни ребенка в семье, навыки речи. С ребенком проводятся беседы с целью исследования интеллекта и эмоциональной сферы. И в первую очередь выясняется причина, из-за которой могла последовать задержка психического развития.

После того как все необходимые данные о развитии ребенка собраны, специальная комиссия выносит заключение, в котором указываются данные о наличии у ребенка задержки психического развития. Затем специалисты рекомендуют лечение и проводят разъяснения на тему воспитания малыша или его обучения по специальным программам.

Лечение ЗПР

Лечение или коррекция, задержки психического развития у детей представляет собой целый комплекс мероприятий, в котором принимают участие детские врачи-дефектологи и родители. Процесс реабилитации детей с диагнозом ЗПР достаточно длительный и начинается в раннем возрасте.

Малыши занимаются в специализированных детских садах, обучаются в классах  коррекции в школе. У них особая программа, в которой делается упор на наглядность и частое повторение материала.

Смена деятельности, физическая зарядка, использование особых видов терапии (сказки, рисование, игры) влияют на развитие ребенка самым положительным образом. Конечно же, особый упор делается на внимание, мышление и память. В процессе обучения индивидуально или в группе дети занимаются по различным пособиям и методикам для развития восприятия окружающего мира, предметов и действий. Познавательные процессы влияют на лечение детей самым благотворным образом.

В том случае, когда врач назначает медикаментозное лечение заболевания, оказывающее влияние непосредственно на психику ребенка, неплохо было бы получить консультацию других специалистов, так как многие врачи считают, что при правильной реабилитации дополнительное лечение лекарствами вовсе не требуется.

Кроме вышеперечисленных методов коррекции ЗПР, врачами может назначаться и лечебно-физическая гимнастика, и массаж, и водолечение, и физиотерапия.

Профилактика и прогноз ЗПР

Задержка психического развития детей успешно преодолевается в определенные сроки, если специалисты отработают полную программу и назначат эффективное лечение, которое родители применят должным образом.

Детей с диагнозом «задержка психического развития» и, как следствие, «задержка речевого развития», в нашей стране и за рубежом достаточно много, чтобы можно было делать соответствующие выводы.  С помощью педагогов-специалистов, врачей и, конечно, близких людей достигается существенный прогресс, происходит усвоение знаний, умений и навыков, нормальных для соответствующего возраста ребенка.

По окончании общеобразовательного учреждения дети, прошедшие качественную и длительную реабилитацию, получают образование в других учебных заведениях: профессионально-технических училищах, колледжах и ВУЗах, где получают профессию или специальность.

В качестве профилактики ЗПР у детей, рекомендуется внимательное отношение к планированию беременности, контроль за здоровьем будущих родителей, так как не секрет, что лечение инфекций различной этиологии у беременных проводится в основном антибиотиками, что крайне отрицательно влияет на внутриутробное развитие плода.

После рождения необходима профилактика инфекционных заболеваний – карантин придуман не зря. Кроме всего прочего, здоровая психологическая атмосфера в семье, общение с малышом и правильное воспитание, развивающие занятия и игры практически гарантируют, что симптомы задержки развития никогда не будут замечены у ваших детей.

В заключение остается добавить, что при подозрении на задержку психического развития у ребенка следует немедленно обратиться к специалисту за консультацией.

Помните, что первые симптомы ЗПР – это начало трудной коррекции, требующей времени, терпения и любви. Не откладывайте дело в долгий ящик, надеясь на авось или пресловутое «само пройдет». Лечение ЗПР требует раннего диагностирования и безотлагательного решения о реабилитации, чтобы будущее ваших детей не было омрачено никому не нужными проблемами с получением образования, адаптацией в социуме и всеми остальными жизненными ситуациями. И помните, что при коррекции, как и всегда, ваш ребенок нуждается в заботе и любви – без них успеха не достигнуть.

Содержание:

  • Причины ЗПР
  • Виды
  • Симптомы
  • Отличия от умственной отсталости
  • Лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

1. Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях — медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Новые статьи

Мы в социальных сетях

наверх

Как реагировать родителям, если в медицинской карточке крохи появилась запись «задержка психического развития». Конечно, им достаточно страшно, но не стоит опускать руки. В случае с ЗПР, главное – выяснить причину возникшей проблемы и понять, как с ней предстоит бороться. Подробнее — в нашем сегоняшнем материале.

Как распознать?

Задержка психического развития – нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление темпов развития психики.

Могут ли родители сами заподозрить проблему? Если у малыша в три месяца отсутствует «комплекс оживления», то есть он не начинает гулить и улыбаться в ответ на голос и улыбку родителей, — необходимо сходить на прием к детскому неврологу.

На что обратит внимание врач? Существуют определенные нормативные сроки, согласно которым в 1-2 месяца малыш должен следить глазами за погремушкой, в 6-7 – сидеть, в 7-8 – ползать, в 9-10 – стоять, а к годику сделать первые шаги. Если развитие ребенка не соответствует нормам – невролог может предположить проблемы. Еще один фактор беспокойства, если ребенок вдруг регрессирует, то есть вообще перестает делать то, что уже умел или делает это гораздо хуже, чем раньше.

