Троице сергиева лавра где находится


Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.

Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла — Варфоломеем и Стефаном, — решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.

Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе некоего старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем — Сергий. Шел ему в ту пору двадцать четвертый год.

Около двух лет Сергий провел в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к преподобному двенадцать человек. Сергий, до того не особо желавший разрушать свое уединение, все же уступил и позволил им поселиться рядом с ним. Очень скоро келий, по числу пришедших, стало двенадцать; три или четыре из них Сергий возвел своими руками. Поселение было сразу же обнесено тыном с воротами.

Игуменство возложили на старца Митрофана, который тоже пришел к Сергию, как только составился монастырек. Когда же Митрофан скончался — игуменство принял на себя сам преподобный. Случилось это в 1344 году, спустя семь лет после пострига.

В монастыре не было священника, лишь в праздники и воскресные дни приходил батюшка из соседнего селения и совершал литургию. Однако Сергий приучил иноков строго соблюдать порядок повседневного служения. Семь раз в день собиралась братия в храме для общей молитвы.

Так минул еще десяток лет, и братия стала просить Сергия быть их духовником. От епископа Волынского Афанасия, которого святитель Алексий, митрополит Московский, оставил своим наместником на время отъезда в Константинополь, сорокалетний Сергий принял посвящение в сан пресвитера и игумена (до того он лишь исполнял игуменские обязанности).

Смоленский архимандрит Симон  вручил преподобному на монастырское благоустроение все свое состояние. На эти средства построили большой деревянный храм и привели в порядок кельи, расположившиеся теперь четырехугольником вокруг храма.

Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вел полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Радонежского игумена, почитая того как своего духовного отца. Двух известных своей ратной доблестью схимников Троицкой обители придал войску княжескому преподобный Сергий. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И все то время, пока шла жестокая сеча, преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.

После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48 лет игуменства преподобный Сергий светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кончиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон.

В Едигеево нашествие на Москву, случившееся в конце 1408 года, Никон был во сне предупрежден преподобным Сергием о напасти и заблаговременно увел братьев в безопасное место. Однако сам монастырь был тогда выжжен дотла. Вернувшийся Никон отстроил его заново.

В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия, после чего Никон воздвиг над мощами учителя вместо деревянной церкви каменную — великолепный

Троицкий собор

. Для его росписи приглашены были лучшие иконописцы — иноки Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем и написана знаменитая икона Троицы. Важно отметить, что до Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения — близ своего духовного отца. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее благословение и, осенив себя крестным знамением, отошел к Богу 17 ноября 1426 года. Погребен он был близ раки своего учителя.

С сентября 1608 до начала 1610 года обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать раз меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия, явную помощь которого защитники обители неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что 16-месячная осада закончилась для поляков поражением. Многие чудеса, явленные в дни осады, описаны келарем монастыря Авраамием Палицыным в его сочинении о Смуте «История в память предъ-идутцим родом». 49 (из 77) глав «Истории» посвящены Троицкой осаде, именно эти главы более известны как «Сказание Авраамия Палицына».

После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей.

Во время стрелецких бунтов, предшествовавших воцарению Петра I, стены обители дважды служили убежищем царственным особам. Первый раз, в 1682 году, царевна Софья с братьями Петром и Иоанном полтора месяца скрывались в нем от злоумышлявших против них стрельцов. А спустя семь лет юный Петр спасался здесь уже от заговора, устроенного властолюбивой сестрой.

1 октября 1742 года по указу императрицы Анны Иоанновны в монастыре открыли семинарию, а два года спустя Троицкая обитель получила титул Лавры.

В те времена богатство монастыря составляли вотчины, коих у Лавры было несметно. Но даже после отъема монастырских земель в 1764 году обитель не оскудела. В Отечественную войну 1812 года монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями, 2500 рублей серебром (по тем временам огромные деньги) и больше пяти пудов серебра. Когда наполеоновские отряды рыскали по окрестностям, ни один француз почему-то так и не наткнулся на богатую обитель.

Из настоятелей Лавры XIX века особо почитаемы святитель Филарет (Дроздов), известный своей поэтической перепиской с Пушкиным, и святитель Иннокентий (Вениаминов), первый православный епископ Америки. Мощи обоих до недавнего времени находились в Успенском соборе Лавры. В 2004 году мощи святителя Филарета перенесли в храм Христа Спасителя. Весьма почитаем и преподобный Антоний (Медведев), много трудов положивший на создание лаврских скитов. Открытый при нем Гефсиманский Черниговский скит стал центром московского старчества. Самым известным здешним подвижником был преподобный Варнава (Меркулов).

В 1917 году началась конфискация монастырского имущества. Через год, в ноябре 1918 года, решением Совнаркома Троице-Сергиева Лавра была национализирована. В апреле 1919 года совершилось одно из самых кощунственных деяний богоборческих лет: вскрытие мощей преподобного Сергия. Новые власти тогда не послушали защищавших святыню от поругания верующих; единственная уступка, на которую пошли большевики, — не уничтожать мощи, а оставить в обители.

С 1919 по 1946 год в Лавре располагались музей, педагогический институт, клубы и тир, в некоторых зданиях жили люди. Последним из скитов в 1925 году закрыли Вифанский, где монахи обитали под видом сельскохозяйственной артели.

