Ребенок плохо пережевывает пищу


Подробности
Категория: От прикормов до общего стола

Здравствуйте, Мамин Мир! Думала, что справлюсь сама, но… Моей доченьке полтора годика. Она до сих пор кушает пищу только жидкой консистенции, измельченную в блендере. От любой другой – позывы на рвоту. Сейчас у нее 11 зубиков. Как правильно приучить ребенка к нормальной пище? Мне кажется, что ей лень жевать. Как улучшить аппетит? С какого возраста можно кормить ребенка йогуртом? Можно ли в домашних условиях приготовить йогурт и кефир? Как правильно это сделать? Спасибо за помощь.

Уважамая мама, конечно, с жидкой пищей вы затянули. Имея такой внушительный зубной арсенал, малышка уже вовсю должна жевать. Зубки просто обязаны трудиться, челюстному аппарату необходимо давать нагрузку, иначе не избежать патологии со стороны прикуса.
Мы можем предположить две причины нежелания малышки пережевывать пищу.
Первая причина патологического характера
. Возможно, малышка не может жевать или глотать пищу кусочками из-за бульбарных нарушений, связанных с функциями глотания и жевания, регулируемых головным мозгом. В этом случае малышку необходимо показать неврологу, который проверит у девочки глоточный рефлекс и рефлексы мягкого неба. Кроме этого, невролог должен исключить синдром ранней нервности, при котором малыши бывают сверхчувствительны. У таких малюток часто возникают проблемы с питанием. Они, как правило, малоежки и привереды. Иногда у нервных деток повышен рвотный рефлекс, причем вызвать его может не только неприятная на вкус пища, но и неприемлемая консистенция.

Вторая причина – банальная: мама вовремя не начала вводить твердую пищу.
Что ж, давайте начнем это делать по правилам. Ведь лучше поздно, чем некогда.
Переход к новой степени измельчения пищи несет с собой серьезные изменения для организма малыша, которые затрагивают не только психологические стороны жизни ребенка, но и самым прямым образом влияют на состояние и функционирование пищеварительной системы
. Поэтому делать «шаги» к кусочкам и пережевыванию нужно медленно, ориентируясь на возможности организма в данный момент и придерживаясь определенной тактики.

1. Для самых первых попыток малыша (в 7-8 месяцев) что-либо погрызть вполне подойдут сушки и сухарики без добавления ванилина и, желательно, на фруктозе. Так вы положите начало этапу, когда кроха будет учиться самостоятельно поглощать пищу и обрабатывать ее во рту (размачивать слюной, перетирать десенками). Пусть пока действия малыша, пытающегося запихать всю сушку в рот, неуклюжи и забавны. Пройдет немного времени, и ребенок поймет, что положить и съесть целиком большой кусок пищи нельзя: прежде, чем проглотить твердые продукты, надо их размочить и разжевать. И именно в это время мамочке нужно быть особенно внимательной к трапезе жизненка, ведь малыш может нечаянно отгрызть слишком большой кусочек и попытаться его проглотить, не пережевывая.

2. Своеобразным намеком маме на тот факт, что кроха способна (не путать с «согласна» и «готова») пережевывать пищу, может стать появление зубок с широкой жевательной поверхностью. Обычно такие зубки появляются в районе 1,5-2 лет. До этого времени малыш при всем своем желании и старании передними 8 зубиками не сможет тщательно измельчить, перетереть и прожевать пищу, он будет идти по самому простому пути – проглатывать куски. Это не очень хорошо в том плане, что у ребеночка войдет в привычку глотать пищу кусками, не измельчая ее зубками. Довольно опасная для здоровья привычка. От того, насколько тщательно будет разжеван каждый кусочек котлетки, каждая рисинка из супчика и ломтик яблочка, зависит то, сколько полезных и питательных веществ достанется организму деточки. В желудке малыша (как и взрослого) нет зубов, поэтому все, что недожевано в ротике, будет обработано силами желудка: большие кусочки перевариваются долго и тяжело, крохотные – быстро и с минимумом энергетических потерь, большие – частично, отправляя полурасщепленные куски в «отходы» производства, крохотные и маленькие – полностью, взяв максимум полезного. Постоянная работа желудочка в перегруженном режиме может привести детский животик ко всякого рода неприятностям: запорам, поносам, рвоте, вздутию, изжоге и даже с течением времени к гастриту. Кстати, подобных результатов можно достичь и в противоположном случае, когда ребенок не получает пищу более крупного калибра. В этой ситуации желудочек привыкает к работе в полсилы и становится ленивым, ферментативная система не тренируется, пищеварительные способности и мастерство не оттачиваются и не улучшаются. В итоге в один совсем не прекрасный момент, когда ребенок будет вынужден перейти на новый вид питания (поступив в сад, например), его желудочек испытает самый настоящий стресс, ведь ему придется справляться и усваивать то, что он не совсем умеет расщеплять и переваривать. Поэтому, дорогие мамочки, не гоните коней, но и не плетитесь в хвосте, а просто следуйте здравому смыслу, учитывая физические возможности ребенка.

3. Если малыш хорошо и с аппетитом кушает пюре, уже достаточно уверенно разгрызает сухарики и печенюшки, значит, его рацион, состоящий из пюреобразных блюд, может пополниться мелко измельченной пищей. Первыми «взрослый» вид могут приобрести супчики, в которые будут добавлены нерастертые кубики картошечки, зеленые горошинки, тонкие кружочки морковочки, короткие(!) полосочки или соцветия капусточки и зернышки риса целиком. Однако не стоит делать основную питательную ставку на это блюдо, ведь перестроиться на новый лад малышу будет трудно. После того, как зубки потрудились на славу, пытаясь пережевать «взрослый» супчик, на второе детке лучше подать привычное пюре. Если вдруг жизненок подавился, не впадайте в панику, а попробуйте немного облегчить положение. Для этого одну свою ладонь поместите между лопатками ребенка (на спине), а кулаком второй сделайте несколько постукивающих легких(!) движений по ней. После этого дайте ребенку откашляться, попить столько, сколько захочется, и отдышаться несколько минут. Только после этого в спокойной обстановке можете вновь продолжать трапезу. После того, как первая часть завершилась в вашу пользу и малыш с удовольствием пережевывает овощи и запивает их жижечкой, можно ввести новых героев. Так, прекрасную партию овощам из супчика составят фрикадельки или паровые котлетки из рыбки, птицы и мяска. При этом, чтобы котлетам из мяса и птицы придать дополнительную мягкость, поначалу добавляйте в них немного больше белого размоченного батончика без корок и меньше яичного белка. Итак, супчик с фрикадельками «покорен», а значит, можно дальше продолжать победное шествие. И следующим завоеванным блюдом может стать полужидкая кашка, приготовленная для начала из мягких хлопьев, а не из цельной крупы. Кстати, именно в это время малыши с удовольствием приобщаются к самостоятельной еде ложкой. Согласитесь, намного интереснее вылавливать из супчика зеленые шарики (горошек), оранжевые цветочки (морковь), белые колечки (макароны), чем размазывать по тарелке однородное неинтересное пюре.

О КЕФИРЕ
Кефир получается путем сквашивания живых кефирных грибков, которые вызывают молочнокислое и спиртовое брожение. В зависимости от выдержки кефир бывает слабый (однодневный), средний (двухдневный) и крепкий (трехдневный). При этом, чем дольше созревает напиток, тем больше спирта в нем вырабатывается. Например, общее количество в слабом (0,2%) увеличивается в крепком (0,6%). Кроме этого, чем крепче кефир, тем больше он содержит в себе молочной кислоты и углекислого газа. Именно поэтому для питания детей лучше использовать только свежий кефир, который, несмотря на всю свою «слабость», поможет желудочку деточки работать в нужном режиме и при необходимости слегка ослабить стул (например, при запорах). Для детишек младше 3 лет желательно использовать кисломолочные продукты, предназначенные специально для детского питания, например, «Детский кефир». Кстати кефир и творог мама может готовить сама дома.

Консультант – Татьяна Ивановна КОРНИЛОВА, кандидат медицинских наук, врач-педиатр высшей квалификационной категории.

Для комментирования необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Педиатры говорят: количество жалоб родителей на то, что их ребенок отказывается жевать твердую пищу, увеличилось. Но в большинстве случаев причина тому-лень, родительская и детская. Когда и как научить ребенка жевать и что делать, если момент упущен?

Пришла пора

Принято считать, что большинство малышей готово к знакомству с пищей кусочками в 6-8 месяцев. На самом деле возраст в деле развития навыка жевания не главное.
Кроха должен быть готов к введению твердого прикорма как физически (уметь активно работать язычком, правильно его прижимать к нёбу), так и психологически: должен «проснуться» пищевой интерес, желание заглянуть в родительскую тарелку и попробовать то, что едят взрослые.

«Появление первых жевательных движений происходит в 4-5 месяцев, наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка, — говорит педиатр Юлия Рахимбекова. — И если в этот период не вводить прикорм, а продолжать стимулировать только сосательный рефлекс, то неподкрепленный практикой рефлекс жевания начнет затухать. Еще несколько лет назад ребенок до появления первых молочных зубов получал от мамы сушку, сухарик или даже куриную косточку и учился «жевать» деснами. Сегодня родители часто вводят прикорм после 6 месяцев и позже, когда во рту уже появились 2-3 передних зуба. Но эти зубы служат для откусывания, жевать ими невозможно, и — что важно! — они мешают ребенку жевать деснами. Вот так момент бывает упущен. Далее в норме в возрасте 7-12 месяцев у ребенка продолжают укрепляться навыки кусания и жевания, активно развиваются боковые движения языка и умение перемещать языком пищу к зубам.

Он уже в состоянии есть каши, рубленые фрукты и овощи. Конечно, все индивидуально. Доношенный или недоношенный, здоровый или с проблемами со здоровьем, есть зубки или еще не появились — так или иначе, к году кроха должен производить качественные жевательные движения челюстями.

Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:

Но это произойдет только в том случае, если родители постепенно учили его этому. Не бывает так, чтобы ребенка кормили только грудным молоком, а в годик он сел за стол, взял ложку и стал деловито есть с общего стола».

Мамины помощники

БЛЕНДЕР незаменим, когда мама готовит пюре для детского прикорма сама. Измельчать с его помощью продукты действительно быстро и удобно, но есть риск затянуть с переходом к твердой пище. Педиатры советуют отказываться от использования блендера постепенно: раз за разом уменьшайте степень помола, чтобы кроха не уловил резкую перемену в консистенции блюда и не закапризничал. Если вы предчувствуете бурные детские протесты, сделайте вид, что он «сломался» или «потерялся».

НИБЛЕР — это приспособление, напоминающее методы наших бабушек, когда какой-нибудь продукт (яблоко или кусок сахара) заворачивался в марлю и ребенок без опасности для жизни мог подолгу мусолить его во рту. Ниблер способствует ощущению вкуса продукта, активизирует слюноотделение и тренирует жевательные движения. Главное — следить за целостностью сеточки и тщательно промывать ее после использования.

Жевать или не жевать?

Умение жевать твердую пищу ребенку совершенно необходимо:

для крепких зубов
Неумение и нежелание малыша прожевывать твердые кусочки пищи ведет к нарушению формирования прикуса, а впоследствии — и овала лица. Молочные зубы не испытывают достаточной нагрузки и могут преждевременно выпадать.

для нормальной работы ЖКТ
Употребление продуктов преимущественно в пюреобразном состоянии негативно сказывается на желудочно-кишечном тракте: провоцирует появление аллергий, вздутий, запоров. Так как пища, которую необходимо просто проглотить, плохо смешивается со слюной, у малыша слабо вырабатываются пищеварительные ферменты. Желудочно-кишечный тракт ребенка становится «ленивым», получая лишь нежную пищу, которая ему уже не по возрасту. В итоге проблемы нарастают как снежный ком: неразвитость ферментного аппарата, повышенная чувствительность кишечника.

для четкой артикуляции
«Неумение жевать не является непосредственной причиной задержки речи или ее отсутствия, — говорит логопед Тамара Новикова. — Вместе с тем это показатель негативных изменений в артикуляционном тонусе. Вполне вероятно, что ребенку будет неудобно, некомфортно проговаривать какие-то звуки, ведь для этого тоже нужно прилагать усилия».

для нормального психического развития
«До 1,5 года мы ели только протертую пищу, так как кусочками давились. Совершенно не напрягало: 15 секунд в блендере — и готово. Если честно, мне так даже удобнее было, потому что накормить было быстрее и легче. Вот только сейчас отказывается мясо кушать» — подобную историю можно встретить на любом родительском форуме. Многие мамы жалеют своих малышей (и себя), давая им протертую пищу. Но возраст 1-2 года — довольно опасный с точки зрения манипулирования ребенка родительским мнением. Приложите все усилия к тому, чтобы карапуз не смог шантажировать вас своим нежеланием жевать и глотать твердые кусочки, ведь в будущем это может обернуться куда большими проблемами.

Не хочу и не буду!

Ситуации, когда кроха отказывается жевать, случаются довольно часто. Почему это происходит?
Слишком раннее или резкое изменение консистенции пищи.
Не стоит сразу переходить от однородного пюре к пище кусочками: сначала малыш может просто не понять, что она тоже съедобна, а отсутствие «нормальной», с его точки зрения, еды заставит его нервничать
. Закономерный итого этого — потоки слез и плотно сжатый ротик. Не переживайте! У каждого малыша свой темп развития, сроки созревания систем организма. Если же вы ввели твердый прикорм по всем правилам, а кроха упорно отказывается от «твердых» продуктов, проконсультируйтесь у специалистов (обратитесь к педиатру, гастроэнтерологу, неврологу).

Нарушения артикуляционного тонуса. «Условия, в которых женщина сегодня вынашивает и рожает ребенка, далеко не идеальны, — объясняет логопед Тамара Новикова. — Большой процент будущих мам до последнего работает, подвергая себя стрессам и гипоксии, водит машину, не всегда отказывается от вредных привычек — все это влияет на развитие плода, и уже внутриутробно формируется ослабленный младенец.

Плюс частые проблемы в родах, и у ребенка возникает дизартрия (нарушения тонуса мышц речевого аппарата). Что получаем в дальнейшем? Язык, который не может переворачивать пищу во рту, плохую работу мышц, которые сжимают, поднимают и опускают челюсть, и — нежелание жевать. Медвежью услугу крохе оказывают и те родители, которые слишком рано отказываются от грудного вскармливания. Чтобы добыть молочко из маминой груди, малышу нужно потрудиться — поработать мышцами. С обычной бутылочкой артикуляционный тонус наработать гораздо сложнее. Тем не менее все эти трудности преодолимы».

Физиологические проблемы

Малыш может отказываться от жевания и в том случае, если ему трудно глотать.
Попытки справиться с твердой пищей могут вызывать у него кашель и даже рвотные позывы. Нарушения глотания могут быть связаны со сбоями в работе ЖКТ или другими заболеваниями: например, тонзиллитом, фарингитом, стоматитом, воспалениями и полости рта, и гортани.

«Возможные проблемы, которые могут помешать качественному жеванию, обязательно обнаружатся при диспансеризации ребенка, — успокаивает педиатр Юлия Рахимбекова. — Не пренебрегайте диспансерными приемами врачей.
До года ребенок два раза должен побывать у стоматолога, 4 раза — у невролога, 3 раза — у хирурга
. Если потребуется (например, есть подозрение на короткую уздечку языка), малыша могут направить на консультацию к челюстно-лицевому хирургу».

Учимся жевать

Специальной методики обучения жеванию нет, ведь все должно идти своим чередом. Однако с помощью наших советов вы поможете малышу быстрее овладеть этим навыком.
Организуйте место. Заранее подумайте, где кроха будет чувствовать себя максимально комфортно: в стульчике для кормления или на ваших коленях.
Выберите момент
. Важно, чтобы ребенок не был слишком голоден — иначе он будет нервничать и ваши усилия пойдут насмарку, но в то же время хотел есть.

Подготовьте столовые приборы. Используйте для кормления легкую пластмассовую ложку с закругленной ручкой — потом кроха сможет орудовать ею самостоятельно.
Продумайте рацион, «обычно мы советуем мамам предлагать деткам кусочки яблока или мягкого печенья, которые они будут кусать и таким образом учиться жевать
. Любознательный малыш обязательно согласится попробовать новый продукт на вкус, а заодно поймет, зачем ему необходимы его зубки, и потренирует жевательные движения, — говорит Юлия Рахимбекова. – Подойдет любое блюдо, которое вы считаете уместным в данный момент, учитывая, часть ли это ужина, перекус между приемами пищи или десерт после сытного обеда». Покупая баночное пюре, обращайте внимание на маркировку на этикетке: среди баночек, рекомендованных для возраста в 8-10 месяцев, вы точно найдете те, на которых значится «кусочки, которые учат жевать».

Не торопитесь. Начинайте кормить маленькими порциями. Если малыш отказывается от нового прикорма, не настаивайте. Консистенцию предлагаемых блюд с течением времени делайте гуще — благодаря этому развивается потребность работать челюстями и языком. Если блюдо получилось слишком густым, добавьте немного воды или молока.

Пользуйтесь его любознательностью. В 4-7 месяцев ребенок будет с упорством мусолить во рту и пытаться жевать то, что вы ему дадите. Ваша задача — проследить, чтобы это было безопасно. Главное, не допускать резких переходов в рационе: не стоит давать морковь, если до этого кроха ел только перемолотые каши и пюре.
Не отвлекайте
. Дайте малышу сосредоточиться на процессе поглощения пищи, тогда действия рук, языка и губ будут максимально скоординированы.

Неприятность эту мы пережуем

«Если родители затянули с переходом ребенка на твердую пищу, как правило, начинаются проблемы, — говорит Юлия Рахимбекова. — Даже у двухлетнего малыша пищевое поведение уже сформировано, научить его жевать да и просто заставить взять в рот что-то непривычное становится очень трудно. Главный совет в таком случае — не торопиться, не давить и ни в коем случае не морить голодом (мол, ничего, проголодается — съест). Переход от протертой еды к «кусочкам» должен быть постепенным. Привлекайте ребенка к приготовлению еды, совместно измельчайте продукт, сначала в блендере, с помощью мясорубки или терки, чуть позже — вилкой. Помните, что дети очень любят подражать, поэтому обязательно практикуйте «совместное столование», где вы сообща с огромным удовольствием будете жевать еду».

Что еще может помочь вам научить кроху весело и с аппетитом жевать?

1) Раскладывайте на тарелке «радугу», складывайте «домики», «рисуйте» зверей из ломтиков отварной моркови, фасоли, брокколи и цветной капусты, свежих огурцов и помидоров. Если поначалу жевать у малыша будет получаться не очень хорошо, просто докормите его привычным протертым питанием. Попробуйте нарезать кусочками те продукты, которые ему больше всего по вкусу.

2) Добавляйте в каши и пюре мелкие-мелкие кусочки мягких фруктов (например, груши), вареных овощей, ягоды (малину). Постепенно увеличивайте размер и количество кусочков в блюде.

3) Играйте. Возьмите кусочек вареной моркови и изобразите зайчика: «Как заяц кушает морковку? Вот так! А ты можешь?»

4) Приглашайте гостей, а также питайтесь вне дома — практикуйте ситуации, когда возможности измельчить пищу просто не будет.

5) Обратитесь к логопеду: он покажет, как проводить речевую гимнастику и логопедический массаж. Такой массаж (5-7 минут занятий в день) скорректирует изменения тонуса и поможет в тренировке мышц артикуляционного аппарата.

В чем вред позднего перехода к твердой пище?

Если в нужное время ребенка не научили жевать, продолжая даже в 2 года кормить его перетертыми супами и пюре, то последствия для его здоровья могут быть неутешительными.

  1. Сформируется неправильный прикус, появятся проблемы стоматологического характера.
  2. Испортится пищеварение. Когда ребенок растет, вместе с ним развивается и его желудочно-кишечный тракт. Отсутствие твердой пищи в рационе малыша приведет к атрофии желудка — пища при поступлении перестанет обрабатываться должным количеством слюны, что, в свою очередь, станет причиной недостатка вырабатываемых ферментов и сбоев в работе системы пищеварения.
  3. Отсутствие навыков жевания неизменно приведет к проблемам в развитии речи, так как мышцы, отвечающие за произношение звуков, не будут получать необходимой для развития нагрузки.

Более того, ребенок, постоянно получающий перетертую пищу, отвыкнет прилагать какие-либо усилия со своей стороны для пережевывания и сознательно начнет отказываться от твердой еды. Так, уже к двум-трем годам дети способны манипулировать родителями, требуя привычную для себя еду.

Для деток, которые к этому времени готовятся в детский сад, это станет настоящей проблемой, впрочем, как и для их родителей.

В каком возрасте у ребенка формируется навык жевания?

Приучая малышей к измельченной ситом или блендером пище и используя детские смеси, удобные в приготовлении, многие неопытные мамы настолько увлекаются процессом, что часто пропускают момент, когда нужно вводить твердую еду в рацион ребенка.

При этом многие из них уверены, что кроха может спокойно жить и радоваться без твердой еды до 1 года, не подозревая, что навыки жевания нужно начинать формировать не с момента появления первых зубов, а намного раньше.

Как не пропустить нужный момент?

Обратите внимание на поведение крохи. Как только заметите, что он стал активно тянуть в рот все, что попадается под руку, начинайте действовать!

Если у малыша чешутся десны, а это первый сигнал к тому, что пора начинать прививать ему навыки жевания. У одних деток такой период наступает в 4-5 месяцев, а у других к 7 месяцам или позже.

Как заложить правильную основу для навыка жевания?

Как научить ребенка жевать в таком раннем возрасте? Используйте простое приспособление — прорезыватель зубов, покусывая который кроха начнет тренировать жевательные мышцы сам!

Кольцо для десен, своевременный переход на готовые смеси, соответствующие возрасту и ввод прикорма позволят научить кроху самостоятельно жевать уже в 1 год.

Как научить кроху жевать: эффективные методы

Введение в рацион твердой пищи

Начнем с того, что переходить на твердую пищу нужно постепенно. Если вы используете готовые смеси и пюре, то выбирайте только те продукты, что соответствуют возрасту ребенка. Чем старше кроха, тем более густыми будут смеси, а фруктовые, мясные и овощные пюре станут содержать твердые кусочки пищи.

Если вы привыкли кормить малыша продуктами собственного приготовления, то начинать переход к твердой пище можно постепенным снижением степени помола и отказом от блендера. Часть пищи можно давить вилкой, а часть тереть на крупной терке.

Но, что делать, если нужный момент упущен, ребенок уже слишком привык к перетертой еде м категорически отказывается жевать и глотать даже небольшие кусочки?

Массаж язычка

Начните с активации работы мышц языка, что необходимо для того, чтобы предотвратить появление у малыша рвотного рефлекса при попадании в рот твердой еды. Для этого ежедневно деликатно массируйте ребенку язык с помощью марли и деревянного шпателя, стараясь день ото дня приближаться к корню языка.

Как вариант также можно предложить крохе выталкивать язычком салфетку из марли, помещенной за щеку. Будет здорово, если по ходу этого вы введете в жизнь ребенка артикуляционную гимнастику.

Использование ниблера

Чтобы помочь малышу справиться со страхом попадания в рот твердой еды, можно начать с фруктов, завернутых в марлю или использования более современного приспособления — ниблера — сита для кормления.

Ниблер представляет собой небольшое сито в форме пустышки с ручкой, в которое закладывается кусочек фрукта или овоща. Ребенок сможет тренировать жевательные рефлексы, просто пережевывая фрукты в ниблере без риска подавиться крупным куском.  

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Ребенка после годика можно постараться разыграть, убедив в том, что блендер сломался, поэтому придется подавить еду вилкой. Отличного эффекта можно будет добиться, если привлечь малыша к процессу приготовления еды — пусть он сам подавит картошку вилкой или потрет на терке морковку.

Возможно, в этом случае у него будет больше желания попробовать плоды своего труда.

Положительный пример

Очень важно продемонстрировать малышу всей семьей, что есть вилкой кусочки еды — это интересно. Начните с сервировки стола, пригласите к нему всех членов семьи, намеренно игнорируя ребенка.

За едой делайте акцент на то, как вкусно и удобно есть твердую еду, тем самым пробуждая у малыша интерес к происходящему. Позвольте ему сесть за стол только после того, как он очень сильно проголодается.

Почаще приглашайте гостей, ходите вместе с ребенком в гости сами и обязательно акцентируйте внимание на приеме «взрослой» пищи. Важно дать понять малышу, что есть такую еду увлекательно, даже если для этого потребуется много времени.

Как увлечь твердой едой малыша без аппетита?

Особый случай — это отсутствие аппетита у ребенка. Таких детей родители рады накормить перетертой едой, лишь бы они не остались голодными. Как результат — отсутствие прогресса в формировании жевательных навыков и капризность малыша, который привык к тому, чтобы ему потакали.

В этом случае ответ на вопрос: «Как научить ребенка жевать?», — будет заключаться не в развитии у него жевательных навыков, а в стимуляции интереса к еде. Здоровый аппетит крохи ускорит процесс его перехода к употреблению твердой пищи, а значит, и жеванию.

Итак, если ваш ребенок относится к числу тех, кого нельзя уговорить сесть за стол по собственному желанию, то прежде чем перейти к процессу обучения его навыкам жевания, стоит попробовать поработать над пробуждением аппетита:

  1. Разбавляйте питье малыша вместо сахара сиропом шиповника или давайте сок шиповника, разведенный в воде.
  2. Замените покупные соки домашними компотами с черносливом и семенами фенхеля.
  3. Проводите больше времени на воздухе, активно играя с малышом.
  4. Не давайте ребенку перекусывать, а также пить молоко или сок между приемами пищи.

Будьте последовательны и настойчивы в достижении цели, не позволяйте ребенку манипулировать вами и, главное — поддерживайте его интерес к еде всеми доступными способами, в том числе, креативно оформляя блюда.

Не оставляйте кроху с едой без присмотра и ни в коем случае не угнетайте его жестким контролем, провоцируя закрепление чувства опасности во время приема жесткой пищи. Это приведет к тому, что ребенок начнет давиться и перестанет получать удовольствие от еды.

Когда и как научить ребенка жевать? До года малыш уже должен сам проявлять интерес к твердой пище, интересоваться тем, что едят взрослых. Ему должно быть интересно самому работать ложкой и есть из своей тарелки. А что делать, если этого не происходит и ребенок не жует кусочки твердой пищи?

Когда начинать?

Считается, что ребенок готов попробовать пищу не измельченную в кашу или пюре в возрасте 5-8 месяцев. Жевать пищу — одно из главных достижений ребенка, но оно в меньшей степени зависит от возраста. Отправной точкой считается интерес ребенка к взрослой пище. Маленькие жесткие кусочки развивают навык правильно прижимать язык к небу, работы челюстью.

Если в 4-5 месяцев ребенок питается только жидкой пищей (сосет грудь матери или питается молоком из бутылочки), то позже жевательный рефлекс простимулировать будет очень сложно.

В этом возрасте кусочки пищи перестают вызывать у ребенка рвоту. Перед тем, как научить ребенка жевать, правильно будет давать ребенку кусочек сушки или куриную косточку, чтобы он мог жевать деснами. В некоторых случаях родители дают малышу твердую пищу после того, как впереди прорезалась пара зубов. Это неправильно. Новые зубы нужны для откусывания и мешают малышу жевать твердые кусочки деснами.

Далее, начиная с 8 месяцев, ребенок пытается сам откусывать пищу верхними резцами и старается перемещать ее языком в глубину рта. Можно давать малышу нарезанные кусочками фрукты, нетвердые овощи, каши. Если придерживаться нормы, то в 2 года ребенок полностью отработает жевательный рефлекс, будет активно двигать челюстью и не испытывать проблем с твердой пищей. Это возможно, если родители не будут лениться. Важно не пропустить правильный момент, когда следует переходить от молока к грубой пище. Конечно, обучать следует постепенно, тогда к году малыш сам начнет кушать из тарелки ложкой.

Сопутствующие средства

Кухонный комбайн — хороший помощник на кухне. С его помощью очень удобно приготовить детские пюре, каши и паштеты для первого прикорма. Но слишком измельченная пища мешает определиться с моментом, когда же нужно вводить в рацион твердую пищу. Есть действенный способ: нужно отказываться от каши и пюре постепенно. При каждом следующем кормлении следует регулировать степень измельчения продуктов, чтобы ребенок медленно привыкал к новым блюдам. В противном случае малыш может начать капризничать и отказаться от еды. Маме можно сделать следующую хитрость: сказать ребенку, что комбайн пришел в негодность или спрятать его с поля зрения.

Один из способов научить ребенка жевать твердую пищу — дать ему ниблер. Это приспособление, изготовленное из пластмассовой ручки и нейлоновой сеточки. Убирая кольцо-держатель, в сеточку можно положить продукт, который ребенок будет долго разжевывать деснами, тренируя жевательный рефлекс.

При этом он сможет почувствовать вкус пищи. Для ниблера используют специальную пищевую пластмассу, безопасную для малыша, а сеточка плетется из прочных нейлоновых нитей, которые не так просто разгрызть или разорвать. Это устройство нужно промывать каждый раз после употребления, убирая остатки пищи. Прибор можно мыть в стиральной машине или же дезинфицировать паром в стерилизаторе. Ниблер продается в аптеках. Его средняя розничная цена по России 450 рублей.

Умение жевать пищу

Нет никаких сомнений в том, что научить ребенка жевать и глотать пищу очень важно по ряду причин:

  1. Пережевывание пищи укрепляет десны и молочные зубы малыша. Также, жевательный рефлекс необходим для правильного прикуса, а недостаточная нагрузка на зубы может впоследствии сделать их ломкими и привести к заболеванию десен.
  2. Если продолжать кормить ребенка только размельченной пищей после 6 месяцев, то это негативно может сказаться на пищеварении малыша. Может появиться вздутие живота, тошнота, колики, запор, аллергическая реакции на продукт. Это объясняется тем, что ребенок заглатывает пищу, не смачивая ее слюной, а желудочные ферменты не справляются с повышенной нагрузкой. Пищеварительная система быстро привыкает к пюреобразной пище, потом перейти на взрослые продукты будет сложнее из-за плохой выработки ферментов и высокой чувствительности желудка.
  3. Логопеды советуют не затягивать и отрабатывать у малыша жевательный рефлекс в 6-7 месяцев еще и потому, что в противном случае могут появиться проблемы с речевым аппаратом. Человек произносит звуки и буквы при помощи манипуляций языком, губами, правильных движений челюстью. Отказ ребенка разговаривать или проговаривать некоторые звуки после 3 лет может быть вызван неумением ребенка правильно жевать пищу.
  4. Если не начинать после полугода кормить ребенка твердой пищей, то после он может отказаться ее принимать. Многие мамы идут на поводу у малышей и до 1,5 лет кормят их только размельченной в блендере пищей. Но взрослые должны понимать, что нежелание ребенка жевать твердые кусочки может привести к серьезным проблемам в будущем.

Серьезные протесты

Если малыш отказывается жевать и громко протестует, это может быть вызвано рядом причин, с которыми со временем родителям можно справиться:

  1. Маме стоит знать, что резкий переход от пюре к пище с твердыми комочками может испугать ребенка. Он не чувствует во рту знакомые ощущения и не понимает, что родители дают съедобный продукт. Переход следует сделать постепенный. Добавить твердые комочки в пюре, а потом постепенно уменьшать степень перемалывания еды для ребенка. Тогда он будет пережевывать кусочки тщательно, и переход станет для него незаметным.
  2. Истерики у детей могут быть следствием замедленного темпа развития. Не стоит переживать. Каждый малыш развивается по-своему. Если кормление твердой пищей оборачивается слезами и отказом ребенка от еды, то стоит повременить с началом прикорма. В период беременности на маму влияет ряд факторов, связанных с плохой экологией, стрессом, неправильным питанием, что может привести к задержки развития некоторых систем и органов у малыша. Если ребенок отказывается жевать и в более позднем возрасте (после двух лет), то следует получить консультацию педиатра, психолога, логопеда.
  3. Ранний отказ от грудного вскармливания также может стать причиной отказа от твердой пищи. Когда дети сосут молоко из бутылочки, то они не прикладывают столько усилий и хуже работают деснами. Со временем эти трудности проходят.
  4. Родителям следует знать, что причиной отказа от твердой пищей может быть боль при глотании. Если при кормлении появляется кашель или рвотные позывы, то стоит обратиться с этой проблемой к врачу. Возможны заболевания горла или желудочно-кишечного тракта.

Учим ребенка жевать

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Четкой методики обучения жевательному рефлексу не существует. Ребенок жует пищу тогда, когда ему это интересно. Развитие должно происходить своим чередом.

Можно обратить внимание на несколько рекомендаций, которые дают педиатры для урегулирования этого процесса:

  1. Позаботьтесь о том, чтобы ребенку было максимально комфортно. Спокойствие — вот ключ к успешному обучению. Посадите ребенка в его любимый стульчик или же возьмите его на руки. Можно читать ему сказку, дать любимую игрушку или разговаривать с ним.
  2. Для кормления лучше использовать легкую детскую ложку с яркой расцветкой, чтобы малышу захотелось самому научиться ей пользоваться.
  3. Для прикорма выберите такой момент, когда ребенок не сильно голоден, но и не сыт. Сильное чувство голода заставит его нервничать, если он почувствует во рту пищу другой консистенции.
  4. Рацион нужно подбирать, исходя из предпочтений ребенка. Если ему по душе яблоко, банан, печенье, груша, то следует начинать с этих продуктов. Ему захочется самому откусить и прожевать любимый продукт.
  5. Начинать стоит с маленьких порций. Пусть это будет легкий перекус между завтраком и обедом, или же вкусный десерт на ужин. Не усердствуйте с кормлением ребенка. Не стоит принуждать его, если малыш отказывается и начинает плакать. Возможно, что нужно подождать, и тогда процесс кормления пройдет без истерик.

Здоровый ребенок любознателен и активен. Ему самому захочется попробовать из тарелки взрослых твердый продукт.

Но не стоит спешить! Если кроха питался только пюре и кашами, не надо давать ему кусочек твердой моркови или редиса.

Нестандартные способы

Родителям можно пойти на некоторые хитрости, чтобы избежать детских истерик. Педиатры рекомендуют выкладывать на тарелки узоры в виде животных, солнышка, домика, его любимых игрушек. Это завлечет малыша и ему захочется самому попробовать блюдо.

Небольшие кусочки сладких фруктов, ягоды можно добавить в кашу, йогурт, творожок, постепенно увеличивая размер частичек.

Можно кормить ребенка в гостях, где нет возможности измельчить еду, а рядом жуют твердую пищу его сверстники. Тогда ему самому станет интересно попробовать что-нибудь новенькое. Годовалыми детьми легко управлять и отвлекать их внимание при помощи игр. Еще родителям советуют с 7 месяцев обратиться к логопеду, чтобы он показал речевую гимнастику для малыша в этом возрасте. Такие занятия помогут развить артикуляцию и будут держать лицевые мышцы в тонусе.

От количества и разнообразия пищи зависит запас витаминов и питательных элементов, поступающих в организм малыша. С рождения и до полугода в этом плане всё просто — его можно кормить или грудным молоком, или адаптированной детской смесью. Но с введением прикорма многие родители задаются вопросом: как научить ребёнка жевать и когда начинать давать ему твёрдую пищу.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Часто логопеды настаивают на одновременном лечении ребёнка у ортодонта и гастроэнтеролога, которые помогают наладить процесс пищеварения и исправить форму челюсти. Если родители упустят время, малышу может потребоваться оперативное вмешательство, а также занятия с дефектологом для налаживания речи.

Этапы формирования жевательного рефлекса

Учить малыша жевать нужно постепенно — резкий переход с жидкой пищи на твёрдую может стать причиной стресса и отказа от незнакомой еды. В этом вопросе главное — не упустить время.

Малыш старше 10 месяцев не должен постоянно давиться, принимая пищу. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Условно этапы формирования рефлекса можно разделить на три возрастные категории:

  • 6–12 месяцев — это время введения прикорма, который начинается с пюре и жидких каш. Малыш, пытаясь распробовать и проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, подобные жевательным. С 8 месяцев нужно оставлять в пюре маленькие комочки пищи (например, приготовленных на пару овощей), которые со временем будут становиться больше;
  • от 1 до 2 лет — к началу второго года жизни у малыша в среднем 6–8 зубов. В это время нужно поощрять его интерес к твёрдой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную еду, но если не начать знакомить кроху с кусочками, в дальнейшем развить жевательный рефлекс будет сложнее;
  • с 2 лет — в норме ребёнок должен хорошо пережёвывать твёрдую пищу (в том числе свежие фрукты, мясо). Именно в два года начинается процесс развития зубочелюстной системы: правильного прикуса и жевательных мышц. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам малыш не может жевать, родителям необходима консультация врача.

После полугода можно давать ребёнку знакомый овощ или фрукт в ниблере. Для того чтобы выдавить сок, малышу понадобится совершать жевательные движения и достаточно сильно сжимать дёсны. Это стимулирует работу челюстных мышц, а на подсознательном уровне мозг запоминает нужные действия.

Ниблер — это специальная сеточка из плотного нейлона или силикона, внутрь которой можно поместить кусочки овощей или фруктов, хлеб, печенье

Нормальная мама должна после того, как начинается прикорм, постепенно изменять консистенцию продуктов питания, делая их всё более густыми и включающими в себя всё большее количество твёрдых комочков. По этому же принципу идёт большинство цивилизованных производителей баночного питания. В зависимости от возраста, на который ориентирована конкретная баночка с конкретным овощным пюре, консистенция и размер плотных комочков меняется. Печенье и яблоки перестают быть рискованными тогда, когда на долю продуктов, подлежащих жеванию, приходится более 50% суточного объёма еды. Когда это произойдёт, сказать трудно, но мне кажется, что после полутора лет так уже должно быть обязательно.

Возможные проблемы: малыш давится, боится глотать, еда вызывает рвоту

Ребёнок, который привык получать пищу только в жидком виде, не всегда сразу воспринимает более плотную консистенцию. Во многих случаях дети начинают выплёвывать еду, отворачиваться от предложенной ложки с новым блюдом или капризничают. При попытке накормить малыша встречаются следующие ситуации:

  • ребёнок категорически отказывается есть пищу кусочками — причинами могут быть лень (зачем жевать, если можно получить вкусную еду другим путём) или слишком резкий переход (кроха не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
  • во время еды малыш часто давится — для него непривычно глотать пищу другой консистенции, но со временем он учится управлять языком и с помощью жевательных движений проталкивать кусочки в ротовую полость. Давать понемногу новые продукты нужно после основного кормления — сытый ребёнок не будет пытаться быстро утолить голод, а значит сможет ощутить новую консистенцию;
  • при попытке проглотить кусочек возникает приступ рвоты — это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объём детской ложечки не должен быть более 3 мл, касаться ей нужно кончика или середины языка. Если приступы рвоты происходят часто, необходимо обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
  • ребёнок боится жевать и глотать — для такого страха всегда есть причина (раньше во время еды он сильно подавился и испугался, мама давала из этой ложечки горькое лекарство). В такой ситуации нужна консультация педиатра.

Не стоит давать ребёнку лекарства из той посуды, которая используется во время кормления — у малыша могут возникнуть неприятные ассоциации, ведь дети хорошо запоминают детали.

Преодолеть рвотный рефлекс во время кормления помогает специальный массаж. Его могут делать логопеды, используя марлевую салфетку (ребёнок пытается выталкивать её изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (им нужно постепенно дотрагиваться до кончика языка, продвигаясь к корню). Так малыш привыкает к новым ощущениям и уже не испытывает позыва к рвоте при кормлении из ложечки.

Ребёнок старше 10 месяцев не должен постоянно давиться во время еды. Это может сигнализировать о проблемах со здоровьем.

Пищу кусочками нужно вводить постепенно, начиная с одной ложки в день и со временем заменяя жидкую еду твёрдой пищей

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц. Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Чтобы научить жевать ребёнка с синдромом Дауна, может уйти много времени и сил. Это большой труд, который будет вознаграждён искренней улыбкой «солнечного» малыша.

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

При отсутствии жевательного рефлекса не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. Это может привести к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Учим малыша жевать твёрдую пищу — видео

Опыт родителей

Жевательный рефлекс очень важен для развития ребёнка. Этот навык влияет не только на процесс пищеварения, но и на внешность: ортодонты обращают внимание, что недоразвитие челюстей, искривление прикуса и зубов могут быть следствием отказа от твёрдой пищи в определённом возрасте. Если при всех попытках родителей научить малыша жевать и глотать кусочки он не умеет делать это к двум годам, нужно обратиться к специалисту.

  • Автор: Наталия Волобуева
  • Распечатать

Познание нового и самосовершенствование — главные критерии в работе, которую всегда стараюсь выполнить качественно!

Оцените статью:

(3 голоса, среднее: 3 из 5)