Малыш подрос и родители заметили, что он ведет себя не так, как его сверстники, испытывает сложности с общением, проблемы с освоением речи, ему сложно сосредоточиться, он замкнут или раскоординирован? При всех подобных проявлениях доктор может констатировать задержку психического развития, а значит, пришло время разбираться, что к ней привело, и отыскать способ борьбы с недугом.

Работать придется в тесной команде: педиатр, невролог, родители, иногда в состав включается логопед и детский психиатр. Важно понять, что привело к задержке развития и найти способы, благодаря которым ребенок догонит своих сверстников.

Войновская Ирина Владимировна, детский невролог Детской клиники «Добробут» на Левом берегу рассказывает: «Причины задержки психологического развития могут быть как биологические – патологии беременности, недоношенность, травмы и асфиксия при родах, болезни матери на ранних этапах развития плода, генетическая обусловленность, так и социальные – длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. Если родители заметили у ребенка нестойкие эмоции, снижение познавательной активности, проблемы в формировании речевой деятельности с ребенком следует обратиться к детскому неврологу, логопеду, психологу или психиатру. Специалисты разработают индивидуальную схему педагогической и медицинской коррекции, которая, совместно с пристальным вниманием родителей к развитию малыша, поможет частично или даже полностью преодолеть задержку психического развития».

Наша мама-форумчанка mayachok рассказывает: «Дети с ЗПР, ЗРР и т.п. отличаются друг от друга очень сильно. Нам специалисты в центре объясняли, сколько критериев влияют на прогноз: способность ребенка к взаимодействию (насколько охотно выполняет инструкции+мотивация к совместной деятельности); утомляемость; состояние когнитивных функций (память, внимание); сильно мешает двигательная расторможенность: интеллект (может быть на границе с УО, может — на границе с нормой, диапазон там достаточно большой). Поэтому коррекционная программа всегда подбирается индивидуально, ориентироваться на чужие примеры не совсем правильно».

Читай также: Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

Как проявляется

Наиболее ярким признаком ЗПР врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.

Как следствие – нарушение внимания и снижение концентрации.  Малыш часто отвлекается, его трудно заинтересовать каким-либо процессом.

Из-за проблем с ограниченным количеством знаний об окружающем мире, у детей с диагнозом ЗРП могут возникать сложности с ориентацией в пространстве, им проблематично узнать даже знакомые предметы в новом ракурсе.

Особенностью детей с задержкой психического развития является то, что они лучше запоминают то, что видят, чем то, что слышат, а также у них нередки проблемы с развитием речи разного уровня.

Отставание наблюдается и в мышлении, например, у детей с ЗПР возникают серьезные трудности во время решения задач на основе синтеза, анализа, сравнения и обобщения.

Компаниец Наталья Николаевна, психолог, специалист коррекционной педагогики, рассказывает: «Часто совместно с диагнозом ЗПР ставится и ОНР – общее недоразвитие речи, которое может иметь разную степень. Когда речь бурно развивается, ее недоразвитие откладывает свой отпечаток и на интеллект. Если нет явных органических поражений мозга, сложно сказать, что в данном случае первично — ЗПР или ОНР. Причем хуже ребенок справляется с заданиями, где нужно опираться на речь, а логические задания с геометрическими фигурами и цифрами может выполнять нормально (называют — невербальный интеллект). В возрасте 3-4 лет и ЗПР, и ОНР корригируются очень хорошо, и большинство детей идут в обычные школы. Не отказывайтесь, если предложат логопедическую группу, там работа специалистов как раз направлена на развитие понимания, грамматически правильного говорения, много внимания уделяется заданиям для развития мышления с опорой на речь».

Читай также: Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Причины и не только

В чем же причина нарушения нормального развития у ребенка?

Это и генетические факторы, и легкое органическое поражение мозга вследствие перенесенной болезни (например, тяжелая форма гриппа или менингит), ряд факторов, связанных с развитием ребенка в младенчестве (нерациональное применение больших доз антибиотиков), неблагоприятное течение беременности и родов (болезни, интоксикации, асфиксия при родах).

Также спровоцировать ЗПР может вакцинация малыша с неврологическими проблемами или утрата связи между крохой и мамой. Например, задержку психического развития констатируют практически у всех детдомовских детей, а у тех, кто попал туда не прямо из роддома, а был какое-то время рядом с мамой, наблюдается регресс ранее приобретенных навыков.

Многие специалисты считают что причиной ЗПР являются социально-педагогические факторы: неблагополучная обстановка в семье, недостаток развития, тяжелые условия жизни.

