Развитие речи 3 4 года


%PDF-1.5%
64 0 obj>endobj
81 0 obj>/Filter/FlateDecode/ID[]/Index[64 34]/Info 63 0 R/Length 86/Prev 109502/Root 65 0 R/Size 98/Type/XRef/W[1 2 1]>>stream
hbbd«b`:

«Особенности речевого  развития  детей 3-4 лет».

      Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечетственные педагоги как К.Д. Ушинский, А.П. Усова, Е.И Тихеева, О.С Ушакова, Е.Н Водовозова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых  Д.Б Эльконина,  А.В Запорожца, Ю.К. Бабанского,Н.С Рождественского, Л.П Федореенко и других. У истоков саморазвития , педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские ученые и педагоги: А.В Запорожец, Ф.А Сохин, Н.А Ветлугина, М.М Конина. Игры и упражнения разработаны О.С Ушаковой, Е.М Струниной и другими педагогами.

Проблемы речевого развития.

       Своевременное развитие речи  зависит не только от физического состояния ребенка, но и от его психического развития. При отставании в общем психическом развитии, у детей чаще всего страдает и речевая функция. А недостаточное развитие речи в свою очередь оказывает влияние на психическое развитие, еще сильнее замедляя его.  Именно поэтому так важно своевременно заметить нарушения в развитие речи ребенка и при возникновении сомнений обратиться за консультацией к логопеду.
Многие родители считают, что бить тревогу раньше 5-летия малыша не стоит, и все проблемы сами собой исчезнут к этому возрасту
. Некоторые нарушения, прежде всего физиологическое  косноязычие действительно полностью перестают беспокоить ребенка и его родителей, но значительные отставания речевой функции можно исправить, только совмещая домашние занятия и специальную коррекционную программу, предлагаемую специалистом-дефектологом, и в 5 лет сделать это будет значительно труднее, чем в 3 или 4. 

     Можно выделить четыре основные проблемы речевого развития:
      Прежде всего, это проблема артикуляции отдельных звуков.

Для речи 3-летнего ребенка замена некоторых звуков сходными по звучанию. К числу сложных для дошкольников звуков относятся шипящие – «Ч», «Щ», «Ж» и «Ш»; свистящие – «З», «С» и «Ц» и сонорные – «Р» и «Л».  До пяти лет такие мены допустимы, но если и после достижения этого возраста Ваш малыш не может чисто произносить все звуки, то необходимо обратиться к логопеду. В большинстве случаев подобное расстройство речи происходит из-за недостаточной подвижности языка. Лечится нарушение звукопроизношения при помощи специального комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения, укрепляющие мышцы речевого аппарата необходимо выполнять ежедневно.  Подобные упражнения можно выполнять и в более раннем возрасте дома  — предложите малышу поцокать язычком как лошадка, потом изобразить часы, раскачивая язык из стороны в сторону, потом высунуть его и облизнуться как кошечка и т.п. Те звуки, которые малышу даются труднее всего,  можно потренироваться говорить изолированно, а затем подобрать специальные стихи и скороговорки, которые помогут ребенку отработать его произношение в речи.

Другой серьезной речевой проблемой является общее недоразвитие речи, оно характеризуется скудным словарным запасом, использованием в речи неправильных грамматических форм, отсутствие связности речи. Дошкольники с подобной речевой проблемой часто испытывают затруднение, если им предлагают описать картинку или пересказать хорошо известную ему сказку, путают предлоги и окончания. Обычно общее недоразвитие речи сопровождается и проблемами с произношением звуков. Также у таких детей хуже развит фонематический слух, им сложнее вычленять отдельные звуки из состава слова.
Подобное нарушение речи может иметь несколько причин. Возможно, на отставание в развитии речи влияет нарушение работы зон мозга, отвечающих на речь. Для преодоления подобных нарушений логопеды предлагают использовать пальчиковую гимнастику и разнообразные задания и упражнения, тренирующие мелкую моторику рук. 

     Но недоразвитие речи может развиться и из-за того, что родители, стремясь обеспечить ребенка лучшими игрушками, следя за режимом его питания и соблюдением санитарно-гигиенических норм упускали важность общения. Иными словами, если Вы мало разговариваете со своим малышом, если для него не создается коммуникативной среды стимулирующей общения, его речь без практики может долгое время оставаться скудной. Помимо специальных логопедических программ недоразвитие речи может предотвратить элементарное внимание по отношению к ребенку: спрашивайте у малыша о его новостях или настроении, просите рассказать о любимых сказочных или мультипликационных героях, во время прогулок обсуждайте все, что вы видите вокруг. Недоразвитие речи могут провоцировать не только очень занятые, но и чрезмерно заботливые родители, которые всячески стремятся предугадать любое желание или просьбу своего чада, тем самым лишая его необходимости самому формулировать свои желания и мнения.

Логоневро или заикание – одна из речевых проблем, которые диагностируются в раннем возрасте и требуют специализированной коррекции дефектолога.  Самостоятельно решить проблему заикания нельзя, поэтому если Вы замечаете, что Ваш малыш заикается, сразу отправляйтесь к специалисту. Поставить диагноз логоневроз можно уже в 3 года, иногда чуть раньше. При раннем обращении к врачу можно добиться устойчивой ремиссии этого речевого расстройства. Причины возникновения у детей заикания до сих пор до конца не изучены, бытующий миф о том, что его появление провоцирует сильный испуг, не подтверждаются научными теориями, так как многие дети в разном возрасте испытывают стрессовые ситуации, но только некоторые начинают после этого заикаться. 
    При возникновении глубоких нарушений работы зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи может наблюдаться одна из самых серьезных речевых проблем – алалия или задержка развития речи. Если в три года словарный запас малыша ограничивается 5-10 словами или он вообще не начал разговаривать, то тянуть с посещением логопеда нельзя.

При раннем начале корректирующей терапии это нарушение речи можно успешно преодолеть. Родители могут подкреплять занятия у дефектолога регулярными развивающими и обучающими играми.
Крайне важно преодолеть все имеющиеся у ребенка речевые проблемы перед походом в школу, ведь не устраненные нарушения могут не только негативно сказаться на успеваемости в целом, но и привести к возникновению у первоклассника дисграфии и дислексии. 

Особенности речи детей  младшего возраста.

        В младшем дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте , в основном, короткими фразами , состоящими из нескольких слов. Однако ребенок не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. На этом этапе у ребёнка расширяется сфера общения, а значит, и увеличивается словарный запас. Однако всё ещё многие буквы или звуки плохо запоминаются и выговариваются.

       Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала. Это шутки -чистоговорки , потешки , поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сами сани»), упражнения на договаривание слогов, называние слогов, сходных по звучанию.

       Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества, а также действия, связанные с движением игрушек, животных с их состоянием, возможные действия человека.

       Очень важно сформировать условия, в которых происходит развитие речи у ребёнка 4-5 лет. Для этого необходимо обращать внимание на шипящие звуки, свистящие, твёрдые и мягкие. Как правило, именно с ними у многих детей проблемы.

       Нужно не только обращать внимание на произношение букв, но и на речевой слух. Для этого старайтесь говорить по разному: громко, тихо, быстро или медленно. Когда инсценируете сказку, уделяйте внимание выразительности, голосу и соответствующей интонации.

       Для работы по воспитанию звуковой культуры речи необходимо уделять внимание:

  • звукопроизношению;
  • речевому дыханию;
  • развитию фонематического восприятия;
  • голосовому аппарату;
  • умеренному темпу речи;
  • интонации.

       В общем, программа развития речи детей 3-4 лет — сложная. Ребёнку тяжело даётся произношение звуков. Старайтесь не ругать его, а только хвалить.

       В ходе использования вышеперечисленных методик развитие речи у ребёнка 3-4 лет становится более активное.  Дети начинают удивлять взрослых своими знаниями и умениями.

       В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными, активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они принимают по сильное участие в хозяйственно-бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям, рисованию, лепке, аппликации и другим занятиям. Ведущим видом деятельности становится игра.

       Сюжеты игр просты — с одной, двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры детей с мозаикой, пазлами, кубиками, конструктором, а также подвижные, музыкальные игры. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные обобщения. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

      В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть.

    По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

     Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить .

      Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Добрый день, уважаемые читательницы блога! Главная забота каждой женщины – матери, конечно же, о детях. Все мамы без исключения мечтают, чтобы именно ее сокровище было самым умным, способным, талантливым. Чтобы раньше всех начал ходить, говорить, петь, танцевать и рисовать. Чтобы окружающие видели его таким, каким видят обожающие материнские глаза. Это все возможно, но для этого нужно приложить максимум усилий родителям.

Поэтому, дорогие читательницы, поговорим о развитии речи у детей 3-4 лет. Обычно к трем годам малыш уже умеет говорить, порой его слова непонятны, сбивчивы, но его необходимо обучать, с ним нужно постоянно заниматься, поскольку именно от речи зависит мышление.

Словарный запас ребенка увеличивается с каждым месяцем. Если в три года он свободно владеет 1000 слов, то к четырем годам словарный запас увеличивается до 2000. В этом возрасте он уже умеет составлять предложения, задавать вопросы и отвечать на них, владеет связной речью. Но не всегда все бывает настолько гладко.