Возобновление Троице-Сергиевой Лавры (а вместе с ней и семинарии) произошло в 1946 году. После двадцатишестилетнего онемения в пасхальную ночь зазвонили колокола. Народ, заполнивший площадь под колокольней, стоял с зажженными свечами. Толпы людей соблюдали полную тишину. Крестный ход торжественно обошел собор, началась утреня и раздалось первое «Христос Воскресе!»

Сейчас Свято-Троицкая Сергиева Лавра — крупнейший действующий мужской монастырь в России. Как и во времена преподобного Сергия, когда лаврские иноки уезжали основывать новые монастыри, нынешние монахи отправляются в возрождаемые обители, утверждая древние Сергиевы традиции.

Храмы и часовни Троице-Сергиевой Лавры:
1.

Троицкий собор

2. Успенский собор
3. Духовская церковь
4
. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (надвратная)
5. Михеевская церковь
6
. Смоленская церковь
7
. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия
8
. Трапезные палаты с церковью Сергия Радонежского
9. Митрополичьи покои с церковью Филарета Милостивого
10
. Царские «чертоги» с Покровской церковью
11. Надкладезная часовня
12
. Колокольня

Другие постройки Троице-Сергиевой Лавры:
13. Водосвятная часовня-сень (1872 г.)
14
. Усыпальница Годуновых (1782 г.)
15. Пятницкая башня (1640 г.)
16
. Луковая башня (XVI-XVII вв.)
17. Водяная башня (XVII в.)
18
. Пивная башня (XVI-XVII вв.)
19
. Келарская башня (1643 г.)
20
. Плотничья башня (XVI-XVII вв.)
21. Каличья проездная башня (1758-1778 гг.)
22
. Звонковая (Кузнечная) башня (XVI-XVII вв.)
23. Уточья башня (XVII в.)
24
. Сушильная башня (XVI-XVII вв.)
25
. Красная надвратная башня (XVII в.)
26
. Успенские ворота (XVII в.)
27. Водяные ворота (XVI-XVII вв.)
28
. Ограда монастыря (XVI-XVII вв.)
29. Казначейский корпус с Лестничной башней (XVII-XVIII вв.)
30
. Ризница (1781 г.)
31
. Варваринский келейный корпус (XVII-XIX вв.)
32
. Предтеченский келейный корпус (XVII в.)
33. Экономовский келейный корпус (XVII-XIX вв.)
34
. Успенский келейный корпус (1816 г.)
35. Инспекторский келейный корпус (1816 г.)
36
. Библиотечный корпус (1877 г.)
37
. Бывший больничный корпус (XIX в.)
38
. Бывшая баня (1847 г.)
39. Учебный корпус Духовной академии (XIX в.)
40
. Книжная лавка (1895 г.)
41. Памятник-обелиск в ознаменование заслуг монастыря (1792 г.)

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
С 1688 года Патриаршая ставропигия
. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю было усвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.
В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.

История

Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 — 1345 году. Первоначально место представляло собой уединенную пустынь для сыновей ростовского боярина Кирилла (Варфоломея и Стефана). Варфоломей принял монашеское пострижение с именем Сергий. Он вошел в историю России не только как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизнь идеи трудолюбия.

В 1355 году пустынь стала поистине монастырем. Из-за увеличения числа иноков в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, а вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. В таком виде монастырь дошел до наших дней.

В 1442 году основатель монастыря Сергий Радонежский был канонизирован. Над гробом святого был заложен белокаменный

Троицкий собор

.

Царь Иван Грозный придавал огромное значение сооружению, как оборонительной крепости, и в 1540-1550 годах вокруг монастыря возвели кирпичную стену со сторожевыми башнями. Сам Иван Грозный был здесь и получил крещение.

При Петре I монастырь по-прежнему представлял собой оборонительное укрепление. В 1689 году во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.

В 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра». В середине XVIII века во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны, что делало лавру первой среди русских феодалов.

В 1814 году на территорию Троице-Сергиевой Лавры переместилась Московская Духовная академия, основанная в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII века).

С 1919 года по 1946 год были закрыты академия и Троцкий собор.

На территории лавры погребены попавшие в опалу во времена Ивана Грозного бояре Оболенские, воевода Ивана Грозного Василий Федорович Воронцов, убитый в Ливонской войне. В монастыре захоронены руководители первого народного ополчения в период польско-литовской интервенции Прокопий Петрович Ляпунов и Иван Стефанович Ржевский. За право быть похороненным на территории монастыря делались богатые вклады деньгами, землями, ценным имуществом. Все вклады записывались в книги монастырского учета.

В 1880 году был опубликован список погребенных в монастыре, в этом списке 893 захоронения. В настоящее время известно 120 надгробий или их фрагментов. Самые древние надгробия (XV в.) — над захоронениями Юрия Романовича Алексеева и новгородского архиепископа Сергия, постриженника Троице-Сергиева монастыря.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы — самые древние церкви Сергиева Посада. Они расположены с юго-восточной стороны Троице-Сергиевой лавры, у подножия холма, «на Подоле». Эти два сооружения поставили в 1547 году на месте деревянной приходской церкви Служней слободы. Введенская церковь была построена на средства боярина И. Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.

Троицкий собор

(1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Этот небольшой со скромным резным декором храм является традиционным крестово-купольным четырехстолпным.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 годы) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.

Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья». Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня

Колокольня (1741 — 1769 годы) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Храм Зосимы и Савватия. Замечательное сооружение начала XVII столетия — комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно она была закрыта жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами.

Надвратная церковь Иоанна Предтечи (XVII в.). Построена Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор Трапезной.

Царские чертоги (вторая половина XVII в.) — путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. Декорировано лепниной и двумя изразцовыми печами.

Тогда же построили и маленькую Михеевекую церковь. Она стоит рядом с Трапезной палатой.

Смоленская церковь (Одигитрии) — одна из первых работ молодого тогда архитектора Ухтомского. Здание относится к «елизаветинскому барокко». Это восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере — крест, «попирающий полумесяц» (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией). Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Приписывали постройку В. Растрелли. В результате исследований и реставрации было установлено имя зодчего — Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Настоятели

1344—1392 — Преподобный Сергий Радонежский
1398—1426 — Преподобный Никон Радонежский
1392—1398 — Преподобный Савва Звенигородский
1429—1432 — Преподобный Савва II
1432—1443 — Игумен Зиновий
1443—1445 — Игумен Геннадий (Саматов)
1445—1446 — Игумен Досифей
1447—1455 — Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 — Святой Вассиан (Рыло)
1467—1474 — Игумен Спиридон (†1475)
1474—1478 — Игумен Аврамий
1479—1482 — Игумен Паисий (Ярославов)
1482—1483 — Игумен Иоаким
1483—1487 — Игумен Макарий
1487—1489 — Игумен Афанасий (Сук)
1490—1495 — Игумен Симон (Чиж)
1495—1505 — Святой Серапион I
1506—1507 — Игумен Досифей II
1508—1515 — Игумен Памва (Мошнин)
1515—1520 — Игумен Иаков (Кашин)
1521—1524 — Игумен Порфирий I
1525—1527 — Преподобный Арсений (Сахарусов)
1528—1529 — Игумен Александр
1529—1539 — Святой Иоасаф I (Скрипицьш)
1539—1541 — Игумен Порфирий II
1541—1543 — Игумен Алексий
1543 — Игумен Порфирий III
1543—1545 — Игумен Никандр
1545—1549 — Игумен Иона (Щелепин)
1549—1551 — Игумен Серапион II (Курцев)
1551—1552 — Игумен Артемий (Пустынник)
1552—1554 — Игумен Гурий (Лужецкий)
1554—1555 — Игумен Иларион Кирилловен
1555—1560 — Игумен Иоасаф II (Чёрный)
1561—1562 — Архимандрит Елевферий
1562—1566 — Архимандрит Меркурий, Дмитровец
1566—1568 — Архимандрит Кирилл
1568—1569 — Архимандрит Памва
1569—1573 — Архимандрит Феодосии (Вятка)
1573—1575 — Архимандрит Памва (вторично)
1575—1577 — Архимандрит Варлаам I
1577—1584 — Архимандрит Иона II
1584—1588 — Архимандрит Митрофан Дмитровец
1588—1594 — Архимандрит Киприан Балахонец
1594—1605 — Архимандрит Кирилл II (Завидов)
1605—1610 — Архимандрит Иоасаф
1610—1633 — Преподобный Дионисий (Зобниновский)
1633—1640 — Архимандрит Нектарий (Вязмитин)
1640—1656 — Архимандрит Адриан
1656—1667 — Архимандрит Иоасаф II
1667—1674 — Архимандрит Феодосии II
1674—1694 — Архимандрит Викентий
1694—1697 — Архимандрит Иов
1697—1700 — Архимандрит Евфимий
1701—1704 — Архимандрит Иларион (Властевинский)
1704—1707 — Архимандрит Сильвестр (Холмский)
1708—1710 — Архимандрит Иоасаф III
1711—1718 — Архимандрит Георгий (Дашков)
1718—1721 — Архимандрит Тихон (Писарев)
1722—1726 — Архимандрит Гавриил (Бужинский)
1726—1737 — Архимандрит Варлаам II (Высоцкий)
1737—1738 — Архимандрит Арсений (Воронов)
1739—1742 — Архимандрит Амвросий (Дубневич)
1742—1744 — Архимандрит Кирилл III (Флоринский)
1744—1752 — Архиепископ Арсений II (Могилянский)
1752—1758 — Архимандрит Афанасий (Вольховский)
1758—1761 — Архимандрит Гедеон (Криновский)
1761—1766 — Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский)
1766—1812 — Архимандрит Платон (Левшин)
1812—1819 — Архиепископ Августин (Виноградский)
1819—1821 — Митрополит Серафим (Глаголевский)
1821—1867 — Митрополит Филарет (Дроздов)
1868—1879 — Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов)
1879—1882 — Митрополит Макарий (Булгаков)
1882—1891 — Митрополит Иоанникий (Руднев)
1891—1893 — Митрополит Леонтий (Лебединский)
1893—1898 — Митрополит Сергий (Ляпидевский)
1898—1912 — Митрополит Владимир (Богоявленский)
1912—1917 — Митрополит Макарий (Невский)
1917—1919 — Патриарх Тихон (Белавин)
1946—1970 — Патриарх Алексий (Симанский)
1971—1990 — Патриарх Пимен (Извеков)

Наместники

1739—1742 — Иеромонах Антоний (Нарожницкий)
1743—1745 — Иеромонах Феодосий (Янковский)
1745—1748 — Архимандрит Иоасаф Горленко
1749—1753 — Иеромонах Феофан Чарнуцкий
1753—1758 — Иеромонах Кирилл Ляшевецкий
1758—1761 — Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников
1761—1763 — Иеромонах Иннокентий Нечаев
1763 — Иеромонах Платон Левшин
1763—1770 — Иеромонах Иоанн Черепанов
1770—1775 — Иеромонах Павел (Петр) Зернов
1775—1782 — Иеромонах Павел (Петр) Пономарев
1782—1783 — Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков
1783—1787 — Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий
1787—1792 Игумен Досифей Ильин
1793 — Иеромонах Никанор Николаев
1793 Игумен Ефрем
1793—1795 — Иеромонах Евлампий
1795—1800 — Иеромонах Назарий (Никита) Романовский
1800 — Архимандрит Августин Виноградский
1800—1803 — Архимандрит Мелхиседек Минервин
1803—1810 — Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов
1810—1814 — Архимандрит Самуил Запольский-Платонов
1814—1818 — Архимандрит Никанор Клементьевский
1818—1831 — Архимандрит Афанасий Федоров
1831—1877 — Архимандрит Антоний Медведев
1877—1891 — Архимандрит Леонид (Кавелин)
1891—1904 — Архимандрит Павел (Глебов)
1908—1915 — Архимандрит Товия (Цимбал)
1915—1922 — Архимандрит Кронид (Любимов)
1946 — Архимандрит Гурий (Егоров)
1946—1954 — Архимандрит Иоанн (Разумов)
1954—1957 — Архимандрит Пимен (Извеков)
1957—1965 — Архимандрит Пимен (Хмелевский)
1965—1970 — Архимандрит Платон (Лобанков)
1970—1972 — Архимандрит Августин (Судоплатов)
1972—1982 — Архимандрит Иероним (Зиновьев)
1982—1984 — Архимандрит Евсевий (Саввин)
1984 — Архимандрит Алексий (Кутепов)[34]
1984—1988 — Алексий (Кутепов)
с 1988 — Феогност (Гузиков)

Фотографии

Смотрите также

  • Факты о России : Факт №1235 : Богатыри Пересвет и Ослябя, участвовашие в Куликовской битве, были монахами Троице-Сергиевой лавры…
  • Сергиев Посад

Ссылки

  • Дом Живоначальной Троицы. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Информация о Лавре, летопись, библиотека, рукописи, Сергий Радонежский

ГлобЭкс < Своими глазами < Сергиев Посад и Лавра < Троице-Сергиева лавра.

Троице-Сергиева лавра это сокращенное название, а полностью и официально монастырь называется «Свято-Троицкая Сергиева лавра». Слово «лавра» переводится с греческого как городская улица или многолюдный монастырь. В православной традиции лаврами называют большие мужские монастыри имеющие особое историческое и духовное значение.

Троице-Сергиева лавра расположена по адресу: г. Сергиев Посад, Красногорская площадь.
Если ехать из Москвы по проспекту Красной Армии то лавра будет видна с левой стороны за домом 131 (Новые торговые ряды, красивое здание из красного кирпича).

GPS координаты лавры — 56.310243, 38.132373.

Официальный сайт Троице-Сергиевой лавры.

Будьте внимательны, на сайте изредка, но встречаются ошибки! Но в целом сайт весьма информативен.

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.
    22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

к оглавлению

План Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры содержит более 50 различных зданий и сооружений, среди которых более десяти храмов. Поскольку наиболее интересными объектами для внимания туристов являются именно культовые сооружения, то на плане отмечены только храмы лавры. Храмы пронумерованы в хронологическом порядке по мере их возведения в лавре.

Свято-Троицкая Сергиева лавра. План расположения храмов.

План Троице-Сергиевой лавры сделан на основе рисунка с официального сайта лавры stsl.ru

к оглавлению

Храмы Троице-Сергиевой лавры.

1. Свято-

Троицкий собор

, 1422-1423 гг.

Главный соборный храм и первое каменное здание лавры. Он был воздвигнут игуменом преподобным Никоном на месте первой деревянной Троицкой церкви. В строительство храма внес вклад сын великого князя Дмитрия Донского Юрий, князь Звенигородский и Галицкий, крестник преподобного Сергия Радонежского.

Иконы и фрески Свято-Троицкого собора выполнены в 1423 (1425?)-1427 годах артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. К сожалению, первоначальный декор храма был почти весь утрачен. В 1635 году фрески были возобновлены и в дальнейшем также дописывались.

Святыни Свято-Троицкого собора.

Мощи преподобного Сергия Радонежского — в раке в южной части собора. Вещи преподобного Сергия: схима, посох и две деревянные литургические тарели.
Иконы местного ряда иконостаса:

  • преподобный Сергий Радонежский с деянием (XV век)
  • «Святая Троица» (XVI век, слева от Царских врат)
  • иконы «Спас Нерукотворный» (1674) и «Спас на престоле» (1684) иконописца Симона Ушакова

2. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь),
1476-1477 гг.

Духовская церковь считается древнейшей из сохранившихся храмов, построенных в стиле «иже под колоколы» — когда колокольня опирается на своды церкви. Первоначально колокольня звонила «псковским звоном» — звук издавался раскачиванием самого колокола, а не его язычка. Причем, колокол раскачивали с земли через систему канатов и рычагов.

На колокольне Духовской церкви висел особый «всполошный» колокол которым во время осады монастыря 1608-1610 годов возвещалась тревога.

Святыни Духовской церкви.

Мощи преподобных Максима Грека и Антония (Медведева) в раках.

3. Успенский собор, 1559-1585 гг.

Успенский собор был выстроен по велению царя Ивана IV Грозного на месте снесенных деревянных келий братии. Стены храма кирпичные, толщиной 2.25 метра.

Фрески Успенского собора выполнены в 1584 году артелью ярославских и троицких иконописцев под руководством мастера Дмитрия Григорьева.

Святыни Успенского собора.

  • Мощи святителей Иннокентия Московского и Макария (Невского) в раках
  • Первый деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором с 1392 по 1422 год покоились мощи преподобного.

Иконы XVI века местного ряда иконостаса:

  • Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы»
  • «Святая Троица с бытием»
  • «Благовещение Пресвятой Богородицы»

4. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (Никоновская церковь),
1623 -1624 гг., Серапионова палатка (западный притвор Никоновской церкви), 1783 г

В 1548 году рядом с Троицкой церковью была построена (вернее сказать — пристроена) каменная Никоновская церковь. Позднее на ее месте церковь была возведена заново в ее современном виде.

Святыни Никоновской церкви.

  • Мощи святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского и преподобного Дионисия Радонежского
    (все — под спудом)
  • Кусочек ризы Пресвятой Богородицы
  • Десница первомученика Стефана
  • Крест-мощевик преподобного Сергия — подарок константинопольского Патриарха Филофея Сергию Радонежскому
  • Икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию», произошедшее в келии преподобного Сергия, по преданию, находившейся на этом месте, и другие святыни.

5. Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, 1635 – 1637 гг.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких возведен в честь основателей Соловецкой обители и по своему архитектурному облику напоминает Пребраженский собор (1558 г.) Соловецкого монастыря. Храм возведен стараниями келаря Александра (Булатникова).

Святыни храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, предстоящих образу Пресвятой Богородицы «Знамение»

Вид на центральную площадь Троице-Сергиевой лавры и церкви вокруг нее.

6. Успенский кладезь с часовней, 1644 г. – конец XVII в.

Кладезь был устроен в 1644 году. Часовня над кладезем сооружена в конце XVII века.

7. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), 1686-1692 гг.

Церковь возведена по велению царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Свое краткое наименование она получила из-за примыкающей к церкви трапезной палаты. Размеры палаты 34х15 метров, площадь 510 квадратных метров. После открытия лавры в сороковых годах ХХ века трапезная палата стала использоваться как продолжение храма.

8.Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (надвратная церковь),
1693-1699 гг.

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи возведена на средства купца и промышленника Г.Д. Строганова на месте прежней Сергиевской церкви 1513 г. постройки. Храм расположен в нескольких метрах за Святыми воротами лавры и ее первый уровень представляет собой проездные ворота.

28 мая (нов.ст.) 1746 года в Сергиевом Посаде напротив лавры в Служней слободе случился пожар, который затем перекинулся на лавру. Больше всех пострадала от пожара надвратная церковь как самая ближняя к эпицентру огня. Сгорел также архив лавры. После восстановления церковь Иоанна Предтечи вновь была освящена 14 июня 1763 года (нов.ст.) в присутствии императрицы Екатерины II.

В 1806 году было принято решение разобрать четыре боковых купола церкви, что, как тогда представлялось, улучшит архитектурный облик храма. Через 160 лет, в 1974 году вкусы изменились и облик храма был восстановлен в первоначальном виде.

9. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами
Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь), 1732-1734 гг.

Самая маленькая по размерам церковь в лавре была построена по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. Короткое название церкви происходит в честь преподобного Михея Радонежского, который был свидетелем явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому в 1385 году.
Церковь освящена 10 (21 нов.ст.) 1734 года.

Святыни Михеевской церкви.

Мощи преподобного Михея Радонежского (под спудом).

10. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, 1746 – 1753 гг.

Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии располагается на месте снесенной братской поварни.

Церковь освящена 17 июня (нов.ст.) 1753 года.

Иконостас церкви не сохранился и был заменен иконостасом московской церкви великомученицы Параскевы Пятницы, разобранной в 1932 году.

Святыни церкви Смоленской иконы Божией Матери.

Чтимая копия чудотворной каменной резной иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии — на наружной восточной стене храма.

11. Колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1741 – 1770 гг.

Колокольня Троице-Сергиевой лавры начала строиться в 1741 году по проекту придворного архитектора Иогана Шумахера. В первоначальном виде колокольня была задумана трехъярусной, но сам проект содержал слишком много недочетов. Дело завершилось тем, что проект передали другому архитектору, Дмитрию Ухтомскому, который просто полностью переработал его и создал один из великолепнейших образцов русской архитектуры 18 века — пятиярусную колокольню высотой 88.5 метра. Это самое высокое сооружение подобного рода в России.

До революции колокольня насчитывала 42 колокола, среди которых был и самый большой в России царь-колокол весом 67 тонн. В конце двадцатых годов ХХ века он был сброшен и разбит. Сейчас на колокольне 23 колокола.

Последний раз перед закрытием лавры при советской власти колокола звонили 31 мая 1920 года. Пожилой звонарь инок Сергий не нашел в себе сил звонить в этот день, разрыдался и послал вместо себя на колокольню своего ученика, четырнадцати летнего Костю Родионова, попросив его поцеловать на прощание колокол «Лебедь»…

Ныне действующие на колокольне часы были установлены 3 (16 нов.ст.) ноября 1905 года. Часы изготовила московская фирма А.А.Энодина. До этого на колокольне с 18 века стояли часы тульского мастера Ивана Кобылина.

к оглавлению

Правила посещения Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Дорогие и уважаемые туристы!
Троице-Сергиевская лавра в первую очередь является действующим мужским монастырем Русской Православной церкви. Просим вас при посещении лавры с уважением относится к правилам посещения и поведения в подобных местах.
С правилами можно ознакомиться на странице Правила посещения церкви и монастырей.

Монастырский квас.

Настоящий монастырский квас.

Завершить экскурсию по Троице-Сергиевой лавре я советую настоящим монастырским квасом. Правда, у этого кваса есть один существенный недостаток – попробовав его вы уже вряд ли захотите пить другие напитки, которые явно лишь по недоразумению именуются «квас». Настоящий квас — это монастырский квас!

На экскурсию в Сергиев Посад
и по Золотому кольцу России с ГлобЭкс!

На странице Туры по Золотому кольцу России вы можете выбрать и заказать тур или экскурсию в Сергиев Посад или по всему Золотому кольцу России, а также найдете немного общей информации про Золотое кольцо России.
Если не хотите сами искать тур, то просто оставьте свой телефон и мы перезвоним вам.

Следующая страница: Осада Троице-Сергиева монастыря.

на содержаниена верх

Троице-Сергиева лавра — крупнейший монастырь и духовный центр России, находится в подмосковном городе Сергиев Посад (в 1930-1991 годах город именовался Загорском). Обитель основана преподобным Сергием Радонежским.

В 1337 году Сергий Радонежский вместе со старшим братом Стефаном поселились в труднопроходимой лесной чаще под Радонежем на холме Маковец. В 1340 году они построили деревянный храм во имя Святой Троицы. Через несколько лет вокруг Сергия Радонежского стали собираться люди, желавшие монашеской жизни. Со временем Троицкая обитель превратилась в самый влиятельный монастырь России.

Несмотря на крупные пожары и набеги иноземцев, монастырь укреплялся и рос. В середине XVI века были возведены мощные крепостные стены и 12 башен. В Смутное время монастырь стал одним из центров борьбы с польско-литовскими захватчиками, помогал организовывать народное ополчение. В XVIII—XIX веках обитель стала одним из богатейших монастырей России. С 1744 году монастырю присвоено почетное звание лавры. С 1814 года в лавре располагается Московская духовная академия.

После революции, осенью 1919 года лавру закрыли. В 1920 году она была превращена в историко-архитектурный музей. Монахи были выселены, службы в храмах прекращены. В 1946 году советское правительство вернуло лавру Русской православной церкви. Троице-Сергиева Лавра охраняется ЮНЕСКО как архитектурный памятник.

Троице — Сергиева лавра

Троице – Сергиева лавра  это комплекс соборов, построенных в разное время. Здесь находится  крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви. Основоположником лавры был Сергий Радонежский. Он создал здесь мужской монастырь в 1337 году. Свято –

Троицкий собор

лавры, построенный в период 1422 – 1423 год, является главным.  В  нем хранятся мощи Сергия Радонежского. В соборах лавры также хранятся мощи  нескольких святых. Троице – Сергиева лавра является святыней Русской православной церкви, крупным ее образовательным и издательским центром. В лавре расположена Московская духовная академия. Троице – Сергиева лавра сыграла важную роль в духовной жизни страны, ее истории, культуре, архитектуре и искусстве.

Место расположения лавры

Троице — Сергиева лавра. План

Троице – Сергиева лавра находится в центре города Сергиев – Посад. В1337 году на холме Маковец, расположенном в 70 км к северу от Москвы появилась Свято – Троицкая пустынь. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на холм Маковец пришли  новые люди. Пустынь превратилась в монастырь. Через несколько лет Сергий ввел общежительный устав в монастыре.

Роль монастыря для  Руси

В период средневековья монастырь играл важную роль в истории  и политической жизни Руси. Он был опорой для народа и власти, участвовал в борьбе с монголо – татарским игом и противодействовал сторонникам Лжедимитрия Второго и  Третьего, Семибоярщине и польско –литовским войскам в Смутное время, поддержал Петра Первого в его противостоянии царевне Софье.

Восьмого июля 1742 года императрица Елизавета специальным указом присвоила монастырю статус. 22 июня 1744 года указом Указом Святейшего Синода  монастырь стал называться Троице – Сергиевой лаврою. В 1920 году Декретом Совета Народных Комиссаров лавра была закрыта  и превращена в музей историко – художественных ценностей Троице – Сергиевой лавры, и только  в 1946 году лавра была возобновлена. Ее деятельность продолжается до настоящего времени. Здания лавры к настоящему времени отреставрированы, частично перестроены.

С чего начиналась Троице – Сергиева лавра

Основатель лавры Сергий Радонежский, еще носивший мирское имя Варфоломей, в 1337 году вместе со своим старшим братом Стефаном, иноком Покровского монастыря, поселились на холме Маковец  в 10 верстах от селения Хотьково. Момент поселения братьев на холме Маковец является датой основания Троице – Сергиевой пустыни. Спустя некоторое время, в 1340 году   братья построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Храм Святой Троицы и первые монастырские кельи занимали совсем небольшую часть по сравнению с территорией современной лавры. Через некоторое время Стефан ушел в Богоявленский монастырь Москвы. После его ухода  Сергий  жил в своей келье в одиночестве, но потом постепенно вокруг его кельи стали селиться другие иноки. Так пустынь превратилась в монастырь. Константинопольский Патриарх Филофей  благословил преподобного Сергия ввести    устав, по которому должны жить иноки монастыря.

Первые монахи Троице — Сергиевой лавры

Территория монастыря была разделена на жилую, общественную и оборонительную части. В центре монастыря находился храм Святой Троицы и трапезная. Вокруг находились кельи монахов. За кельями располагались огороды и хозяйственные службы. Территория монастыря была обнесена деревянным ограждением (тыном). Над воротами монастыря была построена еще одна деревянная церковь во имя Димитрия Солунского.

Тот древний план монастыря в общих чертах сохранился до настоящего времени.

Игуменом монастыря сначала  был Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.

Троицкий монастырь – духовный центр русских земель

Церковь с мощами Сергия Радонежского

Троицкий монастырь после того, как его возглавил Сергий Радонежский, довольно скоро становится духовным центром русских земель, опорой московских князей в их великих делах для Руси.

Так в 1380 году пред великой Куликовской битвой с монголо – татарами в Троицком монастыре Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского, который должен сразиться с Мамаем. Восьмого сентября 1380 года в нарушение устава православного монашества были благословлены Сергием Радонежским на битву с Мамаем на Куликовом поле иноки – богатыри Пересвет и Осляба.

В 1392 году преподобный Сергий Радонежский преставился. Он был захоронен в храме Святой Троицы. За полгода до своей кончины  он передал руководство монастырем своему ученику Никону.

Троице –Сергиевый монастырь в 15 – 16 веках

В начале 15 века(1408 году) монастырь был разграблен и сожжен татарским ханом Едигеем. Однако в последующие 200 лет  монастырь отстраивался, появились каменные храмы и другие строения. Монастырь развивался и оставался одной из основных святынь страны, культурным и религиозным центром  Российского государства. В монастыре иноки составляли летописи, переписывали рукописи, мастера писали иконы. В 15 веке был создан литературный шедевр старорусской культуры «Житие преподобного Сергия».

Троицкий собор

В 1422 году в монастыре было заложено первое каменное здание –

Троицкий собор

, который был построен  руками сербские монахи из Косово. Эти монахи пришли сюда после битвы под Косово. После окончания строительства этого собора в него были помещены мощи преподобного Сергия Радонежского. Росписи этого храма осуществляли такие великие мастера, как Андрей Рублев и Даниил Черный. Ими была написана для иконостаса знаменитая «Троица».

Построенный

Троицкий собор

почитался московскими князьями. Здесь совершались молебны перед военными походами и после  их  успешного окончания. Так Василий Третий отметил молебном победный поход на Псков в 1510 году. Иван Грозный совершил молебен после взятия Казани в 1522 году. В Троицком храме происходило крещение наследников русского престола. Здесь происходило примирение некоторых князей после долгих лет раздора.

Троицкий собор

оставался единственным каменным сооружением монастыря до 1469 года.

Церковь Сошествия Святого Духа

В этом году под руководством московского зодчего Василия Ермолина центре площади монастыря было построено каменное двух этажное здание  трапезной, состоящее из трапезной для братии на первом этаже и «царской палаты» на втором этаже. По такому типу позже в Москве была построена Грановитая палата. В 18 веке на месте трапезной палаты в монастыре была построена каменная колокольня. В период 1476 – 1477 годы рядом с Троицким собором была сооружена псковскими мастерами каменная церковь Сошествия Святого Духа, где в последствие были помещены мощи Максима Грека и Антония.

Успенский собор

Во время царствования Ивана Грозного  была сделана перепланировка монастыря, были построены белокаменные здания, в пятидесятые годы 16 века построены крепостные стены в виде неправильного четырех угольника протяженностью около 1500 метров, был выкопан пруд. Монастырь превратился в крепость. С 1585 года строится Успенский собор, там были помещены мощи Иннокентия Московского и Макария. Освящен этот собор был после смерти Ивана Грозного.

К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырём России. В его собственности было 2780 поселений. Монастырь вел торговые дела.

Троицкий монастырь в 17 – 18 веках

В начале 17 века монастырь выстоял в течение 16 недель осаду  польско – литовских завоевателей Сапеги и Лисовского. Не смотря на то, что в ходе осады в монастыре погибло более 2000 человек, а в живых к концу осады осталось всего лишь 200 человек, монастырь стойко выдержал осаду.  Сами поляки утверждали , что монастырь был вооружен «людьми, железом и мужеством». Осада Сергиево – Троицкого монастыря была снята войсками Михаила Скопина – Шуйского. В 1618 году под стенами монастыря последний раз были враги – во время похода польского королевича Владислава на Москву.  Монастырь был  одним из оплотов  ополчения Минина и Пожарского.

С годами монастырь стал одним из символов мужества русского народа. Пожертвования в казну монастыря стали увеличиваться, на  них были приведены в порядок разрушенные здания в ходе военных действий, были усилены крепостные стены, башни.  Продолжено было строительство новых каменных зданий. Рядом с церковью Сошествия Святого Духа была встроена  большая колокольня, около трапезной появилась церковь Михаила Малеина.

Церковь Зосимы и Савватия

К середине 17 века построено каменное двухэтажное  здание под кельи монахов. В период  1635 -37 год   построена церковь Зосимы и Савватия, там хранятся их мощи.К концу 17 века монастырь процветал. У него было  во владении 16,8 тысячи крестьянских дворов. Это больше, чем число владений царя и патриарха. Монастырь имел свои кирпичные заводы и ветряные мельницы, в прудах монахи разводили рыбу, по их берегам были выращены сады.

Церковь Иоана Предтечи

В период с 1693 по 1699 год на пожертвования  Строгановых построена церковь Рождества Иоана Предтечи.

В начале 18 века во время Северной войны царь Петр Первый взял из монастырской казны на военные расходы 400 000 рублей. Позже начинается строительство Санкт – Петербурга, царем был введен запрет на строительство каменных зданий в России, потому строительство  в монастыре тоже было приостановлено.

Только в 1708 году из – за угрозы проникновения шведов вглубь России Москву и прилежащие к ней крепости было решено укрепить. В Троице – Сергиевом монастыре у Успенских Красных ворот были построены каменные мосты, под крепостными стенами  были сделаны рвы (они просуществовали до1830 года)  и бастионы. Некоторые укрепления того времени сохранились до наших дней.

С приходом на престол Елизаветы Петровны наступил период расцвета монастыря. Так 1 октября 1742 года открывается духовная семинария, а позже сюда была переведена и Московская Духовная Академия. В 1741 году состоялась закладка новой колокольни, окончательно она была построена спустя 30 лет. Для новой звонницы на территории монастыря был отлит колокол весом 4065 пудов. В 18 веке монастырь реконструировался, перестраивались отдельные его здания. В 1792 году на главной площади был установлен обелиск с текстом об истории монастыря, который использовался и как солнечные часы.

К концу 19 века Троице – Сергиева Лавра стала самым богатым монастырем благодаря пожертвованиям граждан, торговле зерном, солью, предметами быта. Монастырь делал значительные пожертвования в пользу  российской армии. К началу 20 века в Лавре была своя типография, где печатались труды известных  философов. Также построены мастерские по производству подсвечников, крестов, игрушек. Были свои лавки и конные дворы, две гостиницы. В лавре проживало 400 монахов. К ней были приписаны некоторые монастыри и скиты.

Святыни Троице – Сергиевой Лавры

Росписи А.Рублева

В Лавре находятся мощи Сергия Радонежского, Никона, Михея, Дионисия, Серапиона Новгородского, митрополита Иосафа, , Максима Грека и мощи 4 святителей. Святыня лавры икона Святой Троицы А. Рублева (ныне она в Третьяковской галерее).

В Лавре захоронены представители знатных русских родов: Воротынские и Бельские, Одоевские и Оболенские, Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, Годуновых, многие великие священнослужители России. В ризнице монастыря хранятся уникальные образцы декоративно – прикладного искусства, рукописи, летописи, рукописные книги, исторические документы, иконы. Памятниками являются росписи внутри зданий, сделанные великими мастерами, в том числе и А.Рублевым.

 Троице – Сергиева Лавра  — культурный объект Юнеско

Ансамбль Троице – Сергиевой Лавры складывался в течение четырех столетий.

С 1 февраля 1940 года по постановлению Совнаркома  весь комплекс памятников Троице-Сергиевой лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем — заповедником. Реставраторы много работали ради того, чтобы сохранить или восстановит художественный вид объектов монастыря.

Многочисленные архитектурные сооружения Троице — Сергиевой лавры созданы лучшими зодчими страны в 15 — 19 веках. В настоящее время в ансамбле монастыря более 50 зданий различного назначения.  В том числе 10 храмов: Свято –

Троицкий собор

и церковь Сошествия Святого Духа, Успенский собор и церковь преподобного Никона Радонежского, церковь преподобных Зосимы и Савватея Соловецких и церковь преподобного Сергия с трапезной палатой, церкви  Рождества Иоана Предтечи и Михеевская,  церковь Смоленской Божией Матери и Покровская, Успенская часовня. Троице — Сергиева лавра духовный, ахитектурно — исторический, культурный центр России, который имел и имеет  важную роль в судьбе страны.

 В 1993 году этот монастырь был включен в список культурных объектов ЮНЕСКО. Монастырь посещают многие верующие и туристы. Эта лавра важный оъект туризма в России.

Статьи об объектах Юнеско в России

Софийский собор Великого Новгорода   История Великого Новгорода

Владимир.Суздаль   Кидекша  Город  Дербент  Сихотэ — Алинь  

Остров Врангеля    Спасо — Преображенский монастырь

 Ярославский кремль   Церкви Ярославля    Церкви Ярославля

 Плато Путорана   Ленские столбы Куршская коса  Плато Путорана

 Западный Кавказ    Золотые горы Алтая  Вулканы Камчатки

Озеро Байкал  Леса Коми  Древний Булгар    Московский Кремль  

Геодезическая дуга Струве   Красная площадь   Ленские столбы

Церковь вознесения в Коломенском    Херсонес Таврический   Кижи

Соловецкий монастырь  Кидекша    Ферапонтов монастырь    Город Дербент

   Херсонес Таврический   Кремль Великого Новгророда   Новодевичий монастырь

На эту тему Вы можете почитать:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *