Развитие вестибулярного аппарата у детей




Вестибулярный аппарат – это орган равновесия. Его важно тренировать с первых месяцев жизни ребенка, чтобы потом у него не было проблем с укачиванием в транспорте или, например, головокружением при физических упражнениях. В этом помогут специальные игры, разработанные с учетом возрастных особенностей малышей.

Анна Крайнова
врач-педиатр, г. Москва

Ребенок учится переворачиваться и садиться, затем вставать и падать, делать первые шаги, осваивает бег, прыжки… Кажется, что это происходит само собой. На самом деле уверенно перемещаться в пространстве ему позволяет целый ряд органов чувств и систем организма. Наиболее важная роль в данном «оркестре» принадлежит вестибулярному аппарату. Без его правильного формирования невозможно нормальное развитие двигательной активности малыша. Вот почему так необходимы специальные игры и ежедневные тренировки с самого раннего возраста.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: первооткрыватель (с рождения до 1 года)

Тренировать вестибулярный аппарат можно буквально с рождения. До 6 месяцев, пока ребенок не научится сидеть самостоятельно, важно, чтобы он занимал при качании на руках или в других приспособлениях лежачее или полулежачее положение. Впрочем, если малыш долго будет воспринимать мир только из «горизонтали», важная часть вестибулярного аппарата, отвечающая за восприятие верха и низа, не будет развиваться как положено. Поэтому носите малыша также «столбиком», положив его головку себе на плечо и поддерживая ее рукой. Вот несколько полезных упражнений.

«Бэби-диско» (от 0 до года). Ребенок располагается «столбиком», лицом к вам или полулежит на ваших руках. Под музыку или без нее вы можете совершать вращательные движения из стороны в сторону (вокруг вертикальной оси), или перемещать младенца вверх-вниз по прямой, или очерчивая полукруг. Начинайте с 2–3 оборотов, двигаясь плавно. Затем можно постепенно увеличивать продолжительность, скорость и количество вращений.

«Мой любимый мячик» (с 1 месяца до года). Упражнения на большом надувном мяче для фитнеса: выкладывайте малыша на животик или спинку и плавно качайте на мяче вперед-назад, вправо-влево. С 7–8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или подмышки. Также при поддержке можно давать ему возможность попрыгать на мяче. Или попрыгать вместе с ним, посадив его на колени, а самой сев на мяч.

«Папин тренажерчик» (с 3 месяцев до года). Как правило, это упражнение любят папы, которые не прочь подкачать свои бицепсы. Когда малыш начинает уверенно держать головку, его можно взять под мышки, повернув лицом к себе, и поднять над своей головой. Сначала это однократные подъемы-опускания до уровня глаз, потом по мере привыкания ребенка и тренировки ваших рук ребенка можно невысоко подбросить и поймать, со временем подкидывая его все выше и выше.

«По кочкам» (с 6–7 месяцев до года). Возьмите ребенка на колени, поддерживая под мышками и приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Перемещайте его вверх и вниз, иногда резко смещая в сторону и позволяя свалиться в яму. Дети обожают внезапное падение с надежной страховкой.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: олимпиады годовичков (с 1 до 2 лет)

Как правило, в год дети уже начинают ходить или, как минимум, уверенно стоят на ногах. А значит, надо продолжать учить их прямохождению, прыжкам с поддержкой и без, кувыркам вбок и др.

Висим и качаемся. Малыш в возрасте от года до 2 лет обожает «летать», когда бежит к папе, а тот ловит его и подкидывает вверх. Или просто, стоя на месте, берет под мышки, поднимает, подбрасывает и ловит. Еще ребенок любит идти между взрослыми, взяв их за руки, и периодически «подвисать», поджав ноги, или раскачиваться вперед-назад на руках. Все это тренирует вестибулярный аппарат. С 1–1,5 лет можно оборудовать в детской спортивный уголок: с маленьким турником, кольцами (на уровне вытянутых вверх рук ребенка), канатом, качелями, прыгунками и лестницей.

Юный пловец. Если вы решили научить ребенка нырять и плавать, это пойдет на пользу. В воде малыш ощущает себя более легким, и воздействие на рецепторы вестибулярного аппарата будет иным, чем на суше. Это позволит ребенку улавливать более тонкие нюансы восприятия своего тела в пространстве.

«Танцуют все!» Дома стоит почаще устраивать «танцы». Включайте ребенку музыку, чтобы он скакал и кружился сам, либо вальсируйте с ним, взяв его на руки. Учите малыша стоять и прыгать попеременно то на одной, то на другой ножке.

