Троице сергиева лавра где


Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю было усвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.
В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей
. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.

История

Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 — 1345 году. Первоначально место представляло собой уединенную пустынь для сыновей ростовского боярина Кирилла (Варфоломея и Стефана). Варфоломей принял монашеское пострижение с именем Сергий. Он вошел в историю России не только как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизнь идеи трудолюбия.

В 1355 году пустынь стала поистине монастырем. Из-за увеличения числа иноков в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, а вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. В таком виде монастырь дошел до наших дней.

В 1442 году основатель монастыря Сергий Радонежский был канонизирован. Над гробом святого был заложен белокаменный Троицкий собор.

Царь Иван Грозный придавал огромное значение сооружению, как оборонительной крепости, и в 1540-1550 годах вокруг монастыря возвели кирпичную стену со сторожевыми башнями. Сам Иван Грозный был здесь и получил крещение.

При Петре I монастырь по-прежнему представлял собой оборонительное укрепление. В 1689 году во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.

В 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра». В середине XVIII века во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны, что делало лавру первой среди русских феодалов.

В 1814 году на территорию Троице-Сергиевой Лавры переместилась Московская Духовная академия, основанная в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII века).

С 1919 года по 1946 год были закрыты академия и Троцкий собор.

На территории лавры погребены попавшие в опалу во времена Ивана Грозного бояре Оболенские, воевода Ивана Грозного Василий Федорович Воронцов, убитый в Ливонской войне. В монастыре захоронены руководители первого народного ополчения в период польско-литовской интервенции Прокопий Петрович Ляпунов и Иван Стефанович Ржевский. За право быть похороненным на территории монастыря делались богатые вклады деньгами, землями, ценным имуществом. Все вклады записывались в книги монастырского учета.

В 1880 году был опубликован список погребенных в монастыре, в этом списке 893 захоронения. В настоящее время известно 120 надгробий или их фрагментов. Самые древние надгробия (XV в.) — над захоронениями Юрия Романовича Алексеева и новгородского архиепископа Сергия, постриженника Троице-Сергиева монастыря.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы — самые древние церкви Сергиева Посада. Они расположены с юго-восточной стороны Троице-Сергиевой лавры, у подножия холма, «на Подоле». Эти два сооружения поставили в 1547 году на месте деревянной приходской церкви Служней слободы. Введенская церковь была построена на средства боярина И. Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Этот небольшой со скромным резным декором храм является традиционным крестово-купольным четырехстолпным.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 годы) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.

Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья». Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня

Колокольня (1741 — 1769 годы) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Храм Зосимы и Савватия. Замечательное сооружение начала XVII столетия — комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно она была закрыта жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами.

Надвратная церковь Иоанна Предтечи (XVII в.). Построена Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор Трапезной.

Царские чертоги (вторая половина XVII в.) — путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. Декорировано лепниной и двумя изразцовыми печами.

Тогда же построили и маленькую Михеевекую церковь. Она стоит рядом с Трапезной палатой.

Смоленская церковь (Одигитрии) — одна из первых работ молодого тогда архитектора Ухтомского. Здание относится к «елизаветинскому барокко». Это восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере — крест, «попирающий полумесяц» (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией). Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Приписывали постройку В. Растрелли. В результате исследований и реставрации было установлено имя зодчего — Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Настоятели

1344—1392 — Преподобный Сергий Радонежский
1398—1426 — Преподобный Никон Радонежский
1392—1398 — Преподобный Савва Звенигородский
1429—1432 — Преподобный Савва II
1432—1443 — Игумен Зиновий
1443—1445 — Игумен Геннадий (Саматов)
1445—1446 — Игумен Досифей
1447—1455 — Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 — Святой Вассиан (Рыло)
1467—1474 — Игумен Спиридон (†1475)
1474—1478 — Игумен Аврамий
1479—1482 — Игумен Паисий (Ярославов)
1482—1483 — Игумен Иоаким
1483—1487 — Игумен Макарий
1487—1489 — Игумен Афанасий (Сук)
1490—1495 — Игумен Симон (Чиж)
1495—1505 — Святой Серапион I
1506—1507 — Игумен Досифей II
1508—1515 — Игумен Памва (Мошнин)
1515—1520 — Игумен Иаков (Кашин)
1521—1524 — Игумен Порфирий I
1525—1527 — Преподобный Арсений (Сахарусов)
1528—1529 — Игумен Александр
1529—1539 — Святой Иоасаф I (Скрипицьш)
1539—1541 — Игумен Порфирий II
1541—1543 — Игумен Алексий
1543 — Игумен Порфирий III
1543—1545 — Игумен Никандр
1545—1549 — Игумен Иона (Щелепин)
1549—1551 — Игумен Серапион II (Курцев)
1551—1552 — Игумен Артемий (Пустынник)
1552—1554 — Игумен Гурий (Лужецкий)
1554—1555 — Игумен Иларион Кирилловен
1555—1560 — Игумен Иоасаф II (Чёрный)
1561—1562 — Архимандрит Елевферий
1562—1566 — Архимандрит Меркурий, Дмитровец
1566—1568 — Архимандрит Кирилл
1568—1569 — Архимандрит Памва
1569—1573 — Архимандрит Феодосии (Вятка)
1573—1575 — Архимандрит Памва (вторично)
1575—1577 — Архимандрит Варлаам I
1577—1584 — Архимандрит Иона II
1584—1588 — Архимандрит Митрофан Дмитровец
1588—1594 — Архимандрит Киприан Балахонец
1594—1605 — Архимандрит Кирилл II (Завидов)
1605—1610 — Архимандрит Иоасаф
1610—1633 — Преподобный Дионисий (Зобниновский)
1633—1640 — Архимандрит Нектарий (Вязмитин)
1640—1656 — Архимандрит Адриан
1656—1667 — Архимандрит Иоасаф II
1667—1674 — Архимандрит Феодосии II
1674—1694 — Архимандрит Викентий
1694—1697 — Архимандрит Иов
1697—1700 — Архимандрит Евфимий
1701—1704 — Архимандрит Иларион (Властевинский)
1704—1707 — Архимандрит Сильвестр (Холмский)
1708—1710 — Архимандрит Иоасаф III
1711—1718 — Архимандрит Георгий (Дашков)
1718—1721 — Архимандрит Тихон (Писарев)
1722—1726 — Архимандрит Гавриил (Бужинский)
1726—1737 — Архимандрит Варлаам II (Высоцкий)
1737—1738 — Архимандрит Арсений (Воронов)
1739—1742 — Архимандрит Амвросий (Дубневич)
1742—1744 — Архимандрит Кирилл III (Флоринский)
1744—1752 — Архиепископ Арсений II (Могилянский)
1752—1758 — Архимандрит Афанасий (Вольховский)
1758—1761 — Архимандрит Гедеон (Криновский)
1761—1766 — Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский)
1766—1812 — Архимандрит Платон (Левшин)
1812—1819 — Архиепископ Августин (Виноградский)
1819—1821 — Митрополит Серафим (Глаголевский)
1821—1867 — Митрополит Филарет (Дроздов)
1868—1879 — Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов)
1879—1882 — Митрополит Макарий (Булгаков)
1882—1891 — Митрополит Иоанникий (Руднев)
1891—1893 — Митрополит Леонтий (Лебединский)
1893—1898 — Митрополит Сергий (Ляпидевский)
1898—1912 — Митрополит Владимир (Богоявленский)
1912—1917 — Митрополит Макарий (Невский)
1917—1919 — Патриарх Тихон (Белавин)
1946—1970 — Патриарх Алексий (Симанский)
1971—1990 — Патриарх Пимен (Извеков)

