Причины зпр


Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Все мамы мечтают о том, что их дети будут самыми умными, развитыми и успешными, чуть ли не с того момента, как тест на беременность покажет им заветные две полоски. После рождения малыша среди мам одного двора (или одной группы детского сада) начинаются своеобразные соревнования: кто лучше ест, кто быстрее и самостоятельнее, кто уже выучил буквы, кто научился читать, считать и писать и так далее. И если что-то в жизни и развитии ребенка идет не так, как у остальных детей, мама начинает бить тревогу. Все дети индивидуальны, поэтому незначительные отклонения от нормы в развитии ребенка вполне допустимы. Ну а если проблема начинает вырисовываться более четко, то стоит посетить врача, возможно, у ребенка задержка психического развития.

Что такое задержка психического развития

Замедленный процесс совершенствования психологического и эмоционального восприятия окружающего мира, ослабленные внимание и память, отставание по сравнению со сверстниками в формировании процесса мышления называются задержками психического развития. Подобные неприятные симптомы могут появиться у детей еще задолго до достижения ими возраста, в котором они садятся за школьную парту.

Но чаще всего отсутствие любознательности и стремлений, нехватка знаний и незрелость сознания ярко проявляются при прохождении тестирования или собеседовании в преддверии учебы в начальных классах.

Позднее, на уроках в школе, педагоги часто обнаруживают у учеников нелогичность мышления, не способность правильно и четко выражать свои мысли, преобладание игровых интересов перед желанием воспринимать новую информацию.

Устойчивые проявления подобных симптомов у дошкольников и детей раннего школьного возраста позволяют врачам сделать заключение о наличии задержек в психическом развитии (ЗПР).

Причины отставания в развитии

Подобные тревожные проявления у каждого ребенка различны и очень индивидуальны. Причины, их вызывающие, делятся, в основном, на два типа: биологические и социальные.

Сыграть роковую роль может тяжелая наследственность и генетическая предрасположенность к подобным нездоровым проявлениям в умственной и психической сфере.

К биологическим причинам последующего отставания у ребенка относятся также: нарушение нормального течения беременности у матери, тяжелые токсикозы первого триместра; интоксикация; различного рода инфекции, приводящие к тяжелой гипоксии плода; а также недоношенность и поздние или травматические, роды.

В самом начале жизни ребенка, задержку психического развития могут провоцировать нарушения в работе жизненно важных органов и отставание в физическом развитии, несчастные случаи, травмы, серьезные осложнения после гриппа и простудных заболеваний, приводящие к тяжелым поражениям различных участков центральной нервной системы.

Социальные причины отставания в развитии намного сложней и разнообразней: нездоровая психологическая атмосфера в семье, отсутствие должного внимания со стороны родителей, которые с младенчества не занимаются ребенком должным образом, а позже оставляют надолго одного дома, запертого в четырех стенах.

Негативную роль могут сыграть также психологические травмы, вызванные бытовыми конфликтами и ссорами, частые физические наказания и постоянные унижения личности; сложные условия жизни и быта в доме, где происходит развитие и становление сознания ребенка, частные переезды с одного места на другое и, связанные с этим, трудности.

Самые разнообразные факторы способны привести к печальным последствиям. И прежде чем найти пути выхода из ситуации, педагогам, врачам и родителям предстоит выявить корни проблем.

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше.

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Особенности психологии детей с задержкой психического развития

Ввиду сугубо индивидуальных черт в развитии каждого ребенка, подчас бывает очень трудно отличить норму от патологии. Признаки этого заболевания могут иметь самые разнообразные проявления, в зависимости от темперамента, врожденных черт характера и стечения жизненных обстоятельств.

Ребенок-флегматик, например, тоже бывает вял, малоподвижен и апатичен, но при этом не иметь ничего подобного с признаками задержки психического развития. А вот если уделать развитию малыша мало времени, то и гиперактивный холерик будет иметь «пробелы» в навыках и умениях.

Во многом страдает эмоционально-волевая сфера. Подчас ребенку с проявлениями ЗПР трудно принимать активные решения. Он не в состоянии заставить себя заняться необходимым и нужным делом, совершив над собой усилие. Внимание его рассеянно и малоэффективно, он постоянно ноет и отвлекается. При этом ерзает на стуле, стучит ногами и мнет что-то руками, беспрестанно разговаривает без всякой цели и смысла.

Целостность восприятия ребенка нарушена. Он не в состоянии узнавать знакомые предметы в незнакомой обстановке. Осознание им мира ограничено, он плохо ориентируется на местности, медленно соображает, если оказывается в сложной ситуации. Ему трудно представить предмет по его словесному описанию.

Дети с проявлениями ЗПР страдают слабой памятью, нередко испытывают проблемы с развитием речи (не выговаривают буквы, переставляют слоги в словах, их лексикон скуден и беден, дети могут вообще не уметь разговаривать). Они плохо решают задачи, связанные с анализом, сравнением и обобщением, отличаются отсутствием образного мышления или затруднениями в областях, связанных с применением абстрактной памяти.

Успеваемость в школе у таких детей – хуже некуда. И дело не только в том, что они не готовят домашнее задание, им просто сложно запомнить и осознать выученный материал, прочитанное, что называется, влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Виды задержки психического развития

Существует определенная классификация видов задержек в психическом развитии. И каждый из них отличается не только симптомами и причинами, но и методами коррекции и лечения.

  • Конституционная ЗПР. Причинами подобных задержек в психическом развитии являются генетические заболевания и плохая наследственность. Для таких детей крайне характерны неуместная непосредственность, частые смены настроения, поверхностные эмоции, нестойкие привязанности, игровые настроения в достаточно зрелом возрасте.
  • Соматогенная ЗПР. В данном случае неблагоприятные проявления являются следствием инфекционных заболеваний и различных, связанных с ними, осложнений, ставших причиной нарушения мозговой функции. К патологии способны привести тяжелые формы аллергии, дистрофия различной степени тяжести, болезни сердца, перенесенные операции. Последствия проявляются в нездоровых комплексах, повышенной нервозности и боязливости, в частых и беспричинных капризах.
  • Психогенная ЗПР. Причины, ее породившие, социального или психологического свойства: неблагоприятные условия быта, обделенность вниманием со стороны взрослых, допущенные ими, ошибки в воспитании, уродливые отклонения в духовном развитии, недостаток родительской любви. В этих случаях нарушается интеллектуальная сфера, могут возникать неврозы и психозы, эмоциональная нестабильность, как следствие – психологическая незрелость.
  • Церебрально-органическая ЗПР. Данные патологии вызваны отклонениями в развитии ребенка еще внутри организма матери, возможными злоупотреблениями алкоголем, наркотиками, различными видами токсических веществ. Часто патологии возникают, как последствия родовых травм. Наряду с признаками незрелости, в данном случае налицо могут быть симптомы психической неустойчивости, личностной нестабильности.

Осложнения и последствия задержки психического развития

Если вовремя не принять продуктивные меры, последствия этого сложного заболевания могут отложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. В подростковом возрасте подобное может проявиться в стойком комплексе неполноценности, трудностях в общении с друзьями и товарищами, представителями противоположного пола.

Последствия заниженной самооценки могут сказаться на стремлении к успеваемости, что повлечет за собой конфликты с педагогами и наставниками. В сложных формах данные трудности могут иметь трагические последствия, стать причиной тяжелых нравственных мучений, подтолкнуть к суициду.

Последствия задержки психического развития способны привести к хроническим и неизлечимым порокам. Пострадать могут бытовые навыки, возникнуть трудности с разговорной речью и письмом, развиться сложные психические расстройства.

Во взрослом состоянии часто возникают трудности с социальной адаптацией, поиском работы и сложностями с устройством личной жизни. У людей, в детстве страдавших задержками психического развития, очень часто возникают проблемы семейного характера.

Диагностика задержки психического развития

В ранний детский период диагностика заболевания затруднительна. А для подтверждения диагноза необходимо регулярно наблюдать за особенностями развития, динамикой негативных изменений и проявлений. Здесь обязателен учет таких критериев, как качество восприятия окружающего мира ребенком, полноценное развитие памяти, мышления, правильное формирование речи.

Очень важны качественные навыки ориентации в пространстве, знание названий цветов, геометрических форм и частей тела, способность самообслуживания, коммуникабельность.

Детям с задержкой психического развития необходимо постоянное наблюдение у дефектолога и логопеда, желательны консультации с психологом, регулярные сеансы психотерапии и постоянное тестирование. В особо сложных случаях проводится более детальные медицинские обследования: ЭЭГ; КТ и МРТ головного мозга.

Методы коррекции задержки психического развития

В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание.

К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

Вместо заключения

Все родители мечтают гордиться собственными детьми, поэтому многим из них трудно принять тот факт, что их чадо отличается от детей, которые растут рядом, в худшую сторону. Печально, если они пытаются сорвать свои отчаяние и злобу на ребенке. Но здесь не помогут истерики и гневные крики, а только целенаправленное лечение и чуткое воспитание, помощь в развитии и обучении в сотрудничестве с педагогами и квалифицированными специалистами-медиками.

Задержка психического развития (ЗПР ) — заболевание обратимого характера, возникающее у детей и характеризующееся нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере. Лечением этого недуга занимается логопед, в некоторых случаях помощь осуществляет психолог. Такие дети усваивают школьную программу, учатся в ВУЗах, работаю и создают семью, если это заболевание выявлено в тот момент, как только появились первые признаки. Поэтому родителям надо внимательно относиться к здоровью своего ребенка.

1

О писание заболевания

Согласно определению в специальной психологии, ЗПР (расшифровка: задержка психического развития или нервно-психического развития ) — это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые сопровождаются наличием трудностей в обучении. Среди детей встречается 15-16% лиц, страдающих этим недугом. Существует большое количество причин, влияющих на возникновение задержки психического развития. Это расстройство возникает у малышей, в раннем детстве, дошкольном возрасте (старше 3 лет) и у школьников.

Одной из причин возникновения этой проблемы является наследственный характер. Такие биологические факторы, как органические поражения центральной нервной системы, патологии беременности (токсикоз, резус-конфликт, гипоксия) влияют на формирование ЗПР. Внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность плода могут стать фактором развития этого расстройства.

Средовые факторы, такие как неправильное воспитание (гиперопека, гипоопека), недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми могут привести к развитию первичной ЗПР. Вторичная форма болезни развивается на фоне нарушений слуха и зрения, дефектах речи из-за дефицита коммуникации и информации. В детском возрасте ЗПР могут вызвать следующие причины:

  • гипотрофия мышц;
  • грипп;
  • нейроинфекции;
  • рахит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсия;
  • энцефалопатия.

Симптомы и лечение шизофрении у детей и подростков

2

Основные клинические проявления

У детей, страдающих задержкой психического развития, наблюдаются интеллектуальные нарушения, которые имеют легкую степень тяжести. Отмечается нарушение психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления и восприятия. Восприятие пациентов характеризуется фрагментарностью и замедленным темпам.

Наблюдаются трудности при формировании целостных (полных) образов окружающего мира. Зрительное восприятие у детей развито лучше, чем слуховое. Объяснение информации и учебного материала должно быть наглядным, с помощью предметов. Внимание у детей, страдающих ЗПР, неустойчиво, кратковременно и повехрностно.

Отмечается нарушение переключаемости внимания и его концентрации. Если ребенок переутомляется и устает, то возникают проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, т. е. отмечается повышенная активность и имульсивность. Память характеризуется мозаичностью, т. е. запоминание информации фрагментарно.

Отмечается слабая избирательность мнестических процессов, наглядно-образная память преобладает над вербальной. Наблюдается низкая мыслительная активность в момент воспроизведения информации. У таких пациентов сохранно наглядно-действенное мышление. Образное мышление нарушено в большей степени из-за расстройств восприятия.

Абстрактно-логический тип мыслительной деятельности не осуществляется без помощи взрослых. У больных детей возникают трудности анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Пациенты с задержкой психического развития не могут сформулировать выводы, упорядочивать события и строить различные умозаключения.

В речи детей отмечается искажение в артикуляции слов и предложений. Наблюдаются сложности в различении звуков и произвольного контроля за грамматическим построением предложения, дислалия (нарушения звукопроизношения при сохранном слухе) и патологии письменной речи, такие как дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство чтения). У детей, страдающих ЗПР присутствуют изменения в личностной и эмоциональной сфере.

Отмечается наличие эмоциональной лабильности (резкие перепады настроения), эмоциональный фон меняется с легкостью. Больные внушаемы и у них отсутствует инициативность. Наблюдается безволие и незрелость личности.

Достаточно распространенным являются проявления агрессивность, конфликтности и высокого уровня тревожности. Они замкнуты, играют в одиночку и не общаются с ровесниками. Игровая деятельность характеризуется однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета.

Фантазия у малышей недостаточно развита. Они не соблюдают правила игры. Кроме вышеописанных нарушений, отмечается наличие двигательных расстройств. Встречаются гиперкинезы (внезапные непроизвольные движения мышечных групп) и тики.

Синдром Леннокса — Гасто у детей: причины заболевания, симптомы и способы лечения

3

Виды

В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Согласно К. С. Лебединской, существует четыре вида ЗПР:

Вид Характеристика
Конституциональная Возникает по причине замедленного развития и созревания нервной системы. Наблюдаются отличия во внешности от здоровых сверстников. Рост ниже среднего, лицо сохраняет черты более раннего возраста. Отмечается отставание в эмоциональной сфере, недостаточный объем памяти и внимания. Преобладают игровые интересы, эмоциональная лабильность, непосредственность (инфантилизм)
Соматогенная Связана с длительными соматическими заболеваниями (бронхиальная астма, патологии желудочно-кишечного тракта, пневмония, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность). Отмечается наличие снижения работоспособности, повышенной активностью или заторможенностью при переутомлении. Наблюдаются нарушения внимания и уменьшение объема памяти, астенический синдром (усталость, раздражительность и апатия)
Психогенная Во врачебной практике эта форма ЗПР встречается редко. Возникает при неблагоприятных социальных условиях. Отмечается отставание интеллектуального развития, импульсивность, вспыльчивость и отсутствие инициативы в действиях. Дети нецелеустремленны, безвольны
Церебрально-органического генеза Встречается в большинстве случаев. Возникает по причине органических поражений головного мозга и ЦНС. Особенно опасен период для детей в возрасте до 2 лет. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной сферы. Наблюдается отсутствие яркость и живость эмоций, бедность воображения и двигательная расторможенность

Дислексия у взрослых и детей: виды и способы коррекции

4

Диагностика

Диагностика ЗПР осуществляется непосредственно на момент поступления в школу в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ) с участием детского психолога, логопеда (коррекционного психолога), педиатра, дефектолога, детского невролога и врача-психиатра. Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые заключаются в выяснении того, как протекала беременность травмы, анализ условий жизни ребенка, сбор жалоб, изучение медицинского документации. Проводится нейропсихологическое тестирование, т. е. изучение двигательных функций, интеллекта, мышления, внимания и других познавательных процессов и диагностическое обследование речевых функций пациента.

Необходимо побеседовать с ребенком и провести исследование личностных особенностей. П о результатам обследования в условиях ПМПК специалистами выносится заключение о наличие задержки психического развития. Психолог и врачи дают рекомендации по организации учебного процесса или воспитания.

Для выяснения причины развития ЗПР необходимо применять инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ (компьютерная томография ) и МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография ). Важное значение имеет дифференциальная диагностика ЗПР с олигофренией (умственная отсталость) и аутизмом. Правильно поставить диагноз сможет только компетентный специалист, который сможет отличить симптомы похожих патологий.

5

Лечение

Лечение этого отклонения осуществляется с помощью педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. Коррекция этого недуга должна осуществляться в дошкольном возрасте и проводиться долгое время. Дети с ЗПР должны посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы, так называемые школы 7-го вида или коррекционные классы общеобразовательных школ, потому что у них существуют трудности в обучении, которые можно исправить при многократном повторении материала, частой смене видов деятельности, дозированности предоставляемой информации и использовании сберегающих здоровье технологий.

Коррекция этого расстройства осуществляется благодаря развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоциональной, двигательной и сенсорной сферы с помощью игровой терапии, терапии с использованием сказок, детской арт-терапии (рисование, песочная терапия, танцы, музыка). Проводится коррекция нарушений речи логопедом. Кроме этого, для лечения детей прибегают к помощи социальных педагогов и психологов (с целью формирования навыков адаптации в социуме). В лечении этого расстройства применяются медикаменты, если у пациента обнаружены соматические или органические патологии, физиотерапия, лечебная физическая культура (ЛФК), массаж и водолечение (воздействие на кожу пациента с помощью воды).

6

Профилактика и прогноз

Дети с задержанным психическим развитием обучаемы и при правильной организации коррекционной работы наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить основные знания, умения и навыки для жизни, которые здоровые ровесники способны освоить самостоятельно. После окончания школы они продолжают свое обучение в колледжах и высших учебных заведениях, могут найти работу.

Профилактика возникновения ЗПР предполагает тщательное планирование беременности и регулярный осмотр гинеколога. Следует избегать неблагоприятных воздействий на плод, т. е. избавиться от вредных привычек. Нужно заниматься профилактикой инфекционных и соматических патологий у детей в раннем возрасте, обеспечением благоприятных условий для воспитания, жизни и развития малыша. При появлении первых признаков задержки психического развития следует безотлагательно обратиться к специалисту для диагностики и назначения коррекции, если она понадобится.

Существуют нормы психического развития детей в каждом возрасте. В том случае, когда эти нормы нарушены, врачами ставится диагноз задержка психического развития (ЗПР), что означает незрелость эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы малыша, а также замедление развития психики. Родителям о таком диагнозе узнавать, безусловно, неприятно, однако не стоит отчаиваться. Бороться с возникшей проблемой можно и нужно, а как – мы постараемся подробно изложить в данной статье.

Симптомы ЗПР

К трем месяцам младенцы обычно начинают улыбаться, отвечать на ваш голос, издавая звуки (гулить) – если такое поведение отсутствует, необходимо обратиться к врачу-неврологу. Согласно определенным нормативам доктор сможет понять, присутствует ли проблема в вашем случае.

Если малыш, грубо говоря, вообще никак не развивается, то есть прекращает делать то, чему научился, или делает это не так хорошо, как прежде – это тоже повод для беспокойства. Но какому родителю захочется соглашаться с тем, что его ребенок отстает в развитии? Поэтому нередки случаи, когда со словами «У вас у самих тут задержка развития!» мама и папа в гневе выходят из кабинета врача и с негодованием рассказывают своим знакомым о том, какие ужасные врачи в наше время и как гадко они поступили с их чудесным малышом.

К сожалению, такая позиция может привести к тому, что позже родители будут обеспокоенно наблюдать за тем, что у их ребенка отсутствует или плохо выражена координация, малыш имеет определенные сложности в общении с окружающими, а также с трудом постигает азы разговорной речи. Такие детки не могут сосредоточиться на выполнении какого-либо задания.

Они невнимательны и не умеют концентрироваться, поэтому их трудно увлечь каким-либо занятием или игрой. В силу того, что знания об окружающем мире у них ограниченны, малыши плохо ориентируются в обстановке и с трудом узнают знакомые предметы. Другими словами, ребенок очень отличается от других детей, и игнорировать это становится просто глупо.

Что ж, любую проблему необходимо решать, пока она не переросла в более серьезные трудности. С помощью детских врачей-специалистов родители начинают работу по поиску причины симптомов задержки психического развития и способов избавления от этого состояния.

Причины задержки психического развития

Начнем с биологических причин. Это, как правило, причины, имеющие место в протекании беременности. А именно тяжелый токсикоз, внутриутробная инфекция, резус-конфликт, недоношенность плода, родовые травмы черепа ребенка. Сюда же относятся желтуха новорожденных (ядерная) и употребление беременной женщиной алкоголя.

Перенесенный грипп или менингит у маленького ребенка может вызвать тяжелые осложнения. Рахит, эпилепсия, черепно-мозговые травмы тоже могут быть причинами, за которыми последует задержка психического развития детей. В некоторых случаях срабатывает генетика, и симптомы ЗПР прослеживаются в каждом поколении семьи.

Социальные факторы, являющиеся причиной задержки развития у детей, к сожалению, достаточно распространены. К ним относятся нарушения условий содержания и ухода за ребенком в семье, так называемая безнадзорность. А также чересчур авторитарное воспитание детей, или гиперопека, когда родители подавляют ребенка психологически.

Врачи ставят неприятный диагноз очень многим детям из неблагополучных семей, а также детям, находящимся в детских домах и интернатах. Ограничение общения со сверстниками и взрослыми, изоляция от людей также являются причинами для того, чтобы симптомы задержки психического развития начали проявляться у детей уже к 2-3 годам жизни.

Вышеописанные факторы, приводящие к ЗПР, являются первичными. Следует также знать, что нарушение слуха или зрения у маленьких детей тоже может сыграть роль в нарушении развития ребенка, так как недостаточность общения и зрительной информации приводит к дефектам речи, вследствие чего притормаживается общее развитие.

Диагностика задержки психического развития

Диагноз «задержка психического развития» детям просто так врачом не ставится. Если возникло подозрение на ЗПР, ребенок обследуется целой командой врачей: это педиатр, детский психолог, невролог, логопед, психиатр. Изучается анамнез, условия жизни ребенка в семье, навыки речи. С ребенком проводятся беседы с целью исследования интеллекта и эмоциональной сферы. И в первую очередь выясняется причина, из-за которой могла последовать задержка психического развития.

После того как все необходимые данные о развитии ребенка собраны, специальная комиссия выносит заключение, в котором указываются данные о наличии у ребенка задержки психического развития. Затем специалисты рекомендуют лечение и проводят разъяснения на тему воспитания малыша или его обучения по специальным программам.

Лечение ЗПР

Лечение или коррекция, задержки психического развития у детей представляет собой целый комплекс мероприятий, в котором принимают участие детские врачи-дефектологи и родители. Процесс реабилитации детей с диагнозом ЗПР достаточно длительный и начинается в раннем возрасте.

Малыши занимаются в специализированных детских садах, обучаются в классах  коррекции в школе. У них особая программа, в которой делается упор на наглядность и частое повторение материала.

Смена деятельности, физическая зарядка, использование особых видов терапии (сказки, рисование, игры) влияют на развитие ребенка самым положительным образом. Конечно же, особый упор делается на внимание, мышление и память. В процессе обучения индивидуально или в группе дети занимаются по различным пособиям и методикам для развития восприятия окружающего мира, предметов и действий. Познавательные процессы влияют на лечение детей самым благотворным образом.

В том случае, когда врач назначает медикаментозное лечение заболевания, оказывающее влияние непосредственно на психику ребенка, неплохо было бы получить консультацию других специалистов, так как многие врачи считают, что при правильной реабилитации дополнительное лечение лекарствами вовсе не требуется.

Кроме вышеперечисленных методов коррекции ЗПР, врачами может назначаться и лечебно-физическая гимнастика, и массаж, и водолечение, и физиотерапия.

Профилактика и прогноз ЗПР

Задержка психического развития детей успешно преодолевается в определенные сроки, если специалисты отработают полную программу и назначат эффективное лечение, которое родители применят должным образом.

Детей с диагнозом «задержка психического развития» и, как следствие, «задержка речевого развития», в нашей стране и за рубежом достаточно много, чтобы можно было делать соответствующие выводы.  С помощью педагогов-специалистов, врачей и, конечно, близких людей достигается существенный прогресс, происходит усвоение знаний, умений и навыков, нормальных для соответствующего возраста ребенка.

По окончании общеобразовательного учреждения дети, прошедшие качественную и длительную реабилитацию, получают образование в других учебных заведениях: профессионально-технических училищах, колледжах и ВУЗах, где получают профессию или специальность.

В качестве профилактики ЗПР у детей, рекомендуется внимательное отношение к планированию беременности, контроль за здоровьем будущих родителей, так как не секрет, что лечение инфекций различной этиологии у беременных проводится в основном антибиотиками, что крайне отрицательно влияет на внутриутробное развитие плода.

После рождения необходима профилактика инфекционных заболеваний – карантин придуман не зря. Кроме всего прочего, здоровая психологическая атмосфера в семье, общение с малышом и правильное воспитание, развивающие занятия и игры практически гарантируют, что симптомы задержки развития никогда не будут замечены у ваших детей.

В заключение остается добавить, что при подозрении на задержку психического развития у ребенка следует немедленно обратиться к специалисту за консультацией.

Помните, что первые симптомы ЗПР – это начало трудной коррекции, требующей времени, терпения и любви. Не откладывайте дело в долгий ящик, надеясь на авось или пресловутое «само пройдет». Лечение ЗПР требует раннего диагностирования и безотлагательного решения о реабилитации, чтобы будущее ваших детей не было омрачено никому не нужными проблемами с получением образования, адаптацией в социуме и всеми остальными жизненными ситуациями. И помните, что при коррекции, как и всегда, ваш ребенок нуждается в заботе и любви – без них успеха не достигнуть.

Каждый малыш индивидуален. С этим известным высказыванием трудно не согласиться. На самом деле психическое и физическое развитие каждого малыша может протекать по-разному. Однако, когда процесс формирования и развития крохи существенно не соответствует установленным стандартам, это может беспокоить родителей. В таких случаях некоторые родители решают обратиться за помощью к специалисту.

При тщательном и подробном исследовании ребёнку может быть поставлен диагноз «задержка психического развития». Что подразумевается под этим диагнозом и каковые его главные особенности?

Что такое зпр?

Задержка психического развития — это видимые отставания в развитии маленького человека. Другими словами, несоответствие определённым, общепринятым нормам. Задержке психического развития наблюдается у детей школьного и дошкольного возраста. Существуют способы, помогающие откорректировать и в некоторой степени привести в норму психическое развитие ребёнка. О них речь пойдёт немного позже. Сейчас давайте познакомимся с основными причинами возникновения зпр у детей.

Почему может возникать задержка психического развития?

На сегодняшний день известно несколько основных причин, способствующих возникновению зпр у детей школьного и дошкольного возраста. Условно эти причины делят на две группы: биологические и социальные.

Вначале узнаем биологические факторы появления задержки развития. Итак, таковыми факторами являются:

  • Нарушение серных функций. Например, возникновение проблем со слухом и зрением.
  • Поражение ЦНС. Зачастую возникает ещё в период внутриутробного развития.
  • Гидроцефалия.
  • Гипоксия плода.
  • Фетальный алкогольный синдром.
  • Заболевания, напрямую связанные с работой почек и сердца.
  • Недоношенность.
  • Нездоровый образ жизни матери и наличие вредных привычек.
  • Заболевания, имеющие наследственный характер. К таковым относят синдром дауна, гистидинами, фенилкетонурия.
  • Наличие желтухи.
  • Новообразования в головном мозге у ребёнка, а также пороки в его развитии.
  • Инфекционные заболевания. Больше всего зпр вызывают тяжёлые инфекции, такие как сепсис и менингит.
  • Рахит.
  • Врождённые эндокринные патологии.
  • Различные травмы и инфекции во время самой беременности.
  • Внутричерепные родовые травмы.

Первая группа причин тесно связана с внутриутробным развитием ребёнка, когда проблемы со здоровьем появляются ещё при формировании маленького человека.

К социальным причинам появления детей с зпр:

  • Частые стрессы, которые поспособствовали возникновению психотравм.
  • Дефицит общения со сверстниками.
  • Гиперопека или гипоопека. В первом случае ребёнок не получает должной свободы и не учится самостоятельности, во втором же, напротив, малышу не уделяют должного внимания. Гипоопеку можно назвать педагогической запущенностью.
  • При ограничении жизнедеятельности ребёнка.

Большинство социальных причин появления проблем в развитии у детей с зпр связаны с воспитательным процессом. На психическое благополучие также влияют отношение чада с родителями. Если педагогическое влияние оказывается без учёта индивидуальных особенностей развития ребёнка, это увеличивает риск возникновения и дальнейшего развития такой патологии, как задержка психического развития. В некоторых случаях задержку психического развития одновременно вызывают два фактора как биологический, так и социальный. Важно отметить, что социальный при таких обстоятельствах оказывает дополнительное негативное воздействия. Он способствует дальнейшему развитию биологических нарушений, с которыми, безусловно, стоит активно бороться.

Чтобы вести борьбу с зпр правильно, необходимо определить основные симптомы патологии. Поэтому далее речь пойдёт об основных симптомах задержки психического развития у детей.

Задержка психического развития у детей: симптомы

Далее мы обсудим какие возникают при зпр у детей симптомы. Специалисты выделяют несколько основных симптомов, показывающих на наличие зпр у детей. Все они, так или иначе затрагивают действие психических функций:

  • Речь. При задержке психического развития нередко страдает речь. Это может ярко выражаться в нарушении слуховой дифференциации. Основным признаком служит неспособность малыша правильно и свободно высказывать, строить предложения. Во время зпр наблюдается искажение звуковой артикуляции. У детей с зпр ограниченный словарный запас.
  • Особенности восприятия. Восприятие окружающего мира также приобретает особый характер. Дети с зпр лучше способны воспринимать имеющеюся информацию зрительно, нежели на слух. Само восприятие происходящего замедленное и порой не совсем точное. Малышу нелегко сформировать целостный образ о настоящих событиях.
  • Особенности мышления. К сожалению, при задержке психического развития (то есть у детей с зпр) страдает и мышление. В чём это проявляется? В способности решать поставленные задачи и делать собственные выводы. Малыши, у которых наблюдается задержка в развитии, плохо справляются с логическими задачками. У них нарушено не только логическое, но и абстрактное, а также образное мышление. Таким деткам трудно делать собственные выводы из всего услышанного или прочитанного. Они не способны анализировать информацию, обобщать её и сравнивать новые знания с ранее полученными. Скудный словарный запас не позволяет детям в ярких красках описывать своё отношение к окружающему миру. Нередко дети с зпр плохо ориентируются во временном пространстве.
  • Внимание. Внимание у таких детей носит неустойчивый характер. Ребёнку сложно сосредоточиться на чем-то одном. В некоторых случаях ребёнок просто неспособен самостоятельно побудить или даже заставить самого себя что-то сделать. У малыша может быть увеличена двигательная активность. В то же время серьёзно страдает эмоционально-волевая сфера. Внимание приобретает поверхностный и кратковременный вид.
  • Память. Вслед за вниманием следует упомянуть и о памяти. К сожалению, у деток с задержкой психического развития плохая память. Больше всего у них развит наглядно-образный вид памяти. У малышей диагностируется довольно низкая мыслительная активность. Для таких детей характерен мозаичный способ запоминания информации. Дети не могут быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Наблюдается некая медлительность.
  • Воля. Дети с зпр считаются слабовольными личностями. Им легче заниматься однообразной и монотонной деятельностью. Это главный признак действия зпр. Для них не важна оценка окружающих. Ещё одним признаком считают интерес к простым играм, не носящим творческий характер и не требующим фантазии. Малыши могут быстро уставать от работы. Поэтому долгие занятия и игры не для них.

Виды задержки психического развития

Определить наличие этой патологии помогут не только симптомы, но и знание видов зпр. Всего выделяют четыре основных вида задержки психического развития. Обратим пристальное внимание на каждый существующий вид.

ЗПР с церебрально- органическим генезом. Первый вид психических нарушений связан с поражением жизнедеятельности центральной нервной системы организма. Во время такого поражения частично нарушаются некоторые функции организма. Само поражение носит органический характер. В то же время такая задержка психического развития не способствует появлению умственной неполноценности. Вот главные симптомы зпр с церебрально- органическим генезом:

  • Замедленное формирование мышления.
  • Замедленное созревание эмоционально-волевого уровня.
  • Ярко выражены проблемы с познавательной деятельностью.

ЗПР с конституционным генезом. Следующий вид носит наследственный характер (наследственный инфантилизм). Одновременно затрагиваются разные функции организма ребёнка, а именно психологическую, физическую и психическую. Волевая сфера развития в этом случае соответствует уровню развития малыша дошкольного возраста. Хотя биологический возраст ребёнка может быть на порядок выше. У детей с таким видом задержки психического развития наблюдается повышенное эмоциональное поведение. Пребывая в хорошем настроении, ребёнок легко поддаётся переживаниям. Но все переживания носят поверхностный характер и довольно неустойчивы.

Задержка психического развития с психогенным генезом.

Этот вид в отличие от предыдущих носит больше социальный характер. Развитию психогенного генеза способствуют постоянны стрессы, а также удручающие и травмирующие психику ребёнка ситуации. Вначале страдают вегетативные функции, а затем патология оказывает негативное воздействие и на эмоционально- психическое развитие ребёнка. Дети с подобными проблемами полностью зависимы от внешней среды и её положения.

Задержка психического развития с соматогенным генезом. А вот данный вид зпр возникает по биологической причине. Таковыми причинами являются инфекционные заболевания и соматические патологии. Нередко проблемы с развитием обусловлены заболеваниями матери малыша. Основными симптомами или особенностями этого вида зпр считают:

  • Снижение психического тонуса. Вследствие снижения тонуса происходят задержки в эмоциональной области развития детей.
  • Появление и проявление различных страхов у ребёнка. Страхи и неуверенность в себе могут появиться из-за множества запретов и ограничений в домашней обстановке.
  • Маленький человек считает себя неполноценным.

Как снижение психического тонуса, так и появление страхов негативно сказываются на отношениях малыша с окружающими людьми и миром в целом.

Профилактика и лечение зпр

С задержкой психического развития необходимо бороться в обязательном порядке. Зачастую такой диагноз ставится ребятам дошкольного возраста (примерно в 5– 6 лет). В некоторых случаях зпр возникает уже в процессе школьного обучения. Во время возникновения подобных проблем следует как можно быстрее определиться с использованием методов борьбы. Обычно провидится ряд педагогических и психологических процедур, помогающим справиться с задержкой психического развития. Все процедуры должны проводиться своевременно (важно не упустить момент) и что не менее важно — грамотно.

Где получить такую помощь?

В большинстве случаев работа с этими детками проводится в специальных санаториях и учреждениях. Лечением одновременно занимается несколько опытных специалистов. В этом случае не обойтись без помощи логопеда, психолога и психиатра. Чтобы лечение принесло желаемый результат, специалисты должны вместе с родителями стать единой командой, каждый член которой вносит максимальный вклад для скорейшего достижения поставленной цели. Цель лечения и помощи докторов — помочь дошколёнку приспособиться к окружающему миру и научится ладить с людьми.

Из каких этапов будет состоять подобная реабилитация? Вот два главных этапа лечения задержки психического развития у детей школьного и дошкольного возраста:

Лечебная терапия

В первую очередь проводятся лечебные процедуры. Такие процедуры зачастую включают в себя:

  1. Медикаментозное лечение. Специалисты могут назначить определённые медицинские препараты, улучшающие работоспособность головного мозга.
  2. Лечебная физкультура. Состоит из комплекса упражнений, положительно влияющих на психическое, психологическое и физическое развитие детей.
  3. Гомеопатия.
  4. Массаж.
  5. Физиотерапия.
  6. Фитотерапия.

Корекционно — педагогическая помощь. Заключается в мероприятиях, направленных на коррекцию процесса развития. Главным фактором, определяющим методы реабилитации, является возраст и другие индивидуальные особенности малыша. На данный момент известно несколько способов устранения задержки психического развития. Обратим на них внимание:

Оздоровительная методика. Такая методика позволяет улучшить и поддержать физические и психологические процессы формирования малыша на определённом возрастном этапе. Оздоровительная методика включает в себя одновременное выполнение нескольких важных задач, а именно:

  • Обеспечение и создание благоприятных условий для физического развития. Таким образом, контролируется здоровье малыша.
  • Создание приемлемой обстановки для оптимизации жизнедеятельности ребёнка. Это подразумевает установку определённого режима дня.
  • Создание подходящего (с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка) двигательного распорядка.

Сенсорно — моторная сфера. Эта методика чаще используется при работе с детьми школьного возраста, у которых наблюдаются отклонения в сенсорных процессах, а также имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Основная задача этого лечения — это формирование сенсорно-моторной сферы. Благодаря этой методике возможно выявить и постепенно развить творческие способности у детей с задержкой психического развития.

Работа с эмоциональной осведомлённостью. Основная задача — повысить эмоциональную осведомлённость у ребёнка с подобными умственными патологиями. Повышая осведомлённость малыша, специалисты помогают ему воспринимать и понимать чувства окружающих людей (в том числе и своих сверстников). Детей обучают правильно реагировать на посторонние эмоции, а также помогают научиться самостоятельно контролировать собственные чувства. Этой методикой принято пользоваться при разных степенях и видах задержки психического развития.

Корекционно-компенсаторный способ. Этот вид лечения одновременно может включать в себя несколько нейропсихологических методик. Используемые нейропсихологические методики позволяют выровнять и успешно отточить такие жизненно необходимые навыки, как умение писать, читать и выполнять арифметические действия. Без этих навыков школьнику, как известно, трудно усвоить школьную программу. Кроме того, эти методики улучшают познавательные навыки детей, страдающих задержкой психического развития. Корекционно-компенсаторная работа позволяет ребёнку развить в себе такое необходимое качество, как целенаправленность.

Работа с познавательной деятельностью ребёнка. На сегодняшний день наиболее действенной в этом виде лечения считают систему психологического воздействия, которая сочетается с педагогической помощью. Цель обсуждаемой методики — выровнять и устранить имеющиеся дефекты психических процессов.

Каждая методика используется с индивидуальными особенностями развития ребёнка. В лечении должны принимать активное участие не только специалисты, но и сами родители. Только в таком случае можно достичь максимально высоких результатов. Если лечение получает ребёнок школьного возраста, то по истечении всех процедур, методико- психологическо-педагогический консилиум должен принять решение, может ли ребёнок после полученного лечения учиться в обычной общеобразовательной школе или ребёнку будет лучше получать образование на дому или в специальном учреждении.