Уличные развлечения. Прогулки на детских площадках тоже способствуют развитию вестибулярного аппарата. Пусть малыш катается с горки и качается на качелях. Можно освоить машинку-каталку, попробовать кататься на самокате или даже на трех- или четырехколесном велосипеде.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: в поисках баланса (с 2 до 3 лет)

На улице помогайте ребенку закреплять приобретенные навыки: разрешайте ему ходить по линиям, бортикам и бревну, кататься на качелях и каруселях. Примерно с 2 лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване. Поддержите своего ребенка в этом занятии и за пределами квартиры.

Батут. В парках аттракционов есть детские батуты и даже целые надувные города, приспособленные для прыжков. Следите только за тем, чтобы в одежде малыша не было жестких деталей (пряжек, ремешков, заколок и т. д.), которые могут травмировать его при неудачном приземлении. А еще смотрите, чтобы по соседству от него не скакали дети, значительно старше и крупнее. При желании и явном увлечении малыша этим занятием можно купить на дачу или домой в детскую небольшой надувной или сеточный батут.

Спортивный уголок. Если до 2 лет наличие спортивного уголка в детской скорее желательно, чем обязательно, то после двух это приобретение – важное подспорье для физического развития ребенка. Малышам нравится раскачиваться на кольцах, висеть вниз головой, подтягиваться на турнике, кувыркаться на матрасе, залезать по канату и по лестнице (деревянной и веревочной, вертикальной и под наклоном).

Это факт
Вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте внутреннего уха. Его рецепторы воспринимают линейное и угловое ускорение, а также силу тяжести. Основная функция вестибулярного аппарата – поддержание равновесия. Полное развитие и формирование органа равновесия заканчивается примерно к 12 годам жизни ребенка. При слабости вестибулярного аппарата возникают «болезни движения». По данным статистики, ими страдают около 5 % населения Земли.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: юный экстремал (с 3 до 4 лет)

Малышу становятся доступны многие детские аттракционы: большие карусели, качели-лодочка, разнообразные машинки и другие забавы с кручением и вращением. Также не иссякает интерес к батуту и всевозможным лазаниям по разным поверхностям.

«Березки», «мостики» и другие. Ребенок способен делать более разнообразные упражнения: постоять в «березке», перекатиться назад, сделать «мостик», продолжительно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, походить на руках, когда кто-то его поддерживает за ноги.

«Замри, или Море волнуется раз…». Если детей много, можно сыграть в «Замри». Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее называется любое животное или птица) на месте замри!» Игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего либо выбывает из игры. Игра развивает не только способность к долгому удержанию равновесия в неудобной позе, но и творческое начало, а также умение терпеть и контролировать свои действия. В этом возрасте детям нравится также играть в прятки, жмурки, салочки.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: отряд прыгунов (с 4 до 5 лет)

Батут, качели, парки аттракционов все еще актуальны для четырех- и пятилеток. Но улучшается координация и физические возможности ребенка, а потому ему становятся доступны более длительные, амплитудные вращения и кружения. Стоит продолжать лазание по лестнице и канату, хождение по бревну. Также настало время учить малыша кататься на двухколесном велосипеде.

«Юла». Это незамысловатое, но полезное упражнение, тренирующее вестибулярный аппарат. Вы раскручиваете ребенка на месте или он сам это делает. Сначала в среднем темпе, чтобы понять, насколько хорошо он перенесет «качку» после того, как откроет глаза: ему будет казаться, что стены, пол – в общем, вся комната потеряла устойчивость. Постепенно, по мере привыкания к нагрузке, стоит усиливать темп вращения вокруг себя. Так тренируется способность держать равновесие и контроль координации движений.

«Классики». Это упрощенный вариант игры нашего детства. Требуется нарисовать мелом поле для игры, разделенное на квадраты (каждый примерно по 50 см площадью), пронумерованные от 1 до 10. Смысл игры в том, чтобы прыгать в каждую клеточку и при этом не наступать на прочерченные линии. Сначала можно прыгать на двух ногах без биты (любой круглой металлической коробочки), затем немного усложнять задачу: на одной ноге, с битой, в компании. Все это великолепно тренирует координацию.

Вестибулярный аппарат отвечает за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве. От того, насколько он развит, во многом зависит качество жизни человека. Тренируя его с младенчества, вы подарите своему крохе большие возможности для развития и активных игр со сверстниками.



Маленьких детей зачастую в транспорте сильно укачивает, что беспокоит их родителей. В таких случаях даже непродолжительная поездка на машине превращается в проблему и создает множество неудобств. Связано это обычно с недостаточно развитым вестибулярным аппаратом.

Данную статью мы подготовили для того, чтобы рассказать вам об упражнениях для вестибулярного аппарата у малышей. Начинать занятия можно почти с самого рождения и продолжать примерно до 7 лет.

В общих чертах о вестибулярном аппарате

Начав выполнять с ребенком специальные упражнения, вы разовьете ловкость, выносливость и физическую активность своего чада. Сам вестибулярный центр представляет собой орган, который воспринимает изменение положения тела в пространстве, а находится он в внутри уха и окончательно формируется лишь к 10 или 12 годам.

Когда начинать тренировки вестибулярного аппарата детям?

По мере развития вестибулярного аппарата ребенок начинает переворачиваться, садиться, ползать. Затем он встает, падает и начинает делать первые шаги, после чего осваивает бег и прыжки. Со стороны может показаться, что все эти навыки даются малышу без особого труда, но тренировки вестибулярного аппарата у малышей могут поспособствовать более гармоничному развитию активности.

Упражнения до двух лет

Сначала рассмотрим упражнения для вестибулярного аппарата у деток возрастом до одного годика:

Качание

Взяв маленького ребенка на руки, разворачивайте свое туловище в разные стороны. Начинайте с нескольких поворотов и плавных движений, постепенно повышая продолжительность упражнения и скорость движений.

Упражнение с мячом

Вам понадобится фитбол, на который нужно положить малыша на животик или спину, придерживая его. Далее начинаем плавно раскачивать ребенка в стороны и вперед-назад, по-разному чередуя эти движения.

Когда малышу исполнится 7-8 месяцев, можете ставить его на мяч на ножки, придерживая за руки или за туловище подмышками. Сделайте так, чтобы с вашей поддержкой малыш немного попрыгал.

Полеты на руках

Возьмите малыша на руки лицом вниз, согнув конечности в локтях. Начните играть в самолетик, двигаясь с малышом по квартире – он будет летать на руках. Меняйте скорость полетов и выполняйте движения вниз-вверх.

Качели

Тренировка вестибулярного аппарата для детей может включать упражнение под названием «качели», которое можно делать, когда малыш научится держать головку. Сядьте на диван, вытяните ноги и положите сверху малыша. Придерживайте ребенка за руки и начните плавно поднимать-опускать свои конечности, сгибая их в коленях. Все маленькие детки любят подобные качели.

По кочкам

Подходит упражнение детям после трех месяцев. Посадите малыша на свои колени и начните игру, приговаривая: «По кочкам и по кочкам, да по ровной дорожке, а затем в ямку бух». Перемешайте кроху вниз и вверх, смещая в стороны и позволяя проваливаться в вымышленные ямки. Всем крохам нравятся подобные веселья, но вы должны надежно держать свое чадо, не позволяя ему свалиться на пол.

Упражнения от годика до двух

Примерно с годовалого возраста малыши начинают стоять на ножках и неуверенно ходить. Заметив, как ваше чадо пытается начать это делать, старайтесь быть рядом и контролируйте его намерения, не позволяя малышу получить травму.

Весело шагаем

Деткам нравится ходить между двумя родителями, которые держат их за обе ручки. Периодически малыши повисают, поджимая ножки – это неплохая тренировка вестибулярного аппарата у детей. Не противьтесь этому детскому развлечению, а поддерживайте малыша.

Ныряем

Решив научить своего малыша нырять и плавать, вы сможете хорошо потренировать вестибулярный аппарат крохи. В воде детки, как и все люди, становятся легче, а вестибулярный аппарат переносит несколько иные воздействия, по сравнению с сушей. Все это дает малышу возможность улавливать восприятие своего тела в пространстве.

Танцы

Для тренировки вестибулярного аппарата у детей от 1 до 2 лет включайте музыку и устраивайте танцы с ребенком, показывая крохе, как кружиться, подпрыгивать и выполнять другие танцевальные движения. Поддерживайте ребенка, чтобы он не упал и не ударился.

Отправляйте своего малыша играть на детских площадках, так как катание с горки, качание на качелях и прочие детские веселья отлично тренируют вестибулярный аппарат у детей.

Упражнения от двух до пяти лет

Ориентировочно с двухлетнего возраста детки учатся и начинают активно прыгать, делая это обычно на домашнем диване. Существуют и другие упражнения на развитие вестибулярного аппарата у детей старше двухлетнего возраста.

Увлекательная гимнастика

Каждый малыш постепенно научится кувыркаться и делать мостик, стоять на ножке и даже ходить на руках, если вы будете ему помогать. Можете даже отправить малыша на гимнастику, где его всему обучит опытный тренер.

Море волнуется раз

Все помнят об этой увлекательной игре. Она хорошо тренирует вестибулярный аппарат малыша, поэтому можете поиграть в нее с ребенком. Игра помогает деткам учиться поддерживать равновесие, находясь в неудобных позах.

Юла

Развить вестибулярный аппарат ребенка помогает это незамысловатое упражнение. Слегка раскрутите малыша с закрытыми глазами на месте. После их открывания малышу покажется, что окружающие его стены и пол начали плыть. Вестибулярный аппарат малыша начинает активно работать, приводя восприятие в норму.

Классики

Эта игра, знакомая многим, является неплохим упражнением для вестибулярного аппарата для детей 5-6 лет. Как вы помните, в ней необходимо прыгать на одной ноге по начерченной схеме. Вестибулярный аппарат, поддерживающий равновесие и обеспечивающий координацию движений, отлично тренируется.

Что касается упражнений для развития вестибулярного аппарата у детей 7 лет и старше, к ним относятся всевозможные игры в мяч, догонялки с друзьями и прочие активные времяпрепровождения.
В случае тяжелого нарушения вестибулярного аппарата у детей рекомендуем незамедлительно обращаться к врачу и следовать его рекомендациям
. К какому врачу обратиться при нарушениях вестибулярного аппарата, узнайте из другой нашей статьи.



Своим труднопроизносимым названием вестибулярный аппарат обязан латинскому слову «vestibulum» (в переводе — «преддверие»), так как он располагается в преддверии внутреннего уха и является его частью, часто называемой лабиринтом. Он представляет собой сложную систему, состоящую из трех полукружных каналов, которые находятся в примерно перпендикулярных плоскостях, что позволяет организму реагировать на наклоны во всех направлениях. Вестибулярный лабиринт частично заполнен желеобразной эндолимфой, покрывающей его чувствительные ворсинки. Во время наших движений под действием силы тяжести эндолимфа и плавающие в ней известковые камешки (отолиты) приминают те или иные ворсинки, и в мозг передается информация об изменениях положения тела. В доли секунды обработав полученные данные, мозг дает «указание» изменить расположение и напряжение мышц шеи , туловища, рук и ног, чтобы мы могли удерживать равновесие в любой ситуации. Чутко реагируя на гравитационное поле Земли, эта сложная система позволяет нам ориентироваться в пространстве и поддерживать баланс тела даже с закрытыми глазами. Вот почему тренировать вестибулярный аппарат необходимо тренировать уже с младенчества.

Первые признаки созревания вестибулярного анализатора появляются уже на четвертом месяце беременности. На УЗИ можно заметить, как в ответ на изменение позы у будущего малыша рефлекторно сокращаются мышцы конечностей, шеи и туловища. У новорожденных можно наблюдать целый ряд вестибулярных рефлексов. Один из них – так называемый автоматизм Моро. В ответ на резкое сотрясение или неожиданный шум малыш резко раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальчики. Начиная со второго месяца жизни, ребенок начинает держать голову. Поддерживать вертикальное положение головы опять-таки помогает вестибулярная система.

Вестибулярный аппарат у ребенка до года выполняет и другие функции. Кроха учится поворачиваться, садиться, ползать, манипулировать игрушками. Постепенно его тело принимает вертикальное положение, ребенок делает первые шаги, начинает бегать, осваивает прыжки. И опять-таки освоение этих довольно сложных навыков невозможно без правильного формирования вестибулярного аппарата. Ведь именно он позволяет координировать движения, не падать на спину, не заваливаться на бок и двигаться в нужном направлении.

Из-за вестибулярных сбоев ребенок может жаловаться на головокружения, у него может быть нарушена ориентация в пространстве. Шаткая походка у малыша старше трех лет тоже является симптомом неблагополучия.

Если перечисленные симптомы появляются у ребенка в состоянии покоя или при минимальных вестибулярных нагрузках (например, после недолгого качания на обычных качелях)и уж тем более, если они носят стойкий характер, следует обратиться к неврологу и отоларингологу. Чтобы поставить диагноз, ребенку могут назначить дополнительные исследования. Например, отоскопию (осмотр наружного слухового прохода и барабанной перепонки), а бывает, что и компьютерную томографию височной кости и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Это нужно, чтобы исключить серьезные нарушения работы мозжечка (он тоже регулирует координацию).

Но в подавляющем большинстве случаев вестибулярные сбои ограничиваются «морской болезнью» или укачиванием в транспорте. Избавиться от неприятных симптомов в таком случае помогут упорные тренировки.

Для младенца подойдут покачивания на руках у мамы из стороны в сторону, немного более интенсивные, чем обычно. С грудничком на руках также полезно медленно кружиться в вальсе, постепенно убыстряя темп. Достаточно 2-3 оборотов в каждую сторону. Как только малыш научится держать голову, с ним можно «летать» по комнате, одной рукой держа его за ножки, а другой — поддерживая грудь. Примерно с 4 месяцев начинайте занятия на надувном специальном мяче – фитболе. Первое занятие длится всего 1 минуту, потом продолжительность постепенно увеличивается. Положите ребенка животиком на хорошо надутый мяч и, прижимая его к мячу, качайте фитбол вправо-влево, вперед-назад, крутите вокруг оси.

Ближе к году качайте кроху на качелях и в гамаке, малыша постарше — катайте на каруселях любого типа. Можно воспользоваться вращающимся кругом типа «грация». Поставьте на него 1-1,5 летнего ребенка и, держа за руку, покрутите сначала в одну, потом в другую сторону. Скорость и число оборотов надо наращивать постепенно.

Хорошо натренировать вестибулярную систему ребенок может в любом развлекательном центре, где есть батут. Также на пользу вестибулярной системе пойдут лазанье по веревочном лестнице, прыжки через скакалку, прыжки на одной и на двух ногах, бег с препятствиями.

Вестибулярный аппарат любит закаливающие процедуры, активные игры и движение: кувырки, катание на качелях, раскачивание в гамаке и кресле-качалке. Кислые на вкус продукты способствуют стабилизации вестибулярной системы, поэтому, если ребенка начинает поташнивать в транспорте, можно дать пососать ему дольку лимона. А вот переедание, травмы головы и шеи, постоянное ношение наушников и длительная нагрузка на глаза на пользу вестибулярному аппарату не идут. Вредны для него также громкие звуки силой более 100 дБ. Они сильно раздражают микроскопические ворсинки, которыми он усеян.

Разработка развития вестибулярного аппарата для детей дошкольного возраста (до 7 лет).

Все на свете дети – вездесущие непоседы. Такими создала их природа, с рождения заложив в маленький организм огромный энергетический потенциал. И неслучайно: без физической активности невозможен рост и развитие малыша. Но путь к каждому новому двигательному умению тернист и труден: он сопровождается падениями и неудачами, шишками и ссадинами. Так среди приспособлений, способствующих физическому развитию, появилась полоса препятствий.

Это ограниченное пространство с препятствиями, преодолеть которые невозможно без владения конкретными двигательными навыками. Конечно, вашему крохе не придется ползти под колючей проволокой, или перепрыгивать через глубокие рвы, заполненные водой. Все препятствия, возникающие у него на пути должны соответствовать возрастным требованиям и быть вполне преодолимыми. Придется немного потрудиться, но тяжело в ученье – легко в бою. Через небольшой промежуток времени вы заметите, как уверенно шагает ваш малыш, как виртуозно владеет он своим телом. Ведь занятия на полосе препятствий:

развивают мышечную силу;

тренируют ловкость и координацию движений;

совершенствуют работу вестибулярного аппарата;

повышают выносливость организма;

улучшают осанку. 

Мышцы составляют третью часть веса ребенка. Сокращаясь во время нагрузки, они вызывают разнообразные позитивные изменения во всем маленьком организме:

Требуя больше кислорода и питательных веществ – заставляют работать сердце и легкие.

Расширяя сеть капилляров – активизируют все кровообращение в целом.

Совершенствуя движения, способствуют созреванию нервной системы и коры головного мозга.

Впервые полоса препятствий появилась в военном деле для тренировки служащих с целью повышения их боевой и физической подготовки. Со временем, доказав свою эффективность, она стала использоваться в качестве профессионального, туристического, спортивного и развивающего тренажера, в том числе и для детей. Виды этих приспособлений и требования к ним варьируются в зависимости от возраста малыша.