Наместники

1739—1742 — Иеромонах Антоний (Нарожницкий)
1743—1745 — Иеромонах Феодосий (Янковский)
1745—1748 — Архимандрит Иоасаф Горленко
1749—1753 — Иеромонах Феофан Чарнуцкий
1753—1758 — Иеромонах Кирилл Ляшевецкий
1758—1761 — Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников
1761—1763 — Иеромонах Иннокентий Нечаев
1763 — Иеромонах Платон Левшин
1763—1770 — Иеромонах Иоанн Черепанов
1770—1775 — Иеромонах Павел (Петр) Зернов
1775—1782 — Иеромонах Павел (Петр) Пономарев
1782—1783 — Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков
1783—1787 — Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий
1787—1792 Игумен Досифей Ильин
1793 — Иеромонах Никанор Николаев
1793 Игумен Ефрем
1793—1795 — Иеромонах Евлампий
1795—1800 — Иеромонах Назарий (Никита) Романовский
1800 — Архимандрит Августин Виноградский
1800—1803 — Архимандрит Мелхиседек Минервин
1803—1810 — Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов
1810—1814 — Архимандрит Самуил Запольский-Платонов
1814—1818 — Архимандрит Никанор Клементьевский
1818—1831 — Архимандрит Афанасий Федоров
1831—1877 — Архимандрит Антоний Медведев
1877—1891 — Архимандрит Леонид (Кавелин)
1891—1904 — Архимандрит Павел (Глебов)
1908—1915 — Архимандрит Товия (Цимбал)
1915—1922 — Архимандрит Кронид (Любимов)
1946 — Архимандрит Гурий (Егоров)
1946—1954 — Архимандрит Иоанн (Разумов)
1954—1957 — Архимандрит Пимен (Извеков)
1957—1965 — Архимандрит Пимен (Хмелевский)
1965—1970 — Архимандрит Платон (Лобанков)
1970—1972 — Архимандрит Августин (Судоплатов)
1972—1982 — Архимандрит Иероним (Зиновьев)
1982—1984 — Архимандрит Евсевий (Саввин)
1984 — Архимандрит Алексий (Кутепов)[34]
1984—1988 — Алексий (Кутепов)
с 1988 — Феогност (Гузиков)

Фотографии

Смотрите также

  • Факты о России : Факт №1235 : Богатыри Пересвет и Ослябя, участвовашие в Куликовской битве, были монахами Троице-Сергиевой лавры…
  • Сергиев Посад

Ссылки

  • Дом Живоначальной Троицы. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Информация о Лавре, летопись, библиотека, рукописи, Сергий Радонежский

Тро­и­це-Сер­ги­е­ва Лав­ра — это круп­ней­ший пра­во­слав­ный муж­ской мона­стырь и глав­ная досто­при­ме­ча­тель­ность под­мос­ков­но­го горо­да Сер­ги­е­ва Поса­да, рас­по­ло­жен­ная в его исто­ри­че­ском цен­тре. Мона­стырь име­ет ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го (под­чи­ня­ет­ся напря­мую пат­ри­ар­ху в обход локаль­ных епар­хи­аль­ных струк­тур РПЦ) с 1688 года, что наде­ля­ет его высо­чай­шим ста­ту­сом сре­ди дру­гих мона­сты­рей нашей стра­ны.

Исто­рия Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры (или Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лав­ры, как при­ня­то име­но­вать этот мона­стырь в цер­ков­ном обо­ро­те) тес­но свя­за­на с име­нем ее осно­ва­те­ля — пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, где теперь нахо­дят­ся его мощи.

История основания Троице-Сергиевой Лавры

В 1337 году пре­по­доб­ный Сер­гий (тогда он еще носил мир­ское имя Вар­фо­ло­мей) посе­лил­ся на хол­ме Мако­вец на бере­гу реки Кон­чу­ры вме­сте со сво­им стар­шим бра­том ино­ком Сте­фа­ном. Здесь они постро­и­ли мини­а­тюр­ный дере­вян­ный храм во имя Свя­той Тро­и­цы, кото­рый был освя­щен в 1340 году. Вско­ре после это­го собы­тия его брат ушел в Бого­яв­лен­ский мона­стырь в Моск­ву, а Сер­гий про­вел в оди­но­че­стве несколь­ко лет в осно­ван­ной ими Свя­то-Тро­иц­кой пусты­ни.

Спу­стя эти годы к нему на Мако­вец ста­ли при­хо­дить новые насель­ни­ки и в 1342 году здесь был осно­ван особ­но­жи­тель­ный (общее у мона­хов толь­ко жили­ще и цер­ков­ная служ­ба, а в осталь­ном они само­сто­я­тель­ны) мона­стырь.