Наша мама-форумчанка Anutik рассказывает: « У нас в 3 года была ОНР, ЗРР, псевдобульбарная дизартрия. ЭЭГ показывало органические поражение мозга, без нарушений интеллекта... Немного нарушена у него координация и постановка ножек при ходьбе. Говорил слов 5 на то время, без глаголов. Где то 3,5 лет интенсивных занятий, у ребенка появились другие слова, затем простые предложения, затем рассказ. В 5,5 лет мы начали потихоньку осваивать чтение, и к 6 годам мой ребенок начал основательную подготовку для вступления в 1-й класс... Сейчас мы первоклассники, в самой обычной школе-садике, около дома, учеба дается хорошо, даже украинский осваиваем, хотя до школы рос в русскоговорящей семье… Английский — плохо пока, но я и не очень хочу его грузить 3-им, по сути, для него языком. Память хорошая, стихи учим хорошо... Ребенку  коллектив нравится, нравится когда их гулять выводят всех вместе, во всякие игры на улице играть толпой, нравится на продленке оставаться и всем дружно за столом пить чай и кушать бутерброды, нравится уроки организованно на продленке делать. Осталась смазанность речи конечно, легкая дизартрия, некоторые неврологические моменты. Но пока они маленькие, 1ый класс, одноклассники не сильно понимают в чем дело, никак его по этому признаку не выделяют, к тому же все равно много обычных деток в классе, которые еще «р» не говорят, шипящих. Но за 2 года (с 3,5 до 5,5), я вам скажу, ребенок совершил ОГРОМНЫЙ прорыв в развитии речи… Мы проходили курсы лечения в речевом центе в Киеве. А там, каждый курс занятий с логопедом, массажистом и другими специалистами подкрепляется всегда медикаментозно. Как дальше все будет развиваться, сама в неведении….Посмотрим…»

Что делать?

Итак, что необходимо делать родителям, если врачи обнаружили и подтвердили у малыша диагноз «задержка психического развития»?

Если диагноз поставлен, то специалисты должны определить причину, из-за которой возникла задержка развития. Также важно понять, нет ли у ребенка каких-то смежных проблем, например, если у ребенка сложности с развитием речи, важно понимать, что у него нет проблем со слухом.  

Если врач прописывает ребенку лекарства, которые будут оказывать непосредственное влияние на его психику, постарайтесь обязательно попасть на прием к другому специалисты, чтобы выслушать не одно, а два-три-пять мнений. Чаще всего специалисты придерживаются мнения, что при ЗПР достаточно правильной реабилитации компетентных специалистов.

Найдите в своем городе специализированный центр по работы с детьми с диагнозом ЗПР. Работая в адаптационных группах, мини-садиках или самостоятельно ребенок сможет быстрее справиться с заболеванием, а родители получат квалифицированные консультации, смогут поучаствовать в тренингах.

Специалисты центра помощи детям с задержкой психического развития разработают индивидуальную программу реабилитации малыша, которая будет направлена непосредственно на стимуляцию пострадавших психических процессов.

Занимайтесь с ребенком по разработанной программе реабилитации под контролем специалистов центра, а главное – не теряйте контакт с ребенком, верьте в его развитие.

Наша мама-форумчанка ЮлияЛ рассказывает: «По-моему, самое главное – не потерять контакт с ребёнком, не дать ЕМУ отдалиться…Понимаете, у меня ещё двое обычных деток, и я долго не могла понять, что не так в отношениях с сыном… Уже думала, может, и правда какая-то холодность у меня, что ли... А потом поняла, это он всё пытался отстраниться, уйти в себя, а отпускать нельзя. Нам такой контакт очень помогает сохранить семья вообще, сестрички, домашние зверушки – хотя проблем и нестыковок очень много. Огромным счастьем было, когда после 3-х лет он впервые стал пристраиваться рядышком со мной, потом сказал «мамичка», в 5 вдруг начал обнимать... Сейчас порой приступы нежности у него просто, и рассказывает, как он рад, что именно с нами живёт и т.д. ИМХО – врачи-специалисты-педагоги советуют то, что знают, но применять всё надо с оглядкой на то, как мама чувствует. Очень важно, чтобы нам с нашими детками и им с нами было хорошо, не нарушить этого. Честное слово – у нас поездки, какие-то хорошие, тёплые события всегда давали какой-то прогресс. А при «построении» сын прогресса не даёт вообще…Вот это для меня самое простое и самое сложное, простите за излишние эмоции…»

Мы уверены, если вы своевременно начнете работу со своим малышом, у вас получится решить многие проблемы, а со временем ребенок восстановится, и ничем не будет отличаться от своих сверстников!

Читай также: Что такое ЗПР?

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter чтобы сообщить об этом редакции

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них олигофрении. Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

. , . , ().
. , , , , , .
: , , .
, , .
. -. . , , , .
() , , , . , . , . , . , .
. , , , . , . , , . .
, .
, , . — .
. , , , , . , , .
, , , , , . .
— : , , . , , .
. , — , , . . , , .
, . 6- .
( , , , .). , , . , (, ), .
, . .
. ( ). , . . , . () , , . . , , , . , . , . , , , , , . , . , . .
— . — — .
. , . .
: , , — . . , , .
.
.
— .
. .
— , , . : , , , , , .
. . .