Развитие детей 3-4 лет очень индивидуальное. Одни неплохо и связно говорят, другие стараются отвечать односложно или вообще молчать. В этом возрасте большинство детей еще не могут пересказывать сказки или истории, но уже могут вести беседу по вопросам, особенно если их направлять. В построенных предложениях они допускают много ошибок в падежных окончаниях, употреблении местоимений и родовой принадлежности.

Также в этом возрасте дети нечетко произносят звуки, некоторые заменяют или выкидывают их, поэтому их трудно понять. Специалисты считают, что это еще не проблема, поскольку каждый ребенок имеет свои особенности развития, темперамент, склонности, способности и генетику. И к пяти годам он уже говорит ясно и правильно.

Задержка в развитии речи

Главной причиной задержки развития речи (ЗРР) у детей является ее не востребованность. Это выявляется в нехватке общения со сверстниками, недостаток общения с родителями и окружающими. Обычно ЗРР наблюдается у тех малышей, которые лишены детского общества и имеют постоянно занятых собой родителей.

Другой причиной этого отклонения может быть генетика или заболевания нервной системы и головного мозга, связанные с отставанием психического развития.

Следующая причина появления ЗРР – отсутствие слуха, полная или частичная глухота. Речь ребенка развивается, опираясь на услышанные звуки. Если этих звуковых потоков нет, то самостоятельно дитя не заговорит.

Как разговаривать с ребенком

Чтобы речь развивалась своевременно, с самого младенческого возраста нужно проводить занятия. Говорить с малышом нужно медленно, размеренно, четко все проговаривая, не сюсюкать, не коверкать слова, не следует торопить его с ответом и при необходимости обязательно поправлять.

Развитие детской речи – процесс сложный и трудоемкий. Иногда малышу трудно правильно произнести все звуки, в этом случае его необходимо поддерживать и подбадривать, ни в коем случае не ругать и не дразнить.

Обращать внимание на занятиях следует на дыхание, интонацию, добиваться полных ответов. В возрасте 3-4 лет дети уже знают названия игрушек, цвета, формы предметов и т.д., поэтому с ним нужно больше общаться и мягко заставлять проговаривать все эмоции и чувства, описывать окружающий мир, говорить о его желаниях и потребностях.

При необходимости нужно обратиться к специалисту – логопеду, он посоветует, как правильно подойти к занятиям, на что обратить внимание в первую очередь и, если это необходимо, будет сам проводить занятия.

Упражнения на развитие речи

Занимаясь с детьми, нужно приучать их верно употреблять падежные окончания, правильно согласовывать слова в предложениях. Главным средством познания мира для малышей является игра, поэтому существуют специальные игры для развития речи.

Для того, чтобы верно связывать имена существительные с глаголами, правильно употреблять родовую принадлежность можно предложить поиграть в игру «Кто едет в гости?». Для этого взять игрушки и сказать: «Любимые игрушки приедут в гости, расскажи, кто именно к нам приедет». Настаивать, чтобы ребенок давал полный ответ: «К нам едет собачка, большая, мягкая, пушистая и т.д.» Если ваше сокровище ошибается, то его следует обязательно поправлять, выделяя интонационно верный ответ. При занятиях помните, что для детей игра – это важная работа и относитесь к ней серьезно.

Для другого упражнения вам понадобятся игрушки и еще какие-нибудь небольшие предметы, которые можно разложить на столе. Пусть малыш внимательно посмотрит и вслух произнесет все названия предметов, лежащих на столе. После чего пусть он отвернется, а вы в этот момент уберете что-то из предметов и спросите: «Что пропало? О чем (ком?) мы поговорим? Кому мы что-либо дадим? С кем будем играть?»

Данная методика не только помогает понять правильное употребление падежных окончаний имен существительных, но и развивает внимание и быстроту реакции.

Превосходные результаты дает чтение детских книг и совместное рассматривание иллюстраций. Попросите свое сокровище рассказать, что изображено на картинке, называть цвета и форму предметов, следите, чтобы он правильно согласовывал между собой слова.

Особую роль в становлении речи, а значит и мышления играет мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики необходимо проводить комплекс упражнений и массаж кистей рук и пальчиков. К играм такого рода относятся: пирамидки, мозаика, кубики и т.д. Кроме того, можно играть с пальчиками ребенка в алфавит, пальчиковый театр, потешки и скороговорки. Такие занятия развивают творческое воображение ребенка, улучшают его координацию, развивают кругозор и улучшают память и внимание.

Милые мамы, какими бы мы не были занятыми, все-таки первая и главная наша работа – это материнство и воспитание наших детей. Заботы о ребенке не могут ограничиваться только его питанием, одеждой и здоровьем. Чтобы наше сокровище гармонично развивалось и у него не возникало проблем с учебой, мы просто обязаны помочь ему. Да, нам очень часто бывает некогда, но для этого необходимо найти время. Поймите, все, что мы сейчас вложим в него, вернется к нам стократно.

Дорогие женщины, у нас вы всегда сможете найти много интересного и полезного для вас. Подписывайтесь на наши рассылки и до новых встреч!

Содержание:

  • Характерные особенности
  • Нормы
  • Отклонения
  • Диагностика
  • Методики развития

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

Характерные особенности

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

  • в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
  • попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
  • речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и совершенствуется;
  • внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
  • создание собственных словоформ;
  • попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
  • с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
  • и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
  • нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
  • путают звуки;
  • переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Нормы

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

  • проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
  • называть имена близких родственников и друзей;
  • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
  • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
  • распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
  • находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
  • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
  • точно повторять услышанное;
  • пересказывать мультфильм, сказку;
  • в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

  • ребёнок постоянно тарахтит;
  • его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
  • его сложно понять;
  • в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
  • ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
  • глотает окончания слов;
  • произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
  • не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
  • приоткрытый рот;
  • частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.

Полезная информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:

  • педиатр;
  • невролог;
  • психиатр;
  • отоларинголог;
  • логопед;
  • психолог;
  • сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть назначены такие обследования, как:

  • МРТ;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ.

Диагностика также включает в себя:

  • возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
  • беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
  • изучение моторики мышц лица;
  • сравнение понимания и воспроизведения речи;
  • анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешают правильному становлению речи. Это хронический отит, аденоиды, тугоухость.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

  1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
  2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
  3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
  4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
  5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
  6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
  7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
  8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
  9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
  10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
  11. Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.

Новые статьи

Мы в социальных сетях

наверх

Речевое развитие детей 3-4 лет становится более совершенным и обширным. В этом возрасте большинство детей уже говорят простыми предложениями, могут рассказать о своих чувствах и поделиться впечатлениями, используя точные слова. Однако речь ребенка 3-4 лет еще находится на стадии развития, поэтому сейчас очень важно уделить внимание регулярным занятиям и упражнениям.

Итак, в чем же проявляется особенность речевого развития детей 3-4 лет?

Звукопроизношение

В этом возрасте большинство детей произносят согласные буквы смягченно, шепелявят на шипящих и пропускают звуки, требующие четкости (р, л, ц, ж, с), с связи с чем речь малыша кажется немного картавой, шипящей и свистящей. Нечеткое произношение связано с тем, что у детей еще не выработался артикуляционный и речевой аппарат. Сейчас важно направить внимание на дикцию, занимаясь с малышом простыми логопедическими упражнениями.

Речевое развитие ребенка 3-4 лет имеет еще одну интересную особенность: малыш может сокращать длинные слова, менять местами звуки и слоги, разбавлять стечение согласных гласной буквой. Как правило, эти дефекты исчезают по мере развития речи ребенка. Однако родители должны прививать малышу речевую культуру: говорить правильно, чаще читать книги и сказки.

Словарный запас

На рубеже 3-х и 4-х лет словарный запас ребенка включает в себя от 800 до 1100 слов. В этом возрасте малыш уже разговаривает простыми предложениями, состоящими из нескольких слов. Речь ребенка постоянно совершенствуется, т.к. в ней появляются новые слова с точным значением.

Малыши этого возраста невероятно разговорчивые. Они постоянно что-то рассказывают, сопровождают свои действия словами и разговаривают с игрушками. Дети с удовольствием пересказывают сказки, любят учить стихи, потешки и песни.

Грамматика и связность речи

Речевое развитие ребенка 3-4 лет с грамматической стороны еще не совершенно. В этом возрасте дети часто употребляют неправильный порядок слов, путают их согласование и падежи. Однако эти недочеты являются нормальным этапом развития речи, и со временем ребенок самостоятельно избавится от них.

Речь трехлетних детей отличается диалогическим характером. Малыши уже могут отвечать на вопросы, обдумывать свой ответ, подбирая более точные слова.

Недостатки речи детей 3-4 лет и ошибки в произношении, как правило, не требуют сторонней корректировки. Однако родителям следует обратиться к специалистам в том случае, если ребенок в этом возрасте не может составлять предложения, путает значение простых слов или говорит слишком непонятно и неправильно.