Пер­вым насто­я­те­лем мона­сты­ря стал игу­мен Мит­ро­фан, постриг­ший Вар­фо­ло­мея в мона­хи под име­нем Сер­гий, а после его смер­ти сам Сер­гий Радо­неж­ский стал игу­ме­ном осно­ван­но­го им мона­сты­ря.

Спу­стя корот­кий пери­од в 10–15 лет мона­стырь был пре­об­ра­зо­ван Сер­ги­ем Радо­неж­ским в обще­жи­тель­ный (ком­му­на, где все при­над­ле­жит мона­сты­рю и никто, вклю­чая насто­я­те­ля, не име­ет иму­ще­ствен­ных прав на иму­ще­ство мона­сты­ря или на резуль­та­ты тру­да мона­хов) с бла­го­сло­ве­ния кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха Фило­фея.

Мона­стырь раз­рас­тал­ся: стро­и­лись новые зда­ния как рели­ги­оз­но­го харак­те­ра, так и хозяй­ствен­но­го, рос­ла чис­лен­ность мона­ше­ской бра­тии. Очень быст­ро он пре­вра­тил­ся в важ­ней­ший центр рус­ской духов­ной жиз­ни и опо­ру мос­ков­ских кня­зей. Так, в 1380 году пре­по­доб­ный Сер­гий не толь­ко бла­го­сло­вил кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го на бит­ву с ханом Мама­ем, но и в нару­ше­ние пра­во­слав­но­го мона­ше­ско­го уста­ва бла­го­сло­вил на защи­ту рус­ских земель двух ино­ков-бога­ты­рей Свя­то-Тро­иц­кой пусты­ни — Пере­све­та и Осля­бю.

Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся в 1392 году, про­жив дол­гую (а по тем вре­ме­нам очень дол­гую) и пра­вед­ную жизнь, отой­дя от дел все­го за пол­го­да до сво­ей кон­чи­ны.

Впе­ре­ди Свя­то-Тро­иц­кую пустынь жда­ли сто­ле­тия исто­рии, насы­щен­ной важ­ней­ши­ми для нашей стра­ны исто­ри­че­ски­ми собы­ти­я­ми: борь­бой с тата­ро-мон­голь­ским игом, про­ти­во­дей­стви­ем сто­рон­ни­кам Лже­д­мит­рия II, Лже­д­мит­рия III, Семи­бо­яр­щи­ны и поль­ско-литов­ским вой­скам в Смут­ное вре­мя (зна­ме­ни­тая Тро­иц­кая оса­да, длив­ша­я­ся почти 16 меся­цев и так и не завер­шив­ша­я­ся взя­ти­ем мона­сты­ря). В кон­це XVII века мона­стырь высту­пил про­тив царев­ны Софьи, под­дер­жав юно­го царя Пет­ра I…

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Архи­тек­тур­ный ансамбль Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры — это уни­каль­ный набор из более чем полу­сот­ни зда­ний и соору­же­ний на тер­ри­то­рии мона­сты­ря, выстро­ен­ных в раз­ные века и дошед­ших до нас сквозь мно­го­чис­лен­ные пере­строй­ки, рестав­ра­ции и адап­та­ции друг к дру­гу.

На юго-запа­де Лав­ры нахо­дит­ся одна из самых ста­рых постро­ек (если не самая ста­рая) архи­тек­тур­но­го ком­плек­са — Тро­иц­кий собор (воз­ве­ден в 1422 — 1423 гг.). Он был воз­двиг­нут на месте ана­ло­гич­но­го дере­вян­но­го соору­же­ния, постро­ен­но­го еще во вре­ме­на Сер­гия Радо­неж­ско­го спу­стя все­го 30 лет после его кон­чи­ны. Имен­но эта часть мона­сты­ря ста­ла отправ­ной точ­кой для после­ду­ю­щей застрой­ки тер­ри­то­рии, на кото­рой теперь рас­по­ла­га­ет­ся Тро­и­це-Сер­ги­е­ва Лав­ра да и, соб­ствен­но, сам город Сер­ги­ев Посад.

Спу­стя пол­ве­ка (в 1476 году) восточ­нее Тро­иц­ко­го собо­ра была воз­ве­де­на псков­ски­ми масте­ра­ми кир­пич­ная цер­ковь-звон­ни­ца во имя Соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов.

В III-IV чет­вер­тях XVI века на тер­ри­то­рии мона­сты­ря был постро­ен Успен­ский собор, про­ект­но схо­жий с Успен­ским собо­ром ансам­бля Мос­ков­ско­го Крем­ля. Рас­пи­сан он был зна­чи­тель­но поз­же — те фрес­ки, что мы можем воочию наблю­дать теперь, созда­ва­лись в 1684 году. В севе­ро-запад­ной части Успен­ско­го собо­ра на месте запад­ной папер­ти нахо­дят­ся моги­лы цар­ской семьи Году­но­вых, над кото­ры­ми в 1780 году была воз­ве­де­на палат­ка с шатро­вой кров­лей. 

Каз­на­чей­ский кор­пус, рас­по­ло­жен­ная рядом с ним цер­ковь Прпп. Зоси­мы и Сав­ва­тия Соло­вец­ких (построй­ка 1635 — 1638 гг.) и при­мы­ка­ю­щие к это­му ком­плек­су боль­нич­ные пала­ты мож­но видеть напро­тив Успен­ско­го собо­ра.

У глав­но­го вхо­да в мона­стырь (где когда-то дав­но сто­я­ла выстро­ен­ная в 1513 году надврат­ная цер­ковь во имя Пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го), теперь высит­ся пяти­гла­вый надврат­ный храм в честь Рож­де­ства св. Иоан­на Пред­те­чи (он был постро­ен в 1692 — 1699 гг.).