До года

Главным достижением таких ребятишек становится умение самостоятельно передвигаться, правда, пока ползком на четвереньках. Этот навык самым позитивным образом сказывается на развитии младенца, открывая для него новые горизонты познания, укрепляя мышечный и опорно-двигательный аппарат, а заодно, оздоравливая весь организм в целом. А тренируют ползание, используя простейшую полосу препятствий. Это может быть:

Трек, по форме напоминающий длинный ящик, обитый мягким нескользящим материалом. Этот тренажер позволяет направлять движение малыша, одновременно защищая от падения и скатывания. Ширина его должна быть достаточной для того, чтобы кроха свободно двигал ручками и мог отталкиваться ножками от бортиков. Когда ребенок научится ползать по горизонтальной поверхности, задачу усложняют, поставив трек под небольшим наклоном. 

Туннель – труба из специального прочного синтетического материала, жесткость которой придают вставки в виде тонких металлических обручей. Крепится сооружение к напольному покрытию при помощи надежных липучек.

Занятия на таких тренажерах нужно превратить в веселую игру. Папа пусть запускает кроху на дистанцию, а мама – ждет на финише, ласково подзывая и подбадривая юного спортсмена.

От года до двух

После года малыши начинают самостоятельно ходить. С помощью полосы препятствий родители моделируют ситуации, встречающиеся в повседневной жизни, и учат детей грамотно разрешать их. Поэтому тренажер в таком возрасте представляет собой некие объекты, которые нужно преодолеть разными способами. Чтобы не напугать и не переутомить кроху, стоит:

начать с одного элемента небольшого размера;

показать все возможные пути выхода из сложившейся ситуации: обойти

предмет, перешагнуть или наступить на него;

потренировать каждое действие вместе с ребенком;

предоставить возможность справиться с возникшей проблемой самостоятельно;

усложнить задачу, добавив еще одно препятствие.

В качестве элементов тренировочной полосы можно использовать все что угодно: мягкие игрушки, подушки, книжки, плотные коробки и даже свернутое детское одеяло.

С двух до трех

В два года малыш уже уверенно стоит на ногах. Окрепший позвоночник и мышечный каркас выдерживают довольно высокую нагрузку. А вот координация движений еще только формируется. Поэтому все внимание – укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. В полосу препятствий, состоящую из 3-4 элементов, в этом возрасте рекомендуют включать прыжки на мягком и не слишком амортизирующем батуте. Единственное требование – постоянный контроль и подстраховка со стороны взрослых.

Можно использовать следующие предметы:

Дуги различной высоты, проходя через которые ребенок должен нагнуться. 

Так называемые массажные кочки – ребристые полусферы, по которым нужно прошагать, не потеряв равновесия. Неровная поверхность воздействует на активные точки, расположенные на стопе малыша, стимулируя работу всего организма. 

Наклонные поверхности, пройти по которым без умения управлять своим телом достаточно сложно.

Если придумать интересный сценарий, то преодоление полосы препятствий станет увлекательной и захватывающей полезной игрой. Например, предложите юным искателям приключений почувствовать себя в роли пиратов, отправившихся за сокровищами или путешественников, пробирающихся сквозь дикие джунгли.

В 3–4 года

Дети этого возраста обычно уже посещают детский сад, и особой популярностью у них пользуются групповые эстафеты, предполагающие преодоление полосы препятствий на скорость. Разнообразнее и сложнее становятся барьеры, вырастающие на пути юных спортсменов:

всевозможные горки-лазы;

невысокие бум – бревна;

турники;

лабиринты. 

Усложняются и двигательные навыки, необходимые для преодоления преград.

Малыши:

перешагивают или перепрыгивают их;

обходят по линии – прямой или извилистой;

скачут на одной или двух ногах;

забираются сверху;

проползают под барьером.

Чтобы малыш правильно понял правила игры, сначала объясняем их, затем проходим каждый этап вместе с ребенком и только потом предлагаем проделать весь путь самостоятельно, при необходимости, оказывая помощь.

В 5–7 лет

Детям этого возраста в качестве полосы препятствий можно приобрести настоящий спортивный комплекс. Главное, чтобы он соответствовал возрастным анатомическим требованиям:

Турник должен быть небольшим – спрыгивание с высоты в этот период противопоказано, так как может вызвать смещение костей таза, еще не сросшихся с крестцовым отделом позвоночника.

Обязательно присутствие рукоходов и гимнастических колец, необходимых для развития силы мышц кисти, плеча и предплечья.

Пригодятся канат и качели для тренировки вестибулярного аппарата.

Шведская стенка и веревочная лесенка станут прекрасными средствами профилактики плоскостопия. 

В домашних условиях можно придумать следующее:

«Баррикады» – сложите на пути ползущего малыша диванные подушки. Позовите кроху с другой стороны завала – пусть проберется к вам через препятствия.

«Туннель» – соедините несколько больших картонных коробок с предварительно вырезанными вентиляционными отверстиями. Малышу будет интересно преодолеть такую дистанцию ползком. 

«Канатоходца» – обозначьте при помощи малярного скотча или длинной ленты дорожку. Предложите ребенку пройти по ней, не оступаясь, как канатоходец в цирке. Сначала по прямой траектории, затем добавьте повороты, зигзаги и петли. Такая игра прекрасно подходит для детишек младшего возраста.

«Зайчика» – разместите на полу несколько свернутых в рулон одеял. Пусть малыш представит, что он зайчик, сначала перешагивая, затем перепрыгивая и обегая препятствия зигзагом.

«Болото» – объясните ребенку, что ковер – это болото, разложенные на нем подушки – кочки. Задача крохи – перебраться на другую сторону и не увязнуть в трясине.

«Альпиниста» – пусть малыш представит, что один стул – это туннель, через который нужно проползти, другой – высокая скала, на которую он должен взобраться.

Первую тренировку вестибулярного аппарата ребенок проходит, еще находясь в животике у мамы. За время беременности он привыкает к покачиваниям, благодаря чему после появления на свет легко засыпает, когда мамочка носит его на руках или в слинге, ведь это ощущение хорошо ему знакомо.

Но главная функция вестибулярного аппарата у детей – это то, что он помогает быстрее научить ребенка ходить. В том смысле, что он отвечает за чувство равновесия и является одной из главных составляющих нервной системы.

Существует немало способов развития вестибулярного аппарата у детей. Так, базовое чувство равновесия у ребенка помогают сформировать покачивания малютки на руках или в детском креслице. Помимо этого есть специальные упражнения, начинать выполнять которые можно еще до того, как кроха встанет на ножки и продолжать после того, как он пойдет. Главное – чтобы ребенку нравилось, тогда наверняка упражнения на развитие равновесия пойдут на пользу.

Хорошую тренировку вестибулярного аппарата ребенок может получить в любом развлекательном центре, где есть батут. А если вы считаете, что он еще слишком мал и не справится с упражнением, попрыгайте вместе, наверняка вам понравится. Надо признать, что прыжки в этом отношении весьма и весьма эффективны, поэтому, если придя домой, кроха хочет попрыгать на вашей кровати, не запрещайте ему. Подобные развлечения быстро научат его контролировать равновесие.

Идем дальше. Оказывается, одним из лучших способов тренировки вестибулярного аппарата у детей являются качели. И если ребенок любит кататься, не упускайте возможность покатать его во время прогулок. Теперь-то вы знаете, что это не пустое развлечение.

Вестибулярный аппарат у детей постарше помогут тренировать поездки на велосипеде. Начните их как можно раньше. Для начала прочтите несколько советов по выбору велосипеда и купите подходящий трехколесный, а когда малыш его освоит и подрастет, ему легко будет пересесть на двухколесный.

Помимо этого эффективно развивать вестибулярный аппарат у ребенка помогут следующие упражнения:

— катание на фитбольном мяче (как на животике, так и на спинке);

— простые покачивания малыша, удерживая его за руки или под мышками;

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

— игра в самолетик, когда вы кладете кроху на себе на руки и имитируя самолет перемещаетесь по комнате.

https://www.youtube.com/watch?v=C1DT-0tp3rA

Вестибулярный аппарат представляет собой сложное устройство человеческого организма, включающее в себя часть внутреннего уха и мозга. Он отвечает за обработку сенсорной информации, связанной с движением тела в пространстве. Благодаря ему поддерживается равновесие и нормальная координация движений. От степени развитости и натренированности вестибулярного аппарата зависит здоровье и качество жизненного цикла человека.

Поэтому тренировать координационный аппарат лучше всего начинать с младенчества и продолжать на протяжении всей жизни. Для каждой возрастной категории существует свой ряд разминок и упражнений, помогающих нормализовать координацию движений и равновесие в пространстве. В этой статье речь пойдет о том, как тренировать вестибулярный аппарат у ребенка в возрасте 7-10 лет.

Дети раннего школьного возраста являются уже понимающими и воспринимающими, а потому с ними уже можно проводить комплекс мероприятий по тренировке вестибулярного аппарата. Прежде всего, в него должна входить гимнастика для глаз, головы и всего тела. Зарядку можно лучше построить в игровой форме. Комплекс тренировочных упражнений:

1. Движение глазами в разные стороны, меняя скорость. Затем, заострить внимание ребенка на пальце, делая его ближе и дальше.
2
. Круговые движения головы в разные стороны.
3. С положения сидя на стульчике встать, затем присесть. Несколько раз сделать это упражнение с открытыми глазами и несколько раз с закрытыми.

Также в тренировочный комплекс включите пару упражнений по перемещению в пространстве. Например, хождение по помещению с закрытыми глазами и стойка на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами.

Чтобы завлечь ребенка к тренировкам и разнообразить их, родители могут продумать дополнительные мероприятия. Несмотря на то что дети старше 7 лет являются уже школьниками, они остаются детьми, а потому не перестают любить игры и развлечения. Для интереса ребенка родители и веселого времяпрепровождения во время тренировки родители могут воспользоваться несколькими приемами:

1. Приобрести скейтборд. Необязательно, чтобы он был дорогим, главное, что он научить ребенка держаться в центре доски и сохранять баланс.
2
. Создайте ребенку веселую линию из цветной бумаги или скотча и наклейте ее на свободной территории и объясните ему, что она представляет собой край крыши. Он должен аккуратно ходить вдоль полосы, сохраняя равновесие.
3
. Особую ценность в развитии вестибулярного аппарата выполняют прыжки на батуте. Они позволяют стимулировать внутреннее ухо. Если такой возможности нет, то можно заменить батут прыжками на скакалке, чтобы они стали интересней устройте спортивные состязания между ребенком и взрослыми.
4. Изменение положения головы активизирует мозговую деятельность. Включите в режим дня ребенка летом – катание на велосипеде, а зимой – на санях или лыжах.

В качестве универсального средства для тренировки вестибулярного аппарата выступают разнообразные качели. Поэтому для детей любого возраста будут полезны регулярные прогулки на детской площадке. Для полноты занятий, если у родителей есть такая возможность, можно установить спортивный уголок на территории дома.

Развивать вестибулярный аппарат у новорожденного малыша можно с помощью несколько несложных ежедневных упражнений. К примеру, очень полезно носить кроху по кругу, совершая движения вверх-вниз, вперед-назад. Нежно прижав карапуза к себе, можно аккуратно попрыгать с ним по квартире. Держа свои ладони под затылком крохи, мама или папа должны как бы опрокидывать ребенка и снова поднимать. Прижав малыша животиком к своему плечу, родители могут кружиться с ним по комнате сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

Малышам старше двух месяцев будут полезны перекатывания с бока на бок на подушке. Развивать вестибулярный аппарат помогают также подбрасывания крохи вверх и верчение его в воздухе.

Вызывают настоящий восторг у малышей старше четырех месяцев горизонтальные вращения их вокруг мамы или папы. При этом родитель держит ребенка только за руку и ногу. Покачивать малыша, перевернутого вверх ногами, совершая маятниковые движения, также очень полезно.

Необходима для развития вестибулярного аппарата у детей ежедневная утренняя зарядка, включающая в себя повороты, наклоны, вращения головы и туловища.

Множество упражнений для развития вестибулярного аппарата у детей можно проводить прямо на детской площадке: играть в бадминтон и теннис, крутиться на турниках и просто бегать. Кстати, очень полезно и хождение малыша по бордюрам вокруг газонов.

Но самый главный тренажер для развития вестибулярного аппарата у детей – это качели. Они есть практически на каждой детской площадке. Причем качать на них можно даже совсем маленьких ребят, естественно, придерживая их при этом.

Визит в парк аттракционов – не только отличное средство развеселить и порадовать ребенка, но и замечательная возможность для тренировки его вестибулярного аппарата. Только вот заставлять малыша кататься на каруселях, если он боится или капризничает, не стоит. Иначе веселье и радость могут превратиться в обиду на родителей и испорченное настроение. Часто в парке аттракционов помимо каруселей присутствуют яркие батуты. Прыжки на них также развивают вестибулярный аппарат. Если малыш пугается батута, родителям следует поддержать его и тихонько попрыгать вместе с ребенком.

Выполнять упражнения, развивающие вестибулярный аппарат ребенка, следует регулярно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *