Задержка развития речи у ребенка


Развиваясь, ребенок начинает издавать разные звуки. По мере роста они становятся похожими на слоги и со временем переходят в слова. Длительность в речевом развитии детей различна. Кто-то начинает «агукать» уже в шесть месяцев, а кто-то до 2 лет не издает, кроме плача, ни звука. Если у ребенка наблюдается отставание от речевых норм – это повод начать беспокоиться, так как есть вероятность возникновения такого заболевания, как задержка речевого развития. Сущность этого заболевания и признаки его проявления должны знать все мамы и папы. Чем раньше оно будет выявлено, тем эффективнее пройдет лечение.

Отставание в развитии речи определяется у детей к трем годам. Оно характеризуется отсутствием речевых звуков к одному году, фрагментной речи к двум годам и связной речи к трем годам. Задержка выявляется в среднем у 3 — 10% детей. Это заболевание может негативно повлиять на развитие психики, памяти, воображения, мышления, внимания и формирование межличностных отношений малыша. Поэтому родители, у чьих чад оно выявлено, должны обратиться за консультацией к педиатру.

Причины возникновения заболевания

Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:

  • осложненная беременность;
  • патологии плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы при родах;
  • недоношенность либо переношенность;
  • высокое внутричерепное давление у новорожденного;
  • наследственность;
  • физические увечья;
  • задержка развития головного мозга;
  • патологии слухового аппарата;
  • плохое развитие мышц лица;
  • медленное развитие нервной системы.

С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.

Характерные симптомы

Помочь ребенку смогут также и специальные игры.

Наличие задержки в речевом развитии могут определить и родители, так как именно они постоянно находятся с детьми и следят за тем, какие звуки они произносят. Для этого необходимо ознакомиться с основными возрастными нормами:

  • 2 — 4 месяца. Ребенок начинает издавать отдельные звуки, гласные звуки с задержкой («у-у-у», «о-о-о», «а-а-а», «э-э-э») и потом гулить (плавный переход одного звука в другой, например, «а-а-э-э-о-о», «а-а-у-у-э-э»). При этом ребенок реагирует на обращение взрослых – улыбается, плачет, агукает;
  • 5 — 8 месяцев. В этот период у ребенка наблюдается звучное гуление, к гласным звукам начинают добавляться согласные и появляться определенные слоги. Ребенок совершенствует произвольный лепет, совмещает гласные и согласные, а также ведет со взрослыми своеобразный диалог, при этом прислушиваясь время от времени к их произношению. Не исключено, что в этот период ребенок может целенаправленно произносить слоги, например, попросить что-либо;
  • 9 — 12 месяцев. Ближе к году ребенок пытается делать сочетания звуков, например, «ма-ма-ма», «ня-ня-ня», «па-па-па»;
  • 1 — 1,5 года. На данном этапе наблюдается реакция на собственное имя и имена близких, а также слова, обозначающие окружающие предметы;
  • 1,5 — 2 года. Ребенок уже может выговаривать простые словосочетания и предложения, просьбы («хочу пить», «дай игрушку»);
  • 2 — 3 года. В этом возрасте можно услышать небольшие предложения, четко и без дефектов произнесенные слова.

Зная такие нормы, можно самостоятельно определить, отстает малыш в развитии речи либо нет. Если имеются определенные отклонения до 3 лет, нужно обратиться к педиатру. Он точно определит, стоит ли беспокоиться о речевой задержке и даст необходимые рекомендации.

Кстати, симптомы гиперактивности у ребенка: ненормально повышенная физическая активность, рассеянность, неусидчивость, импульсивность и плохая память, более подробнее — читайте в соответствующей статье.

Домашние средства от испуга ребенка, которые доказали свою эффективность- травы, настойки и сборы. Ну и конечно психологическая работа с ребенком.

Как диагностировать задержку?

Для диагностирования задержки развития речи могут потребоваться консультации с неврологом, отоларингологом, психиатром, логопедом, психологом и дефектологом. При обнаружении возможных признаков заболевания необходимо сперва обратиться к педиатру. Врач проанализирует соматический статус, определит возможные отклонения в речевом развитии и направит к необходимому специалисту.

Невролог определяет микроорганические поражения мозга. При этом проводятся ЭХО-ЭГ, ЭЭН, сканирование артерий мозга. Отоларинголог назначает обследования для определения наличия отита, тугоухости и аденоидов.

Логопед делает анализ анамнестических сведений, формирования моторики ребенка, речевого и слухового аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей до 12 месяцев определяется голосовая и доречевая активность. После 1 года специалист выясняет время появления слов, объем словаря, активность речи, а также фрагментную и связную речь.

Полный анализ снижения активности становления речи состоит из следующих обследований:

  • определение моторики лицевых мышц для выявления неспособности совершать движения языком;
  • оценка слуха ребенка и определение возможных проблем. Обследование проводит сурдолог;
  • тестирование. Проводятся тесты по шкале Гриффитс, шкале Бейли, по шкале раннего речевого развития и денверский тест;
  • беседа с родителями по методике Комаровского о задержке с целью определения, какие методы они используют для общения с ребенком;
  • определение уровня осознания и воспроизведения звуков;
  • определение стимуляции формирования речи. Проводится анализ информации о домашнем воспитании и окружении;
  • может потребоваться обследование деятельности головного мозга. Для этого проводятся ЭКГ, МРТ и ЭХО-ЭГ.

Лечение заболевания

Если задержка речевого развития выявляется у малыша своевременно, заболевание быстро и легко вылечивается. Многие мамы и папы полагают, что если дефектолог проведет курс по нормализации произношения звуков, этого будет достаточно. Это совершенно неправильно. Исправление формирования речи предполагает комплексное лечение:

  • медикаментозная терапия. Ребенку могут быть назначены медицинские препараты («Ноотропил», «Нейромультивин», «Лекцитин», «Когитум», «Кортексин», «Актовегин») для стимуляции кровообращения мозга и улучшения его интегративной функции. Лекарственные средства назначаются исключительно врачом. Самолечение задержки исключается;
  • лечебная терапия. Участки мозга, отвечающие за активность произношения, умственные возможности, словарный запас и дикцию, подвергают воздействию тока небольшой силы. Такая процедура позволяет активизировать их деятельность, стимулировать речевое развитие и познавательные процессы;
  • альтернативная терапия. В отдельных случаях доктор может назначить дельфинотерапию и иппотерапию;
  • коррекция дефектолога. При использовании наглядных, практических и технических средств реабилитации, постоянных игровых упражнений исправляются негативные тенденции речевого созревания, предупреждаются второстепенные отклонения;
  • логопедический массаж. Проводится массаж определенных участков языка, щек, губ, а также рук и ушей. В исключительных случаях назначается массаж Приходько, Краузе, Новиковой;
  • домашние занятия. Кроме лечебных мероприятий, рекомендуется и дома заниматься с ребенком, например, различными упражнениями для укрепления языка, мышц лица, слухового аппарата. Это могут быть различные звуковые подражания, песни, сказки, упражнения для мышц лица и моторики рук и другие. Занятия с ребенком должны носить регулярный характер.

Какие могут быть последствия?

Несвоевременное лечение либо его отсутствие могут привести к следующим последствиям:

  • большому отставанию интеллектуального и психического развития от сверстников;
  • трудностям с посещением образовательных учреждений. Обычно детям с неразвитой речью показана вспомогательная школа.

В заключение

Если вы заметили, что ваш ребенок плохо разговаривает, в то время, как его сверстники уже могут выговаривать небольшие предложения, стоит обратиться за помощью к специалистам. Очень важно установить причину задержки. В противном случае провоцирующий фактор не будет устранен, и лечение ребенка не даст положительных результатов. При обнаружении признаков задержки становления речи необходимо пройти комплексное обследование, чтобы определить точный диагноз.

Заболевание легче предупредить, чем заниматься его лечением и использовать дорогостоящие медицинские препараты. Поэтому родителям необходимо чаще общаться со своим чадом. Ребенок, растущий в атмосфере любящего родительского внимания, редко испытывает сложности с развитием речи.

Советуем к прочтению: .

Содержание

Развитие речи детей 

Причины задержки развития речи у детей

На что необходимо обращать внимание?

Диагноз ЗРР

Лечение задержки речевого развития у детей

Если вашему ребенку поставили диагноз «Задержка речевого развития», не спешите впадать в панику. Вполне возможно, что все не так страшно, и это нарушение удастся устранить без каких-либо серьезных последствий для общего развития ребенка. Главное в этом вопросе вовремя поставить диагноз и найти причину задержки развития речи. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Развитие речи детей

Речь формируется в первые годы жизни ребёнка и является тонким психологическим процессом.

Формирование речи происходит индивидуально и может зависеть от следующих факторов:

  • от пола ребёнка (обычно мальчики начинают разговаривать позже девочек),
  • от социальной среды,
  • от психологического контакта с родителями,
  • от функционирования головного мозга,
  • от физиологического развития и некоторых других факторов.

Родителям необходимо следить за формированием речи ребёнка, работать с ним над произношением звуков, слогов, слов. Занятия помогут сформировать у ребёнка потребность в речевом развитии.

Задержкой речевого развития (ЗРР) называют отставание в развитии речи ребёнка от возрастной нормы до четырёх лет. Ребёнок овладевает речевым навыком так же, как и другие, но со значительным сдвигом возрастных рамок.

Логопеды, дефектологи, психологи, неврологи считают, что от речевого развития зависит и развитие психологическое, развитие познавательных процессов ребёнка (мышления, памяти, внимания, воображения).

Что считать задержкой речи у ребенка?

Причины задержки развития речи у детей

Существуют четыре основные причины задержки речевого развития у детей:

  1. Невостребованность речи (родители уделяют не достаточно внимания общению с малышом: мало разговаривают с ним или наоборот не дают возможности высказаться).
  2. Медленное созревание нервных клеток в головном мозге, отвечающих за речь (влияние на это оказывает в основном генетическая предрасположенность).
  3. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы, инфекционные заболевания).
  4. Нарушение слуха (если ребёнок плохо слышит, то могут возникнуть проблемы с правильностью произношения слов).

На что необходимо обращать внимание?

Существуют определенные нормы речевого развития детей, о которых должны знать родители, чтобы постоянно контролировать уровень развития речи своих чад:

  • К 8 месяцам малыш должен произносить разные звуки: а-а-а, м-м-м и т.д. Если этого не происходит, необходимо обратиться к невропатологу.
  • Понимать обозначения некоторых слов малыш должен начинать к 10-14 месяцам, например, оборачиваться, услышав, что к нему обращаются.
  • В 14-18 месяцев малыш должен уметь определять и показывать предметы (например, по картинкам) на заданный вопрос: «Где носик?», «Где котик?» и т.д. Также он должен откликаться на простейшие просьбы взрослого и исполнять их: «Принеси кубик», «Подними мячик и дай мне».
  • В 2-3 года ребёнок уже должен не только произносить отдельные слова, но и формировать простые фразы: «Мама дай», «Папа на».
  • В 3-4 года малышу должно быть посильно построение предложения из подлежащего, сказуемого и дополнения: «Мама ушла в магазин». Следует насторожиться, если ребёнок в возрасте четырёх лет неверно произносит звуки или не может построить предложение.

Диагноз ЗРР

Только к 3-4 годам, когда речь уже должна быть хорошо развита, можно диагностировать задержку речевого развития. Диагноз ЗРР может быть поставлен только на основании комплексного обследования и заключения специалистов (логопеда, психолога, невропатолога).

Лечение задержки речевого развития у детей

Прежде чем назначить лечение, необходимо установить причину задержки речевого развития.

Если проблема психологического характера (потребность в речи по тем или иным причинам отсутствует), то ребенку необходимы занятия, дополнительно стимулирующие речь. Родителям необходимо уделять больше внимания ребёнку. Также необходимо посещать занятия у логопеда и логопеда-дефектолога.

Если проблема неврологического характера и задержка речи вызвана мозговыми дисфункциями, то врач-невропатолог назначит лекарственные препараты, помогающие улучшить кровообращение мозга и его интегративную функцию. Также ребёнку может быть назначена транскраниальная микрополяризация – это, когда участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию электрического тока слабой силы (в десять раз меньше чем при электрофорезе). Эта процедура способствует активизации деятельности участков мозга, отвечающих за нормальное развитие речи, также она способствует развитию познавательных процессов (внимания и памяти).

Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка задержка развития речи, не откладывайте визит к специалистам, консультация развеет ваши сомнения, либо специалист подскажет вам, как действовать в сложившейся ситуации. Своевременное лечение ЗРР поможет вашему малышу успешно догнать сверстников, правильно произносить звуки и слова, строить предложения, предотвратит появление комплекса неполноценности.

Современное лечение задержки речевого развития у детей

Развитие речи ребенка можно отнести к проблеме, которая больше всего волнует родителей. На практике переживания родителей выглядят по-разному. Первый тип пап и мам начинает волноваться, когда кроха в 2 года не может произнести развернутую фразу. А другой тип родителей долго не замечает патологии в развитии речи малыша. Второй тип родителей только после слов врача начинает заниматься с ребеночком.

Часто бывает, что время упущено и крохе будет трудно адаптироваться к общественной жизни. Зрр у малыша может быть спровоцирована из-за биологических и социальных факторов. Если верить логопеду, неврологу, психологу и дефектологу, то проблема на самом деле серьёзная, потому что отставание приводит к плохому умственному развитию и затрудненной адаптации в обществе. По статистике врачей, патология у малышей образуется примерно в 10% случаев. Если верить статистике, то мальчики страдают этой проблемой чаще, чем девочки.

Проблема заключается в следующем:

  1. Малыш не может произнести звуки.
  2. Не проговаривает слова.
  3. В 4 года не может разговаривать полноценными предложениями.
  4. Очень часто задержка речи и отсталое психическое развитие формируется совместно.
  5. Проблема заключается в непонимании малышом слов собеседника.

Малыш не может воспринимать звуки, у него не происходит общение простыми словами, которые характерны для его возрастной группы.

Этиология и патогенез

Эта проблема на сегодняшний день до конца не изучена. Про ззр можно сказать, что проблему условно можно разделить на две категории:

  • Первая причина заключается в нарушенном внутриутробном развитии. На этом фоне у малыша развивается отставание речи. Но также может наблюдаться психологическое отставание. За первый год жизни малыша его нервная система очень неустойчива. Именно это считается косвенной причиной дисфункции психических и двигательных функций. На ранней стадии развития у крохи наблюдаются следующие проблемы: малыш начинает поздно садиться, поздно ползать, не может издавать звуки, не реагирует на слова мамы и не откликается на свое имя.
  • Вторая причина, которая связана с развитием речи, считается провокатором психической задержки в развитии речи малыша. К предпосылкам относятся неблагоприятные ситуации в семье, испуг и многие другие факторы. А также ко второй причине можно отнести прерывание лепета у малыша.

Чем старше кроха, тем более у него заметны психологические нарушения. Малыш боится людей, не общается со сверстниками, не может сказать о своих желаниях, не хочет отвечать на вопросы и многие другие проблемы.

Когда начинаются проблемы в задержке речевого развития

Чтобы осознать, когда начались проблемы, необходимо изучить нормы, как правильно должен разговаривать кроха. Существует специальность «неонатолог», который способен по крику новорожденного определить, есть у него задержка в развитии речи или нет. Плач у малыша может быть разный по громкости звучания и тембру.

Задержка речевого развития у ребенка до 1 года

Правильное развитие малыша охарактеризовывается следующими этапами:

  • Гуление. Оно наблюдается у малыша с 1.5 до 2 месяцев.
  • Лепет. Наблюдается у ребенка от 4 до 5 месяцев. Слова, похожие на лепет, произносятся крохой от 7 до 8.5 месяцев.
  • Первые слова. У девочек они произносятся в 9–10 месяцев, мальчики начинают позже говорить. Их первые слова можно услышать в 11–12 месяцев.

О задержке речевого развития у детей говорят следующие признаки:

  1. У малыша замечена маленькая активность гуления.
  2. Недостаточно лепета.
  3. Кроха не может понять простые слова.
  4. Плач однотипный.
  5. К 4 месяцам малыш эмоционально не реагирует на слова взрослых.
  6. Кроха молчит.
  7. В 8 или 9 месяцев малыш не может произнести простые слова «мама», «папа».

Развитие малыша от 1 до 1.5 года

Этой возрастной группе присущи слова в количестве 10 штук, сюда включены: папа, мама, баба и так далее. В пассивном словаре насчитывается около 200 слов. Сюда включены название действий и обыкновенных предметов.

В этом возрасте о патологии сигнализируют следующие признаки:

  1. Малыш не может повторить слова.
  2. У крохи полностью отсутствует реакция на речь и звук маминого голоса.
  3. Кроха не может выполнить простые просьбы. Например, «иди сюда» или «садись».
  4. Малыш плохо пережевывает пищу.

Развитие речи у детей до 2 лет

Возрастные категории детей от 1.6 до 1.8 лет характеризуются лексическим взрывом. Те слова, которые находились в пассивном словаре ребенка, очень резко становятся активными. У некоторых детей этот период замечен в 2 года. Если ребенок развивается нормально, то у него замечается неожиданный переход к активной речи. К двум годам ребенок должен составлять простые предложения из двух слов.

Патология задержки речевого развития ребенка в 2 года:

  1. Малыш отказывается выполнять простейшую просьбу.
  2. Не может повторить простые слова.
  3. Ребёнком произносится только некоторое количество слов. Но их недостаточно, если идет речь о полноценном развитии малыша.

Задержка речевого развития у детей в 3 года

К 3 годам ребенок должен произносить предложения, которые состоят из 4 или 5 слов. Зрр у малышей 3 лет характеризуется:

  1. Ребёнок не может назвать части тела и окружающие его предметы.
  2. Малыш не может указать на предмет.
  3. Не может составлять элементарные фразы, которые включают в себя 2 слова.

Зрр у крохи в 4 года

В это время ребенок начинает осваивать грамматические формы. В этом возрасте малыш должен уметь сформировать предложение в зависимости от числа и падежа. Ребёнок должен уметь произносить целое предложение. В его речи используются наречия, местоимения и прилагательные. Зрр у крохи в 4 года характеризуется следующими признаками:

  1. Малыш очень много говорит.
  2. У него быстрая речь, но в то же время она непонятная и слова сильно растягиваются.
  3. Ребёнок не может построить простые предложения, состоящие из дополнения, сказуемого и подлежащего.
  4. Малыш не может сформировать свои желания. Им не воспринимается объяснение взрослого человека.
  5. Окончания слов проглатываются.
  6. У ребенка постоянно приоткрыт рот и у него повышенное слюноотделение.
  7. Он не может построить самостоятельное предложение, а повторяет слова за взрослыми.
  8. Ребёнок может произнести только фразы из мультфильма или книжки.

Зрр у малыша в 5 лет

Если у ребёнка замечены симптомы задержки речи в 5 лет, то тут следует говорить о патологии. До достижения 4 лет малыш осваивает мир. В коммуникативные связи он не вступает. Начиная с 5 лет, ребенком усваивается информация от общения с другими детьми и взрослыми. Если ребенок мало общается, то происходит торможение психического развития. Очень часто у крохи в 5 лет подтверждаются отклонения в психологическом развитии.

Как заверяют специалисты, симптомы речевого и психического развития находятся рядом и они взаимосвязаны. Дети, у которых обнаружена патология, начинают поздно держать голову, поздно садиться и поздно ходить. При движении такие дети проявляют неловкость, часто травмируются, падают или налетают на предметы.

Какие последствия у патологии

Ребёнок с патологией, не получающий нужного лечения, отстаёт в развитии от своих сверстников. Для таких детей существуют специальные коррекционные школы. Там дети занимаются по специальной программе. Если у ребенка с патологией произошла умственная перегрузка или ему была сделана прививка, то у него обостряется состояние. У ребенка наблюдается много симптомов:

  1. Истерика.
  2. Понижение памяти.
  3. Нарушение сна.
  4. Головная боль.
  5. Кровотечение из носа.
  6. Агрессия.
  7. Отвлекаемость.

Диагностирование патологии

Многие родители думают, что если у малыша замечено отставание в развитии речи, то им следует обратиться к логопеду. Это наиболее распространённое заблуждение. Логопед всего лишь помогает малышу правильно произносить слова. Такое лечение помогает только в сознательном возрасте начиная от 5 лет. Коррекционная работа с малышом начинается в возрасте 5 лет. Если у крохи замечена патология речи, его осматривает группа следующих специалистов:

  1. Логопед.
  2. Психиатр.
  3. Психолог.
  4. Отоларинголог.
  5. Детский невролог и педиатр.

Неврологический осмотр направлен на выяснение причины поражения головного мозга. Сюда включаются следующие обследования:

  1. Эхо-ЭГ.
  2. МРТ.
  3. ЭЭГ.

После консультирования с отоларингологом могут быть выявлены болезни аденоидов, тугоухости или хронического отита.

Как лечить ребёнка с задержкой развития речи

Когда следует начинать коррекционную работу? По словам специалистов, лечение должно начинаться как можно раньше. Лечение малыша невропатологом начинается от 1 года. Дефектолог начинает работу с детьми, которые старше 2 лет. Работа дефектолога направлена на развитие у малыша внимания, памяти, моторики и мышления. Специалисты по речевому развитию и корректировке начинают свою работу с крохой с 2 лет.

Работа логопеда заключается в постановке речи крохи, чтобы он правильно произносил звуки. Логопед учит малыша уметь строить предложения и пересказывать текст. Работа логопеда начинается с детьми от 4 лет.

Медикаментозная терапия

Лечение назначается детским неврологом после обследования малыша. Если обнаружена патология развития речи, то могут быть назначены следующие медикаменты:

  1. Ноотропные продукты. Эти медикаменты используются в качестве строительного материала для питания головного мозга. К этой группе можно отнести следующие медикаменты: Лецитин, Нейромультивит, Кортексин, Актовегин.
  2. Ко второй группе относятся медикаменты, которые стимулируют функционирование зон речи. К этой группе можно отнести лечение медикаментом Когитум.

Работа дефектолога с ребенком

Терапия лекарствами оказывается неэффективной, если ее не сочетать с работой дефектолога. В медицинских центрах, которые работают с детьми, отстающими в речевом развитии, имеется ряд программ, направленных на корректировку речи. Занимаясь по этой программе, малыш сможет:

  1. Преодолеть трудности в общении с другими детьми.
  2. Устранить проблемы речевого торможения.
  3. Устранить отрицательные факторы развития.

При работе с детьми применяются реабилитационные, технические и наглядные материалы. Для каждого крохи разрабатывается специальный план, который реализуется в процессе игры.

Чем могут помочь родители

Не стоит надеяться только на работу специалистов. Родители со своим крохой должны проводить активные занятия. Необходимо проводить развитие ручной моторики. Центры, которые отвечают за формирование артикуляционной и ручной моторики, располагаются рядом. Когда развивается моторика рук, то происходит формирование речи.

Для игр с малышом нужно использовать конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаику и кубики. Ребенку необходимо давать играть с пирамидками, мячиками и игрушками-шнуровками. Кроху нужно обучать завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Очень полезно дать порисовать пальчиковыми красками, полезны занятия с пластилином.

Для развития речи необходимо делать малышу массаж. Если замечено психофизическое отклонение, то такая процедура для него принесет много пользы. Массаж необходимо проводить до младшего школьного возраста.

С малышом нужно почаще играть в подвижные игры. Специалисты советуют в игре применять метод логоритмики. Играя с родителями, малыш учится лучше ориентироваться в пространстве. Нужно подбирать такие игры, которые научат ребенка ритмично двигаться. Темп игры должен периодически изменяться. Особенную пользу принесут игры, которые направлены на развитие речи.

Лечение музыкой — это увлекательная игра, которая происходит по принципу:

  • Угадай, что прозвучало?
  • Узнай голос?
  • Назови инструмент?

Игры с музыкой направлены на развитие внимания, на усвоение ритма, на сосредоточивание. Как только родители у своего малыша заметили отставание в речевом развитии, необходимо обратиться к специалистам за помощью. По статистике, если с малышом начать заниматься в раннем возрасте, то только к 6 годам кроха не будет отличаться от сверстников.

Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается.

Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.

Нормы развития речи у ребенка

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей — вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.

Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

Становление речи в первый год жизни

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления. С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова. Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

Развитие речи от года до трех лет

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их.

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Причины отклонения

Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
  • Родовые травмы.
  • Травмы головы в раннем возрасте.
  • Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
  • Проблемы со слухом.
  • Ограниченное общение взрослого с ребенком.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.

Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.

Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом.

Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им. Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь. Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.

Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержка

До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему. Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

Задержка развития речи у малышей до пяти лет

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Признаки проблемы

Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:

  1. Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
  2. Отсутствие лепета до 9 месяцев.
  3. Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
  4. Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
  5. Словарный запас не расширяется к двум годам.
  6. Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
  7. Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
  8. Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
  9. Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
  10. Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.

Задержка речевого развития — когда нужно бить тревогу?

Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи — сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту.

Методы терапии и коррекции

Методы лечения задержки развития речи:

  • Медикаментозный.
  • Занятия со специалистами.

Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.

Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития

Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:

  • Логопед.
  • Дефектолог.
  • Невролог.
  • Сурдолог.
  • Психолог.

Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу. Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию.

Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов — устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками.

Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи.

Сурдолог — это врач, помогающий в лечении заболевания слуха.

Профилактика

Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет — это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук — рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.

Когда ребёнок начинает говорить позже, чем в  норме, это называется задержкой речевого развития (ЗРР).  Появление речи может быть обусловлено  психоэмоциональными факторами, нарушением слуха,  аутизмом,  задержкой психического развития, в связи с  наличием детского церебрального паралича,  поражений мозга, возникших в неонатальный период, билингвизма, или  позднего созревания ребёнка.

Речь это двигательный акт, который направлен на  реализацию вербальных реакций при помощи артикуляционного аппарата.  Язык же это  символьная система  отношений нескольких индивидов друг с другом. Обычно человек мыслит символами, а не  английским, русским, немецким или другими языками. Чтобы  эта символьная реакция была реализована в язык проходят  сложнейшие процессы в головном мозге. Полноценная речь возможна тогда, когда есть:

  • Зрение. Малыш с самых первых дней должен видеть, как говорят его родители. Затем он будет повторять эти движения;
  • Слух. Ребёнок будет говорить только в том случае, если он слышит собственный голос;
  • Зрелая центральная нервная система и  достаточно развитые сенсорные  и моторные проводящие пути;
  • Анатомически здоровая мускулатура дыхательной  системы, лица, языка, неба;
  • Правильная анатомия челюстно-лицевой области.

Первоначально  проблемы с нарушением речи выявляются в первичном  медицинском звене – на приёме у педиатра. Если такая проблема присутствует у ребёнка, она может негативно сказаться и  на его общем психическом, эмоциональном и социальном развитии.

Симптомы психической патологии проявляются:

  • Нарушением  формирования двигательных реакций;
  •  Изменением тонуса мускулатуры;
  • Отсутствием фиксации взора и т.д.;

Наиболее благоприятны перспективы лечения, если эти изменения выявлены в ранние сроки.

Развитие речевых навыков: этапы

Внимательный взгляд и попытки  повторить артикуляцию взрослого  у ребёнка уже можно уловить на  1-2 неделе жизни.  В 1,5 месяца начинается первое гуление, которое вначале состоит только из гласных, а  спустя 1-2 месяца к ним присоединяются и согласные звуки.  К 4 месяцам  можно услышать  гуление  в виде  звучания свирели. Лепет у ребёнка начинается к 7-8 месяцам, а также  возникает произношение отдельных слогов. К концу этого этапа появляется модулированный лепет, то есть лепет с  подключением определённых интонаций.  По мере развития ещё через 1,5 месяца  ребёнок начинает говорить  короткие слова ма-ма, па-па, ба-ба. После года малыш  сопоставляет данные слова по смыслу с конкретными людьми.  К  13-15 месяцам в словарном запасе ребёнка уже есть несколько слов.  К полутора годам   можно различить звукоподражание различных окружающих звуков. Попытки  произнести  маленькие односложные фразы  возникают к  20 месяцам. К двум годам малыш уже может начать задавать вопросы, такие как «что это?». Третий год  жизни ознаменовывается  появлением слов, употребляемых в различных падежах, а также  используются  придаточные предложения. Длинные фразы и короткие монологи будут появляться  уже к 4-5 годам.

Речевое развитие детей раннего возраста в дальнейшем зависит от культурного и социального статуса семьи и занятий с ребёнком различными развивающими играми.

У мальчиков ЗРР встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В общей популяции детей цифры колеблются от 3 до 10%.

Причины ЗРР

Кратко причины были описаны ранее, однако остановимся на них более подробно:

  1. Задержка психического развития. Эта причина является наиболее часто встречающейся.  Более половины случаев  нарушения речи приходится на неё.  Чем тяжелее психическое расстройство, тем сильнее выражены нарушения речевого развития. Прогноз  неблагоприятен тогда, когда существуют тяжёлые  нарушения психики. При  этом  нарушения психики возникают вследствие генетической предрасположенности, внутриутробной инфекции, гипоксии плода из-за плацентарной недостаточности, ядерной  желтухи, менингитов и энцефалитов новорожденных;
  2. Незрелость ребёнка. Данная причина действует  при многоплодной беременности, у маловесных и недоношенных, у пациентов с пороками сердца и  оперативных вмешательствах в неонатальном периоде. Недоразвитие речи  по данной причине возникает чаще у мальчиков. Если у ребёнка нет органической патологии головного мозга, речь  подтягивается к норме  к 5-7 годам;
  3. Аутизм. Это заболевание представляет собой нарушение психоречевого развития. Мальчики страдают чаще девочек в 3-4 раза. Аутизм проявляется скудностью эмоций, снижением или невозможностью визуального контакта,  ритуальными действиями, стереотипными движениями, отсутствием контакта с окружающими. Речь односложная, скудная, бесцветная, девиантная;
  4. Элективный мутизм. Эта патология проявляется нежеланием ребёнка говорить, хотя  никаких органических структурных поврежденийре аппарата на разных уровнях нет. Этим чаще страдают девочки. Возникает электический мутизм в связи с некоей генетической аномалией развития. Разговор у детей присутствует во время игры, иногда они говорят с родителями и друзьями, но никогда не общаются в школе и с чужими;
  5. Детский церебральный паралич (ДЦП). Здесь присутствуют и психические и моторные нарушения, что способствует недоразвитию речи;
  6. Глухота. При наличии глухоты или тугоухости ребёнок дезадаптирован и социально и психологически. При этом развивается нарушение речи, психики, интеллекта и личности. Порой обнаружить снижение слуха удаётся только к 2-3 годам. Маленькие дети не могут фиксировать и отмечать это состояние самостоятельно. Для этого в сроки планового осмотра детей врач должен интересоваться нет ли подозрений со стороны родителей на снижение слуха у их ребёнка, достаточна ли реакция ребёнка  на обращение, достаточно ли он понимает  направленную к нему речь. При развитии тугоухости ребёнок может  плохо себя вести, не слушаться в школе и плохо социально адаптироваться. Из акторов высокого риска  по развитию тугоухости можно выделить глухоту и тугоухость в анамнезе семьи, аномалии шеи и головы, брак кровных родственников,  асфиксия в родах, маловесный к сроку гестации, фетальный алкогольный синдром, врождённые инфекции, бактериальный менингит;
  7. Билингвизм. Замедление речи у ребёнка может быть при   наличии в семье нескольких разговорных языков. К 5 годам  ребёнок всё же  усваивает все языки и  развивается   без задержки;
  8. Психосоциальная депривация. Недостаточное питание, плохое материальное положение вплоть до нищеты, редкие контакты с родителями, неправильная лингвистическая стимуляция – все эти моменты будут приводить к ЗРР.

Как должен поступать педиатр в случае ЗРР?

Если  есть подозрения в  задержке речи, необходимо сначала выяснить особенности семейного анамнеза, течение беременности и родов. Обязательно нужно исключить  генетические синдромы, диморфизм и хромосомные заболевания. Назначаются консультации ЛОР-врача, генетика, невролога и психолога.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей лечится комплексно несколькими специалистами после предварительного обследования. Психотерапевт обязательно должен  лечить ребёнка с элективным мутизмом. Лекарственная терапия назначается с учётом  основного заболевания.

Однако существуют лекарственные вещества, которые оказывают неспецифический эффект общего действия.

К подобным препаратам относится  церебролизин. Полипептиды, входящие в состав лекарственного средства оказывают нейротрофическое и нейропротективное  действие. Применяется  церебролизин успешно уже с 1973 года в лечении  атеросклеротических изменений сосудов головного мозга. После чего  был доказан  терапевтический эффект в отношении  улучшения когнитивных функций при инсультах. У детей церебролизин корректирует нарушения внимания, речевых и   познавательных функций. При этом клинические испытания показали, что препарат безопасен в использовании.

Также церебролизин имеет чёткие показания при травматическом повреждении головного мозга, при задержке психического развития, гиперактивности, у детей с дефицитом внимания,  при болезни Альцгеймера, в  терапии эндогенной депрессии, цереброваскулярной недостаточности.

ЗРР и ЗПМР   часто  существуют параллельно. Выжидательная тактика при  наличии данных расстройств только приведёт к ухудшению состояния ребёнка и потере драгоценного времени. Ребёнка необходимо  обследовать, выявить причину и адекватно лечить. При этом и родители и воспитателя детских садов и школ должны принимать  непосредственное участие в улучшении адаптации  данного ребёнка к социальным условиям жизни.

  • Автор: Анастасия
  • Распечатать

Шел последний год учебы в школе, а я до сих пор не могла определиться с будущей специализацией. Мне безумно нравилась профессия врача. Бабушка — тоже медик, считала, что из меня получился бы хороший доктор скорой помощи.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)