Ряд постро­ек Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры воз­ве­ден в сти­ле «нарыш­кин­ско­го» барок­ко (рус­ская вер­сия одно­го из попу­ляр­ней­ших в те вре­ме­на архи­тек­тур­но­го сти­ля): храм Пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го и зда­ние тра­пез­ной, деко­ри­ро­ван­ной искус­ной бело­ка­мен­ной резь­бой (постро­е­ны в 1686 — 1692 гг.), уже упо­мя­ну­тый выше надврат­ный храм в честь Рож­де­ства св. Иоан­на Пред­те­чи, Над­кла­дез­ная часов­ня и Цар­ские чер­то­ги — все они были воз­ве­де­ны не позд­нее кон­ца XVII века.

В XVIII сто­ле­тии Тро­и­це-Сер­ги­е­ва Лав­ра при­рос­ла таки­ми памят­ни­ка­ми архи­тек­ту­ры как: цер­ковь во имя Пре­по­доб­но­го Михея Радо­неж­ско­го («Михе­ев­ская цер­ковь» — неболь­шая цер­ковь, выстро­ен­ная в 1734 году над его гро­бом), цер­ковь Смо­лен­ской ико­ны Бого­ма­те­ри (построй­ка 1746 — 1748 гг.) — изящ­ное стро­е­ние в сти­ле «ели­за­ве­тин­ско­го» барок­ко (еще одной вари­а­ции это­го зна­ме­ни­то­го архи­тек­тур­но­го сти­ля), воз­ве­ден­ное напро­тив боль­нич­ных палат, зда­ние Мит­ро­по­ли­чьих поко­ев (само оно стро­и­лось и пере­стра­и­ва­лось в XVI–XVII вв., но его фасад отно­сит­ся к послед­ней чет­вер­ти XVIII в.), нахо­дя­ще­е­ся в ста­рой юго-запад­ной части мона­сты­ря.

Самое высо­кое зда­ние архи­тек­тур­но­го ансам­бля Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры — это пяти­ярус­ная коло­коль­ня, кото­рую хоро­шо вид­но со всех сто­рон. Ее высо­та состав­ля­ет 88 мет­ров и это 10-я по высо­те пра­во­слав­ная коло­коль­ня Рос­сии. Коло­коль­ня Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры зани­ма­ет цен­траль­ное место в архи­тек­тур­ном ансам­бле не толь­ко не высо­те, но и по изя­ще­ству силу­эта, архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ции и сво­е­му деко­ра­тив­но­му убран­ству. Коло­коль­ня была постро­е­на в XVIII веке и слу­жит пре­крас­ным образ­цом рус­ско­го зод­че­ства того пери­о­да.

В 1540 — 1550 гг. вокруг Лав­ры были воз­ве­де­ны кре­пост­ные сте­ны, увен­чан­ные 12 баш­ня­ми (до нас дошли толь­ко 11,5 башен, ска­жем так, что в прин­ци­пе отлич­ный резуль­тат, учи­ты­вая исто­рию мона­сты­ря и если взять для срав­не­ния тот же самый Коло­мен­ский кремль, напри­мер). В XVII веке кре­пост­ные сте­ны были под­верг­ну­ты тща­тель­ной рекон­струк­ции, в ходе кото­рой они зна­чи­тель­но уси­ли­лись и при­об­ре­ли свой совре­мен­ный вид. Общая про­тя­жен­ность непра­виль­но­го четы­рех­уголь­но­го пери­мет­ра кре­пост­ных стен Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры 1370 мет­ров.

В ста­рой юго-запад­ной части мона­сты­ря пря­мо за его сте­на­ми дав­ным-дав­но был раз­бит Паф­ну­тьев сад. В 1778 году сад был обне­сен камен­ной огра­дой, а в 1985 году на его тер­ри­то­рии постро­и­ли боль­нич­но-бога­дель­ный кор­пус с хра­мом Прп. Иоан­на Лествич­ни­ка. В наше вре­мя это зда­ние ста­ло поме­ще­ни­ем Мос­ков­ской духов­ной семи­на­рии. 

Троице-Сергиева Лавра для туристов и паломников

Тро­и­це-Сер­ги­е­ва Лав­ра — это не толь­ко круп­ный дей­ству­ю­щий муж­ской мона­стырь (бра­тия мона­сты­ря насчи­ты­ва­ет 200 мона­хов) и важ­ней­ший центр рус­ской пра­во­слав­ной духов­ной жиз­ни, но и важ­ней­ший тури­сти­че­ский объ­ект Под­мос­ко­вья.

На тер­ри­то­рии Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры дей­ству­ют Палом­ни­че­ский и Турист­ско-инфор­ма­ци­он­ный центр, зани­ма­ю­щи­е­ся орга­ни­за­ци­ей палом­ни­че­ских и экс­кур­си­он­ных туров (их теле­фо­ны вы най­де­те на офи­ци­аль­ном сай­те Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры о кото­ром ниже по тек­сту).

Вот неко­то­рые пред­ла­га­е­мые экс­кур­си­он­ные про­грам­мы:

  • палом­ни­че­ская экс­кур­сия по Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре для пра­во­слав­ных палом­ни­ков;
  • обзор­ная экс­кур­сия по Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре с посе­ще­ни­ем трех основ­ных хра­мов;
  • рас­ши­рен­ная экс­кур­сия по Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре Рас­ши­рен­ная экс­кур­сия по Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре;
  • посе­ще­ние Коло­коль­ни Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры;
  • экс­кур­сия по Геф­си­ман­ско­му Чер­ни­гов­ско­му ски­ту;
  • экс­кур­си­он­ная про­грам­ма «Один день в Лав­ре» и мно­гие-мно­гие дру­гие.

А вот такие орга­ни­зу­ют­ся мастер-клас­сы:

  • демон­стра­ци­он­ный мастер-класс по гон­чар­но­му реме­с­лу;
  • мастер-класс по изго­тов­ле­нию фло­ра­ри­ума;
  • мастер-класс по изго­тов­ле­нию худо­же­ствен­ных вит­ра­жей в тех­ни­ке «тиф­фа­ни».

