Виды дизартрии у детей


Следствием недостаточного снабжения нервами речевого аппарата, к которому приводит поражение подкорковых и заднелобных отделов мозга, является нарушение произношения, называемое в медицине дизартрией. Это расстройство речи свойственно и взрослым, и детям, причем у вторых приводит как к нарушению звукопроизношения, так и к проблемам с последующим обучением чтению и письму.

Помочь справиться с дизартрией у детей может врач-логопед, а распознать заболевание довольно просто по следующим признакам:

  • Речь ребенка смазанная и глухая;
  • Зачастую произношению звуков и слов присущ носовой оттенок;
  • Создается впечатление, будто малыш говорит с «набитым ртом».

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей, также как и дисфония и дисфагия, являются признаками бульбарного или псевдобульбарного паралича.

Формы дизартрии у детей

В зависимости от места поражения мозга, выделяют следующие формы дизартрии у детей и взрослых:

  • Корковая – возникает вследствие поражения тех отделов коры головного мозга, которые связаны с функцией артикуляционных мышц. Ее отличием от других видов дизартрии у взрослых и детей является сохранение правильной структуры слов, сопровождаемое расстройством произношения слогов;
  • Бульбарная – является следствием периферического пареза и паралича артикуляционных мышц, обусловленных поражением подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов и их ядер. Сопровождается расстройствами глотания;
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей – предпосылкой для возникновения расстройства являются поражения двигательных корково-ядерных путей, из-за чего развивается центральный паралич мышц, связь которых с ЦНС обеспечивают блуждающие, языкоглоточные и подъязычные нервы. Проявлением расстройства является монотонность речи ребенка;
  • Экстрапирамидная – может быть обусловлена как поражением подкорковых узлов, так и их нервных связей. Характеризуется расстройство невнятной смазанной речью с носовым оттенком и резко нарушенной просодикой, темпом и интонационно-мелодической структурой произношения;
  • Паркинсоническая – является видом экстрапирамидной дизартрии у взрослых и детей с болезнью Паркинсона. Проявляется расстройство невыразительной, с нарушением модуляции голоса, замедленной речью;
  • Мозжечковая – предпосылкой для возникновения этой формы дизартрии у детей могут быть как поражения мозжечка, так и его проводящих путей. Распознать данное расстройство у ребенка можно по растянутой, с меняющейся громкостью и нарушением модуляции скандированной речи;
  • Холодовая – проявляется при понижении температуры воздуха в помещении, либо при произношении слов на холоде, в виде затруднения артикуляции;
  • Стёртая дизартрия у детей – является нарушением произношения шипящих и свистящих звуков, как при боковом сигматизме.

Диагностика дизартрии у детей

Для того чтобы поставить правильный диагноз, ребенка необходимо отвести на прием к психологу, невропатологу и логопеду. Также необходимо провести ряд процедур для получения общей картины заболевания, а именно:

  • Электрофизиологические исследования (электронейрографию, электроэнцефалографию и электромиографию);
  • Транскраниальную магнитную стимуляцию;
  • МРТ головного мозга.

Логопед, при постановке диагноза дизартрии у детей, проводит тщательное обследование, в которое включается оценка имеющихся неречевых и речевых нарушений. Во время оценки неречевых симптомов врач определяет состояние речевой и мимической мускулатуры, изучает строение артикуляционного аппарата, характер дыхания ребенка и объем артикуляционных движений. Особое значение при постановке диагноза играет анамнез речевого развития. При диагностике устной речи логопед обращает внимание на:

  • Произносительную сторону речи – ритм, темп, просодику, звукопроизношение и разборчивость речи;
  • Синхронность голосообразования, дыхания и артикуляции;
  • Фонематическое восприятие ребенка, а также уровень развития лексико-грамматического строя речи.

Диагностика письменной речи при дизартрии у детей включает в себя выполнение ребенком различных заданий, таких как письмо под диктовку, списывание отрывков с книг, чтение вслух, а также проверку осмысления ребенком прочитанного материала.

Помимо посещения невропатолога и логопеда, при диагностике дизартрии у детей, также требуется осмотр психолога, который проведет исследование на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Важно знать, что стёртая дизартрия у детей диагностируется после достижения ребенком возраста 5 лет. Это обусловлено тем, что даже у абсолютно здоровых детей в более раннем возрасте могут встречаться схожие с легкой (стёртой) дизартрией проявления, которые о наличии нарушения не свидетельствуют.

Лечение дизартрии у детей

В случаях, когда в медицинском учреждении подтверждается диагноз дизартрия, ребенку требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Параллельно с медикаментозным лечением и лечебной физкультурой, проводится логопедическая коррекция.

При лечении дизартрии у детей врач-логопед во время сеансов особое значение отводит развитию всех сторон речи ребенка – построению грамматического строя и фонетического слуха, а также пополнению словарного запаса, чтобы малыш не столкнулся с трудностями в процессе обучения в школе.

Дизартрия у детей и взрослых является распространенным нарушением, которое при своевременном выявлении поддается лечению и коррекции. В отличие от взрослых, у ребенка дизартрия сопровождается распадом речевой системы, ему сложно учиться письму и чтению, из-за чего возникают последующие трудности во время обучения в школе. Большое значение играет посещение логопеда, который после постановки точного диагноза сможет помочь исправить это нарушение, чтобы в дальнейшем жизнь ребенка была нормальной.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

  • бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком;
  • паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи;
  • псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи;
  • экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц;
  • стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков;
  • холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.

Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

Причины заболевания

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Симптомы и признаки дизартрии у детей

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

Лечение дизартрии в детском возрасте

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

  • Логопедия

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

  • Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

  • ЛФК

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Новые статьи

Мы в социальных сетях

наверх

Речь для любого человека – это важный элемент не только общения и получения информации, но и в целом объективное отражение его высшей нервной деятельности. Именно благодаря речи, по убеждению ученых, предки человека шагнули вперед в процессе эволюции, а также возникла современная цивилизация. Любые формы речевого нарушения у детей почти всегда связаны с тяжелыми патологиями и расстройствами деятельности центральной нервной системы. По имеющейся форме отклонения в способности говорить у пациента, врач (или логопед) может дать прогноз относительно возможности дальнейшей коммуникации в обществе. Дизартрия у детей – это форма нарушения речи, которая возникает из-за патологической иннервации мышц лица и гортани, участвующих в формировании звуков. Дизартрия проявляется в виде неправильного произношения.

Такую патологию принято относить к формам общего недоразвития речи (ОНР), которые наблюдаются у детей с нормальным слухом и интеллектом.

Причины возникновения такого нарушения речи

Основные причины развития дизартрии у детей любого возраста следующие:

  1. Инфекции плода во время беременности женщины. Если инфекционный возбудитель заболевания поразил ЦНС в зоне нахождения ядер, контролирующих мускулатуру рта, гортани и языка, с большой долей вероятности функция таких мышц у ребенка будет снижена, что отразится на артикуляции речи в будущем.
  2. Токсикоз при беременности, который ведет не только к явлениям интоксикации матери, но и к нарушению метаболизма у плода и, соответственно, к нарушениям в его нервной системе.
  3. Травма плода при родах может приводить как к непосредственному повреждению структур трахеи и гортани, так и к нарушению функции периферических нервов.
  4. Инфекционные заболевания, которые осложнились воспалением оболочек (менингитом) или ткани головного мозга (энцефалитом).
  5. Ишемия и дистресс плода. Эти состояния ведут к гипоксическому повреждению клеток головного и спинного мозга, а также периферических нервов.
  6. Пороки и аномалии развития, связанные с неправильным формированием ЦНС. В результате их неблагоприятного воздействия на фоне неповрежденной коры мозга, которая определяет базовые свойства высшей нервной деятельности (интеллект, память и др.), могут наблюдаться нарушения в ядрах черепных нервов, иннервирующих мускулатуру лица и гортани.
  7. Наследственные или генетические заболевания и синдромы.

Детализирующая беседа с врачом, выявляющая особенности внутриутробного развития плода, протекания беременности и грудного периода жизни ребенка, способна указать на возможную причину развития дизартрии.

Часто такие формы нарушения речи обнаруживаются педагогами в детских садах в возрасте 4-5 лет, а также при начале обучения в школе при достижении ребенком 6 лет.

Классификация дизартрии у детей

По месту локализации повреждения в нервной системе, обуславливающего дизартрию, принято выделять следующие формы такого нарушения речи у ребенка:

  • Корковая форма. При ней на фоне нарушений коры головного мозга в областях, ответственных за устную и письменную речь, у детей возникают трудности в произношении длинных слов и предложений. Звуки и слоги он воспроизводит четко и хорошо, однако при усложнении речевых конструкций возникают заминки, заикание и т.д.
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется невозможностью осуществить мелкие произвольные артикуляционные движения языком, губами, мышцами гортани. Тем не менее, непроизвольные и рефлекторные движения сохраняются и воспроизводятся в полном объеме без нарушений. Патологии со стороны коры мозга не наблюдается – ребенок нормально учится и осваивает устную и письменную речь, осознает собственные дефекты произношения.
  • Бульбарная форма дизартрии возникает на фоне полного отсутствия иннервации мышц языка, лица и гортани. Голос таких малышей отличается ярко выраженной гнусавостью с нечетким и очень невнятным произношением.
  • Подкорковые нарушения могут проявляться в изменении темпа и интонационной окраски речи. Особенно четко это проявляется при волнении ребенка. Часто такая форма может сопровождаться и снижением остроты слуха, что еще больше усугубляет речевые дефекты.

Врач или логопед составляет план индивидуальной работы по лечению и коррекции рассматриваемой формы нарушения речи. Он базируется на определении уровня неврологического поражения и степени тяжести дизартрии.

Для практической работы с ребенком, применяется следующая классификация, учитывающая степень речевых отклонений:

  1. Легкая дизартрия (более распространенный термин – «стертая» форма). Отмечается разговор «в нос», нечеткая или смазанная речь.
  2. Дизартрия средней степени – сохраняется произношение и артикуляция некоторых звуков и работы мышц, отвечающих за речь.
  3. Тяжелая степень дизартрии – полное отсутствие речи с сопутствующей атрофией мышц языка и гортани.

Симптомы патологии

Часто детским врачам или логопедам приходится сталкиваться с вопросом родителей, что это у ребенка с речью и как быстро это вылечить. Важно отметить, что при наличии подобных явлений требуется произвести не только обследование различных отделов нервной системы, но и выяснить все обстоятельства развития такого нарушения речи. Для дизартрии характерны следующие признаки:

  • Нарушения произношения гласных и согласных звуков, их извращение и смешение при разговоре.
  • Снижение или повышение тонуса мышц языка, губ и гортани. Наблюдается резкая смена тонуса мышечных групп в покое (чаще всего они атоничны) и в момент разговора (спастичны).
  • Непроизвольные движения губ и языка или их тремор.
  • Изменение голоса, его интонации и тембра при разговоре. За счет того, что сила мышц быстро истощается, разговор, продолжающийся длительное время, становится тихим.
  • Нарушение сосания, жевания и глотания пищи.
  • Часто отмечаются нарушения со стороны поведения малыша, способность и желание его к обучению крайне снижены.

Психолого-педагогическая характеристика таких детей характеризуется тем, что они понимают собственные речевые проблемы. Однако, к сожалению, желание их преодолеть снижено. Такие дети не хотят обучаться в школе и познавать новую информацию.

Схема обследования пациента с дизартрией всегда включает консультацию детского невропатолога, проведение МРТ и КТ головного мозга, осмотр отоларинголога и оценку остроты слуха.

Стертый вариант дизартрии

Стертая форма дизартрии считается легкой степенью указанной патологии. Она является самой часто встречаемой разновидностью данной патологии. Параллельно с речевыми проблемами наблюдается нарушение действий, требующих участия развитой мелкой моторики (она страдает у таких детей). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у ребенка с дизартрией даже легкой степени требует помощи логопеда и грамотно составленной педагогической программы обучения. Именно от того, насколько правильно будет развиваться такой малыш, зависит его последующая адаптация в обществе.

Стертая дизартрия, к сожалению, довольно часто становится причиной обучения на дому и, соответственно, ограниченности малыша в контактах с ровесниками. Нередко именно это и не мотивирует таких детей тренировать собственную речь – они останавливаются на том этапе обучения, который позволяет им получать желаемое от родителей и знакомых.

Прогноз и лечение стертой дизартрии у детей относительно благоприятный, но при условии адекватной, своевременно начатой логопедической и педагогической помощи.

Лечение и профилактика патологии у детей

Коррекция и лечение дизартрии требуют проведения следующих мероприятий:

  1. Подбор медикаментозной терапии с учетом диагностированной неврологической патологии.
  2. Разработка логопедами и педагогами специальной программы, по которой занимается ребенок.
  3. Массаж при дизартрии и другие физиотерапевтические процедуры позволяют укрепить мышцы речевого аппарата ребенка.
  4. Семейное воспитание таких детей должно строиться на принципах необходимости обучения ребенка и выработки уважительного отношения со стороны сверстников.
  5. Лечение в домашних условиях должно проводиться только под наблюдением специалистов. Никакие программы, найденные самостоятельно в сети, не могут гарантировать улучшения речи у детей с такой патологией.
  6. Коррекция дизартрии у детей дошкольного возраста должна начинаться как можно раньше и активно. Именно длительный период занятий практически с раннего возраста позволяет достигнуть хорошего результата.

Дизартрия у детей, лечение которой начато в 5 лет и старше, часто не позволяет добиться желаемых результатов, т.к. драгоценное время упущено.

Следствием недостаточного снабжения нервами речевого аппарата, к которому приводит поражение подкорковых и заднелобных отделов мозга, является нарушение произношения, называемое в медицине дизартрией. Это расстройство речи свойственно и взрослым, и детям, причем у вторых приводит как к нарушению звукопроизношения, так и к проблемам с последующим обучением чтению и письму.

Помочь справиться с дизартрией у детей может врач-логопед, а распознать заболевание довольно просто по следующим признакам:

  • Речь ребенка смазанная и глухая;
  • Зачастую произношению звуков и слов присущ носовой оттенок;
  • Создается впечатление, будто малыш говорит с «набитым ртом».

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей, также как и дисфония и дисфагия, являются признаками бульбарного или псевдобульбарного паралича.

Формы дизартрии у детей

В зависимости от места поражения мозга, выделяют следующие формы дизартрии у детей и взрослых:

  • Корковая – возникает вследствие поражения тех отделов коры головного мозга, которые связаны с функцией артикуляционных мышц. Ее отличием от других видов дизартрии у взрослых и детей является сохранение правильной структуры слов, сопровождаемое расстройством произношения слогов;
  • Бульбарная – является следствием периферического пареза и паралича артикуляционных мышц, обусловленных поражением подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов и их ядер. Сопровождается расстройствами глотания;
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей – предпосылкой для возникновения расстройства являются поражения двигательных корково-ядерных путей, из-за чего развивается центральный паралич мышц, связь которых с ЦНС обеспечивают блуждающие, языкоглоточные и подъязычные нервы. Проявлением расстройства является монотонность речи ребенка;
  • Экстрапирамидная – может быть обусловлена как поражением подкорковых узлов, так и их нервных связей. Характеризуется расстройство невнятной смазанной речью с носовым оттенком и резко нарушенной просодикой, темпом и интонационно-мелодической структурой произношения;
  • Паркинсоническая – является видом экстрапирамидной дизартрии у взрослых и детей с болезнью Паркинсона. Проявляется расстройство невыразительной, с нарушением модуляции голоса, замедленной речью;
  • Мозжечковая – предпосылкой для возникновения этой формы дизартрии у детей могут быть как поражения мозжечка, так и его проводящих путей. Распознать данное расстройство у ребенка можно по растянутой, с меняющейся громкостью и нарушением модуляции скандированной речи;
  • Холодовая – проявляется при понижении температуры воздуха в помещении, либо при произношении слов на холоде, в виде затруднения артикуляции;
  • Стёртая дизартрия у детей – является нарушением произношения шипящих и свистящих звуков, как при боковом сигматизме.

Диагностика дизартрии у детей

Для того чтобы поставить правильный диагноз, ребенка необходимо отвести на прием к психологу, невропатологу и логопеду. Также необходимо провести ряд процедур для получения общей картины заболевания, а именно:

  • Электрофизиологические исследования (электронейрографию, электроэнцефалографию и электромиографию);
  • Транскраниальную магнитную стимуляцию;
  • МРТ головного мозга.

Логопед, при постановке диагноза дизартрии у детей, проводит тщательное обследование, в которое включается оценка имеющихся неречевых и речевых нарушений. Во время оценки неречевых симптомов врач определяет состояние речевой и мимической мускулатуры, изучает строение артикуляционного аппарата, характер дыхания ребенка и объем артикуляционных движений. Особое значение при постановке диагноза играет анамнез речевого развития. При диагностике устной речи логопед обращает внимание на:

  • Произносительную сторону речи – ритм, темп, просодику, звукопроизношение и разборчивость речи;
  • Синхронность голосообразования, дыхания и артикуляции;
  • Фонематическое восприятие ребенка, а также уровень развития лексико-грамматического строя речи.

Диагностика письменной речи при дизартрии у детей включает в себя выполнение ребенком различных заданий, таких как письмо под диктовку, списывание отрывков с книг, чтение вслух, а также проверку осмысления ребенком прочитанного материала.

Помимо посещения невропатолога и логопеда, при диагностике дизартрии у детей, также требуется осмотр психолога, который проведет исследование на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Важно знать, что стёртая дизартрия у детей диагностируется после достижения ребенком возраста 5 лет. Это обусловлено тем, что даже у абсолютно здоровых детей в более раннем возрасте могут встречаться схожие с легкой (стёртой) дизартрией проявления, которые о наличии нарушения не свидетельствуют.

Лечение дизартрии у детей

В случаях, когда в медицинском учреждении подтверждается диагноз дизартрия, ребенку требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Параллельно с медикаментозным лечением и лечебной физкультурой, проводится логопедическая коррекция.

При лечении дизартрии у детей врач-логопед во время сеансов особое значение отводит развитию всех сторон речи ребенка – построению грамматического строя и фонетического слуха, а также пополнению словарного запаса, чтобы малыш не столкнулся с трудностями в процессе обучения в школе.

Дизартрия у детей и взрослых является распространенным нарушением, которое при своевременном выявлении поддается лечению и коррекции. В отличие от взрослых, у ребенка дизартрия сопровождается распадом речевой системы, ему сложно учиться письму и чтению, из-за чего возникают последующие трудности во время обучения в школе. Большое значение играет посещение логопеда, который после постановки точного диагноза сможет помочь исправить это нарушение, чтобы в дальнейшем жизнь ребенка была нормальной.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Знаете ли вы, что:

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.

Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.

Если улыбаться всего два раза в день – можно понизить кровяное давление и снизить риск возникновения инфарктов и инсультов.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Самая высокая температура тела была зафиксирована у Уилли Джонса (США), который поступил в больницу с температурой 46,5°C.

Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

Некоторые аспекты возможной терапии остроконечных кондилом. Гах Д.В.

В последние годы прослеживается постоянное увеличение количества людей, страдающих остроконечными кондиломами. Несмотря на то, что данная патология встречается …

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи. Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение. Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация голосовых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

перейти наверх

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, голосовые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении. Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

перейти наверх

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

перейти наверх

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

перейти наверх

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.