Троице-Сергиева Лавра: где остановиться на постой

При мона­сты­ре име­ет­ся 2 гости­ни­цы:

  • «Ста­рая гости­ни­ца Лав­ры» — рас­по­ло­же­на по адре­су: Сер­ги­ев Посад, про­спект Крас­ной Армии, д. 133 (ком­фор­та­бель­ные номе­ра: одно-, двух-, трех- и четы­рех­мест­ные);
  • «Воз­не­сен­ская гости­ни­ца» — рас­по­ло­же­на по адре­су: Сер­ги­ев Посад, ул. Воз­не­сен­ская, д. 3 (пред­ла­га­ют­ся четы­рех-, шести- и вось­ми­мест­ные номе­ра с двухъ­ярус­ны­ми кро­ва­тя­ми и удоб­ства­ми на эта­же. Доста­точ­но деше­во, а уж для Мос­ков­ской обла­сти и подав­но).

Возможно вам будет удобно остановиться в одной из гостиниц Сергиева посада:

Пере­тас­ки­вай­те кар­ту мыш­кой и при­бли­жай­те ули­цы с помо­щью ком­би­на­ции кла­виш

[Ctrl]+[колесо мыши].

Смот­ри­те так­же оте­ли на стра­ни­це Гости­ни­цы Сер­ги­е­ва Поса­да.

Троице-Сергиева Лавра: где покушать

Мы можем поре­ко­мен­до­вать вам несколь­ко пред­при­я­тий обще­ствен­но­го пита­ния рас­по­ло­жен­ных как на тер­ри­то­рии мона­сты­ря, так и непо­да­ле­ку от него. Ну, во-пер­вых, это пароч­ка кофе на его тер­ри­то­рии, где все­гда мож­но выпить чашеч­ку горя­че­го чая или кофе. В про­да­же име­ют­ся соки, мона­стыр­ский квас, све­жий мона­стыр­ский хлеб, лавр­ская выпеч­ка и раз­лич­ные сла­до­сти.

Сто­ло­вая-тра­пез­ная «Воз­не­сен­ская» (одно­вре­мен­но может при­нять до 120 чело­век) — при­лич­ная и недо­ро­гая сто­ло­вая все­го в паре минут ходь­бы от мона­стыр­ско­го ком­плек­са, при­ни­ма­ю­щая так­же палом­ни­че­ские груп­пы.

При «Ста­рой гости­ни­це Лав­ры» име­ет­ся ресто­ран «Тра­пез­ные пала­ты», кор­мят доро­го, но вкус­но. Поде­шев­ле мож­но ото­бе­дать в кафе при этой же гости­ни­це.

В паре минут ходь­бы от глав­ных ворот в сто­ро­ну Уто­чьей баш­ни рас­по­ло­жен ресто­ран-музей рус­ской гастро­но­ми­че­ской куль­ту­ры «Госте­вая изба», где вы смо­же­те попро­бо­вать насто­я­щие блю­да ста­рой рус­ской кух­ни.

Как добраться до Сергиева Посада из Москвы

Сер­ги­ев Посад рас­по­ло­жен в 60 км. от МКАД по Яро­слав­ско­му шос­се (севе­ро-восточ­ное направ­ле­ние).

Из Моск­вы до Сер­ги­е­ва Поса­да мож­но добрать­ся:

На поезде:

Расписание поездов Москва — Сергиев Посад

На автобусе:

Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой лавры

Офи­ци­аль­ный сайт Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лав­ры рас­по­ло­жен по адре­су: www.stsl.ru

На сай­те вы най­де­те подроб­ную инфор­ма­цию о каж­дом зда­нии на тер­ри­то­рии Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лав­ры, об экс­кур­си­он­ных про­грам­мах и палом­ни­че­ских поезд­ках, о рас­пи­са­нии бого­слу­же­ний и пред­сто­я­щих собы­ти­ях, о допол­ни­тель­ных услу­гах, предо­став­ля­е­мых на тер­ри­то­рии Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой лав­ры (пита­ние, раз­ме­ще­ние, суве­ни­ры и проч.), а так­же всю необ­хо­ди­мую кон­такт­ную инфор­ма­цию.

Красота и ЗдоровьеТуризм

Среди видов туризма в последнее время все более популярным становится паломничество. Тысячи людей ежегодно устремляются в путь, чтобы попасть в святые места, ознакомиться с культурой и историей нашей страны. Одной из таких святынь для русских людей считается Троице-Сергиева Лавра. Это большой мужской монастырь, который получил статус лавры при императрице Елизавете Петровне. Лаврой называются все мужские монастыри, которые подчиняются непосредственно Патриарху Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, это место интересно не только православным, но и всем русским людям и даже некоторым иностранцам. Ведь с этим монастырем связано множество значительных событий, происходивших в истории России. Лавра была основана русским святым – преподобным Сергием Радонежским. Это одна из личностей, которые знакомы практически каждому русскому человеку. Этому святому не нужно было ничего для получения какого-либо признания или авторитета среди прихожан. Молва о нем, как о святом, творящем чудеса и способном силой своего духа спасти всю страну, расходилась по всей стране. Сейчас в Троице-Сергиевой Лавре находятся мощи Сергия Радонежского. В течение сотен лет важные заграничные гости в знак уважения посещали это место. Теперь сюда может приехать любой желающий. Православным Лавра интересна как одно из святых мест России, где можно помолиться, остальных туристов, как правило, интересует старинная русская архитектура. В любом случае, атмосфера покоя и душевной чистоты порадует каждого, кто решит отправиться в Троице-Сергиеву Лавру.

Где находится Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра находится в городе Сергиев Посад. Это небольшой город в Подмосковье с населением около 100 тысяч человек. Он расположился всего в 52 километрах от столицы в направлении Ярославского шоссе. Троице-Сергиева Лавра – это главная достопримечательность города, она находится в самом сердце города, рядом с административными зданиями и культурными объектами.

Город является одной из крупнейших железнодорожных станций Подмосковья. Его пересекает река Кончура. По названию города можно понять, что он был также назван в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сейчас это развивающийся город, имеющий не только хорошую инфраструктуру, но и множество культурных достопримечательностей. Так, здесь находится самая большая библиотека религиозной литературы. Есть здесь и духовная семинария. Во время поездки в Сергиев Посад помимо Лавры можно посетить Историко-художественный музей-заповедник, музей игрушки, где можно ознакомиться с игрушечным ремеслом. В городе до сих пор действует Богородский игрушечный промысел. В окрестностях города можно посетить множество старинных усадеб, дворянских домов, а также местную природную достопримечательность – Гремячий водопад.

Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры

Конечно, туристы со всей нашей необъятной родины добираются до Сергиева Посада по-разному. Но раз уж город находится так близко к Москве, то почему бы ни посетить сначала столицу? Так и поступают многие туристы. Отсюда в Троице-Сергиеву Лавру ходит множество экскурсионных автобусов. Однако, многие предпочитают добираться туда самостоятельно. Ведь в этом случае Вы не будете ограничены во времени, а стоимость билетов будет значительно ниже, чем на экскурсионный автобус.

Добраться до Троице-Сергиевской Лавры самостоятельно несложно. Можно сесть на электричку, а можно – на автобус. На электричку до Сергиева Посада нужно садиться на Ярославском вокзале. Подойдут маршруты, где конечная станция будет Сергиев Посад, Александров или Балакирево. Путь займет примерно час и 15 минут. Однако, стоит отметить, что электрички ходят не очень часто. Поэтому, если Вам такой транспорт не подходит, то можно выбрать автобус. Маршрут 338 ходит от станции метро ВДНХ. Автобусы ходят через каждые 15-20 минут, начальная станция находится на 2-м поперечном переулке. Путь займет также чуть больше часа.

Что посмотреть в Троице-Сергиевой Лавре

Прежде чем ехать в Троице-Сергиеву Лавру, необходимо хотя бы поверхностно ознакомится с историей монастыря. Как уже было сказано, основал ее Сергий Радонежский в начале 13 века. Тогда он был обычным монахом, юношей 20 лет. Вместе с братом они построили небольшую келью, а позже – церковь Святой Троицы. Вскоре брат не выдержал отшельнической жизни и покинул Сергия. Но постепенно молва о нем распространялась, и к нему начали съезжаться другие монахи, желающие жить рядом и учиться мудрости. Позже к святому нередко приезжал князь Дмитрий Донской, объединявший русские княжества под своим управлением. Сергий Радонежский давал ему советы, предупреждал об опасностях или благословлял на битву. Спустя столетия здесь был основан монастырь. Считается, что он и по сей день находится под защитой святого. Не раз Сергий Радонежский приходил во сне к монахам, предупреждая о надвигающейся опасности. Именно так спаслись все жители монастыря в начале 15 века во время татарского нашествия. Здесь же два раза укрывался Петр I – первый раз во время бунта стрельцов, второй – спасаясь от заговорщиков, во главе которых стояла его сестра Софья.

Сейчас Троице-Сергиева Лавра является не только историческим, но и архитектурным памятником. Ее сердце – это Троицкий собор, который был построен на месте той самой церкви Святой Троицы, которая была воздвигнута святым Сергием Радонежским. Он является памятником раннемосковской храмовой архитектуры. Внутри собора можно осмотреть серебряную раку, где хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Особый интерес представляет внутреннее убранство собора, в частности роспись, над которой трудились Даниил Черный и Андрей Рублев. Здесь же можно увидеть копию знаменитой «Троицы» Рублева. Также здесь можно увидеть росписи 17 века, а иконостас был изготовлен в начале 15 века.

Ещё одна крупная достопримечательность Троице-Сергиевской Лавры – это Успенский собор, построенный в 1585 году. Он был возведен по указу царя Ивана Грозного. Внутри можно увидеть прекрасную фресковую живопись. Православные с трепетом подходят к ракам, где хранятся мощи святителя Иннокентия, известного своей деятельностью на Камчатке, в Приамурье и даже в Америке и бывшего Московским Митрополитом, а также преподобного Максима Грека.

Ещё одна примечательная часть церковного ансамбля – это Трапезная церковь. Она очень интересна с точки зрения архитектуры. Дело в том, что церковь представляет собой огромный зал площадью около 500 квадратных метров. При этом внутри нее нет ни единой колонны, поддерживающей свод.

Также посетители Лавры не пропускают Ризницу. Это вроде музея, где можно увидеть вышивки 15-16 веков, над которыми месяцами и годами корпели русские мастерицы. Здесь же хранится оклад иконы «Троица», изготовленный из золота, и прекрасные чаши, украшенные драгоценными камнями.

В Троице-Сергиевской Лавре есть ещё много интересных мест, включая усыпальницу Годуновых и Успенский кладезь, которые позволяют поближе ознакомиться с историей и красотами этого удивительного места.

Автор: Артанова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Вернуться в начало раздела Туризм и отдых
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Лавра Сергиева Посада по праву считается одной из самых важных православных святынь в России. Ее почитают и называют сердцем православного мира, так как на протяжении всей своей истории эта обитель показывала несгибаемую силу духа и веру. На сегодняшний день тут находится самый крупный православный мужской монастырь.

История возникновения Лавры

Возникновение Троице-Сергиевой Лавры уходит в далекую глубь времен, а именно к 1337 году, когда близ города Радонеж двое братьев Варфоломей и Стефан выстроили келью и небольшую церквушку. Последняя была освящена во имя Пресвятой Троицы.

Через некоторое время Стефан решил перебраться в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался. Последний принял постриг и стал называться именем Сергий (впоследствии был известен как Радонежский). В одиночестве отшельник был около двух лет, затем близ его кельи стали селиться те, кто желал получать наставления. Всего насчитывалось двенадцать келий, которые через некоторое время были обнесены заборчиком, а также поставлены ворота.

Через некоторое время был назначен игуменом Митрофан, который пробыл на этом посту до 1344 года. После должность перешла самому Сергию Радонежскому. Он ревностно следил за соблюдением порядка служения, хотя и не было постоянного батюшки. Так начала формироваться будущая Лавра Сергиева Посада.

Еще при жизни Сергия был построен большой деревянный храм на деньги архимандрита Симона. Также отремонтировали кельи для братьев.

Нашествие Орды на землю русскую и новая эпоха в жизни Лавры

Важной вехой в истории России стало татаро-монгольское иго. Это было тяжелое время для всех. В 1380 году игумен Сергий по просьбе князя Дмитрия, который почитал его, стоял на молитве все то время, пока шла битва. Благодаря своему дару прозорливости он видел все, что происходило на поле брани.

В 1392 году будущая Лавра Сергиева Посада потеряла преподобного Сергия. Он отошел в мир иной. Его преемником стал Никон. Через пятнадцать лет после назначения монастырь был сожжен дотла нашествием орды. Его пришлось отстраивать заново.

В 1422 году случилось еще одно чудо, которое позволило открыть мощи преподобного Сергия Радонежского. Это привело к новому строительству, в результате которого был воздвигнут Троицкий собор. Именно он стал храмом для обретенных мощей святого.

Собор был построен из камня. Для его росписи был приглашен известный иконописец Андрей Рублев. Конечно, роспись в первоначальном виде до сегодняшних дней не сохранилась, так как несколько раз обновлялась, а некоторые фрагменты были вообще выполнены заново.

Чудо освобождения с помощью Сергия Радонежского уже после его смерти

Хочется отдельно сказать о том периоде в жизни монастыря, когда он осаждался поляками и литовцами. Это началось в 1608 году и продлилось до 1610 года. Обитель осаждалась огромным войском, а защитников было в разы меньше. В это время вся Лавра Сергиева Посада стояла на молитве. Благодаря заступничеству покровителя Сергия Радонежского обитель выстояла.

В это время случались многочисленные чудеса и, несмотря на перевес противников, братья не сдавались и верили. Шесть недель монастырские стены обстреливались из орудий, однако штурм не получился. Затем в ход пошли подкопы противника, которые также не помогли пробить оборону.

Защита обители – это и на сегодняшний день показатель мужественности. В то время этот подвиг воодушевил многих не сдаваться и продолжать борьбу против захватчиков.

Монастырь во время правления Петра и получение титула Лавры

Троице-Сергиева Лавра в свое время не раз служила убежищем для царственных особ. Именно благодаря их частым визитам были построены особые палаты – Чертоги. Это здание было устроено именно для таких посещений.

В монастыре укрывался от восстания Петр I в 1682 году. Через семь лет он опять оказался там, но уже спасаясь от заговора. Именно сюда пришли на подмогу будущему царю его “потешные” полки, которые и позволили ему справится с заговорщиками. С этого монастыря и начинается новая история правления Петра I.

В 1742 году в монастыре открыли семинарию, а через два года обитель получила статус Лавры. С 1747 года начинается строительство церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Оно продлилось до 1767 года. Стиль церкви – барокко, она имеет округлую форму, а также многочисленные балконы с балюстрадами.

Формирование города Сергиев Посад

Сам город начал закладываться еще с 1610 года, когда в монастыре был воинский гарнизон. В это же время вокруг него начали появляться первые поселения. Земли монастыря имели большие льготы, что способствовало развитию ремесел, а также процветанию торговли. В результате поселение разрасталось, а также увеличению численности людей, что в будущем привело к образованию города Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра активно этому способствовала и своими постройками.

Получение монастырем титула Лавры, а также появление духовных учебных заведений, возводило его в особый статус. Уже в начале XVIII века вокруг монастыря было большое количество густонаселенных поселений. В 1782 году они все получили название Сергиев Посад. Он полностью работал на нужды монастыря – обслуживание прибывавших в большом количестве паломников, торговля, впоследствии гостиничное дело и др. Все было связано с потребностями Лавры. Можно сказать, что город Сергиев Посад Московской области – это было большое продолжение монастыря.

Лавра в период правления Советов

Во время становления советской власти Лавра претерпела изменения. Было конфисковано многочисленное имущество обители. В 1918 году произошла национализация Лавры, а еще через год совершилось кощунственное деяние – вскрытие мощей Сергия Радонежского. Это событие заставило собраться в монастыре и городе Сергиев Посад Московской области многочисленный народ. Новые власти пошли на уступку верующим – не стали уничтожать мощи, а просто вскрыли.

В ноябре 1919 года всех монахов из обители выселяют и отправляют в Гефсиманский скит, а в мае 1920 года ее полностью опечатали и закрыли.

После этих событий на территории монастыря было много заведений: и музей, и клуб, и тир, и даже педагогический институт. Некоторые здания были заняты жильцами.

Дальнейшие годы выдались совсем нелегкими. Была разрушена церковь Филарета, в которой находились могилы некоторых святителей. Последние были разграблены, а мощи выбросили в яму с мусором.

Возобновление богослужений произошло в 1946 году на Пасху. Возвратили некоторые мощи святых, а также открыли духовную семинарию и академию. Это была одна из немногих действующих обителей в то нелегкое для православия время.

Новая эпоха после развала СССР

Конечно, после того как Советы ушли с политической арены, православным можно было не скрывать свою веру. Кроме возобновленной в 1948 году работы академии и семинарии, сейчас там есть две школы – иконописная и регентская. Также находится и музей.

Стали возрождаться разрушенные скиты Лавры, после чего в них проводят торжественные богослужения. Проведена реконструкция гостиницы, которая теперь располагает всех желающих с удобствами.

Сейчас в монастыре находится около трехсот монахов, которые имеют различные обязанности. Это, к примеру, издательская и миссионерская деятельность, они окармливают заключенных, а также принимают исповеди паломников.

Чудеса, которые тут случались

Троицкая Лавра (Сергиев Посад) поражает всеми чудесами, которые тут происходили по воле Божьей. Заступник обители Сергий Радонежский не один раз предупреждал о лихе. Впервые это случилось в 1408 году. Он пришел во сне своему преемнику Никону и предупредил об опасности. Все братья ушли в безопасное место и сделали правильно, так как монастырь был сожжен дотла.

Еще одно подобное видение случилось в 1611 году. Тогда он трижды являлся Кузьме Минину с призывом собирать войско и идти освобождать Москву.

Архитектура и постройки Лавры

На сегодняшний день постройки Лавры, которые были возведены в XV-XIX веках, являются некоторым пособием по русскому зодчеству того времени. К примеру, Пятницкая башня, которая появилась в 1640 году. Она является одной из самых мощных, а также у нее семьдесят семь бойниц.

Войти в Лавру можно через Святые ворота, над которой размещена Надвратная Красная башня, имеющая пятьдесят восемь бойниц. Сами ворота разукрашены разнообразными фресками, которые рассказывают о жизни преподобного Сергия Радонежского.

Также интересной архитектурной композицией является церковь Рождества св. Иоанна Предтечи. Она оформлена в стиле московского барокко и является прекрасным оформлением входа в Лавру.

В 1422 году был построен Троицкий собор в честь св. Сергия Радонежского. Это поистине интересное сооружение, которое передает некоторые моменты зодчества того времени.

Святыни, которые есть в Лавре

Свято-Троицкая Лавра (Сергиев Посад) хранит в себе немало святынь, которые имеют важное значение для православных. Рассмотрим каждую из них:

  • святые мощи Сергия Радонежского (находятся в Троицком соборе Лавры, практически все время с момента их обретения находились при монастыре);
  • святые мощи Антония Радонежского (хранятся в Духовском соборе Лавры);
  • святые мощи Максима Грека (хранятся в Трапезном храме Лавры, обретены были сравнительно недавно, в 1996 году);
  • Тихвинская икона Божьей Матери (хранится в Троицком соборе Лавры);
  • Черниговская икона Божьей Матери (там же);
  • икона святого Николая, которая очень чтится (хранится в храме преподобного Сергия).

Помощь больным при Лавре

В Лавре практикуют излечение болезней, которые медицина именует душевными. В православии – это порча и беснование. Поэтому очень многие болящие духовно приезжают сюда, где находится город Сергиев Посад, Лавра. Отчитка происходит с помощью молитв, которые являются специальным наследием для этого еще с четвертого века. Также происходит помазывание святым елеем, затем окропление святой водой и осенение крестом.

Конечно, сами больные при этом ведут себя не совсем адекватно. Одержимое различными демонами человеческое тело совершает довольно странные телодвижения. Также больные издают различные звуки, нечеловеческие голоса, а также каркают, плачут, хохочут. Некоторых больных привозят из других местностей связанными.

Один из самых сильных экзорцистов в городе Сергиев Посад (Лавра) – отец Герман (Чесноков). Он и проводит такие очистки. К слову сказать, это совсем не шутка, и лучше при этом не присутствовать. Это мероприятие опасно тем, что неискушенный и слабый человек может и сам подхватить какого-нибудь беса. Тогда уже отчитка понадобится и ему.

Где находится Свято-Троицкая Сергиева Лавра?

Теперь рассмотрим, как добраться до города Сергиев посад (Лавра). Адрес совсем не сложен. Он находится в Московской области. Проехать туда можно от Ярославского вокзала на пригородных электропоездах, которые следуют прямо до нужной вам станции. Примерное время езды – полтора часа. Затем непосредственно до Лавры от вокзала можно дойти пешком или проехать одну остановку на маршрутке.

Кроме пригородных электропоездов до Сергиева Посада следуют автобусы. Они идут от ВДНХ очень часто. Первый автобус выезжает в половину седьмого утра, а последний – без двадцати одиннадцать вечера. Из Сергиева Посада же первый автобус идет в пять часов десять минут утра, а последний – в девять часов вечера.

Для более удобного путешествия на автомобиле к городу Сергиев Посад (Лавра), карта этой местности будет вам помощницей. Приобретите ее перед путешествием, и вы легко сможете добраться.

Религиозные здания всегда были эффектными строениями эпохи. Возводя различные строения, люди искали в них защиты у святых, у высших сил, почитали богов и приносили жертвы демонам. Люди в попытке снискать милость неба в Мекке, Иерусалиме, Амритсаре или Риме строили восхитительные культовые сооружения с невероятным размахом.

Географические координаты Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

56° 18′ 37″ N, 38° 7′ 46″ E

Место нахождения Троице-Сергиевой лавры

Россия

Сергиев Посад — один из городов Золотого кольца России, расположенный севернее Москвы. В 1340 г. святой Сергий основал здесь Троице-Сергиеву лавру, которая вскоре стала русской национальной святыней. Ее настоятелем номинально считался патриарх Московский — это самый высокий духовный чин Русской православной церкви. Официально лавра основана в 1422 г. — она считается самой старой лаврой России. Ее 13 церквей обнесены стеной. Сохранились и царские чертоги, и фамильная усыпальница Годуновых: здесь похоронен царь Борис Годунов (годы правления 1598—1605), который был щедр на пожертвования и покровительствовал монастырю.

Троице-Сергиева лавра, Москва, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Троице-Сергиева лавра — одна из самых почитаемых общерусских святынь, расположенная в городе Сергиев-Посад, Россия. Это крупнейший православный мужской монастырь в Московской области, который относится к 1000 лучших мест мира по версии нашего сайта.

Возвышаясь в центре города, несомненно, этот монастырь является самой главной достопримечательностью Сергиева Посада. Монастырь был основан в первой половине XIV века преподобным Сергием Радонежским, а в 1742 году ему был присвоен почетный статус лавры.

Одним из главных сооружений лавры является Собор Успения Богородицы, построенный в XVI веке. Не менее интересен, как памятник древности, и Троицкий собор, возведенный на месте захоронения основателя лавры. Известно, что внутренняя роспись собора была выполнена самим А. Рублевым, хотя эти фрески не сохранились.

На территории лавры еще множество достопримечательностей и значимых построек. Все они заслуживают отдельного внимания и детального изучения. По этой причине в Сергиев Посад ежегодно приезжают сотни туристов из самых разных уголков.

Расцвет лавры приходится на период царствования Елизаветы Петровны, т. е. на XVIII столетие. А самым сложным периодом для монастыря было начало XX века, когда все церкви и православные учреждения в стране закрывались, либо обращались в трудовую артель. Монастырь вновь зажил своей привычной жизнью только после 1945 года. Стали вестись реставрационные работы, и многим объектам был возвращен прежний облик.

Для того чтобы добраться до достопримечательности нужно ехать из Москвы по Ярославскому шоссе. Расстояние до Сергиева Посада — около 70 км. От станции метро «ВДНХ» каждые 15-20 минут отправляются автобусы, например, автобус № 388. На электричках от Ярославского вокзала тоже можно доехать до пункта назначения.

Фото достопримечательности: Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *