Задержка речевого развития у детей


Когда ребёнок начинает говорить позже, чем в  норме, это называется задержкой речевого развития (ЗРР).  Появление речи может быть обусловлено  психоэмоциональными факторами, нарушением слуха,  аутизмом,  задержкой психического развития, в связи с  наличием детского церебрального паралича,  поражений мозга, возникших в неонатальный период, билингвизма, или  позднего созревания ребёнка.

Речь это двигательный акт, который направлен на  реализацию вербальных реакций при помощи артикуляционного аппарата.  Язык же это  символьная система  отношений нескольких индивидов друг с другом. Обычно человек мыслит символами, а не  английским, русским, немецким или другими языками. Чтобы  эта символьная реакция была реализована в язык проходят  сложнейшие процессы в головном мозге. Полноценная речь возможна тогда, когда есть:

  • Зрение. Малыш с самых первых дней должен видеть, как говорят его родители. Затем он будет повторять эти движения;
  • Слух. Ребёнок будет говорить только в том случае, если он слышит собственный голос;
  • Зрелая центральная нервная система и  достаточно развитые сенсорные  и моторные проводящие пути;
  • Анатомически здоровая мускулатура дыхательной  системы, лица, языка, неба;
  • Правильная анатомия челюстно-лицевой области.

Первоначально  проблемы с нарушением речи выявляются в первичном  медицинском звене – на приёме у педиатра. Если такая проблема присутствует у ребёнка, она может негативно сказаться и  на его общем психическом, эмоциональном и социальном развитии.

Симптомы психической патологии проявляются:

  • Нарушением  формирования двигательных реакций;
  •  Изменением тонуса мускулатуры;
  • Отсутствием фиксации взора и т.д.;

Наиболее благоприятны перспективы лечения, если эти изменения выявлены в ранние сроки.

Развитие речевых навыков: этапы

Внимательный взгляд и попытки  повторить артикуляцию взрослого  у ребёнка уже можно уловить на  1-2 неделе жизни.  В 1,5 месяца начинается первое гуление, которое вначале состоит только из гласных, а  спустя 1-2 месяца к ним присоединяются и согласные звуки.  К 4 месяцам  можно услышать  гуление  в виде  звучания свирели. Лепет у ребёнка начинается к 7-8 месяцам, а также  возникает произношение отдельных слогов. К концу этого этапа появляется модулированный лепет, то есть лепет с  подключением определённых интонаций.  По мере развития ещё через 1,5 месяца  ребёнок начинает говорить  короткие слова ма-ма, па-па, ба-ба. После года малыш  сопоставляет данные слова по смыслу с конкретными людьми.  К  13-15 месяцам в словарном запасе ребёнка уже есть несколько слов.  К полутора годам   можно различить звукоподражание различных окружающих звуков. Попытки  произнести  маленькие односложные фразы  возникают к  20 месяцам. К двум годам малыш уже может начать задавать вопросы, такие как «что это?». Третий год  жизни ознаменовывается  появлением слов, употребляемых в различных падежах, а также  используются  придаточные предложения. Длинные фразы и короткие монологи будут появляться  уже к 4-5 годам.

Речевое развитие детей раннего возраста в дальнейшем зависит от культурного и социального статуса семьи и занятий с ребёнком различными развивающими играми.

У мальчиков ЗРР встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. В общей популяции детей цифры колеблются от 3 до 10%.

Причины ЗРР

Кратко причины были описаны ранее, однако остановимся на них более подробно:

  1. Задержка психического развития. Эта причина является наиболее часто встречающейся.  Более половины случаев  нарушения речи приходится на неё.  Чем тяжелее психическое расстройство, тем сильнее выражены нарушения речевого развития. Прогноз  неблагоприятен тогда, когда существуют тяжёлые  нарушения психики. При  этом  нарушения психики возникают вследствие генетической предрасположенности, внутриутробной инфекции, гипоксии плода из-за плацентарной недостаточности, ядерной  желтухи, менингитов и энцефалитов новорожденных;
  2. Незрелость ребёнка. Данная причина действует  при многоплодной беременности, у маловесных и недоношенных, у пациентов с пороками сердца и  оперативных вмешательствах в неонатальном периоде. Недоразвитие речи  по данной причине возникает чаще у мальчиков. Если у ребёнка нет органической патологии головного мозга, речь  подтягивается к норме  к 5-7 годам;
  3. Аутизм. Это заболевание представляет собой нарушение психоречевого развития. Мальчики страдают чаще девочек в 3-4 раза. Аутизм проявляется скудностью эмоций, снижением или невозможностью визуального контакта,  ритуальными действиями, стереотипными движениями, отсутствием контакта с окружающими. Речь односложная, скудная, бесцветная, девиантная;
  4. Элективный мутизм. Эта патология проявляется нежеланием ребёнка говорить, хотя  никаких органических структурных поврежденийре аппарата на разных уровнях нет. Этим чаще страдают девочки. Возникает электический мутизм в связи с некоей генетической аномалией развития. Разговор у детей присутствует во время игры, иногда они говорят с родителями и друзьями, но никогда не общаются в школе и с чужими;
  5. Детский церебральный паралич (ДЦП). Здесь присутствуют и психические и моторные нарушения, что способствует недоразвитию речи;
  6. Глухота. При наличии глухоты или тугоухости ребёнок дезадаптирован и социально и психологически. При этом развивается нарушение речи, психики, интеллекта и личности. Порой обнаружить снижение слуха удаётся только к 2-3 годам. Маленькие дети не могут фиксировать и отмечать это состояние самостоятельно. Для этого в сроки планового осмотра детей врач должен интересоваться нет ли подозрений со стороны родителей на снижение слуха у их ребёнка, достаточна ли реакция ребёнка  на обращение, достаточно ли он понимает  направленную к нему речь. При развитии тугоухости ребёнок может  плохо себя вести, не слушаться в школе и плохо социально адаптироваться. Из акторов высокого риска  по развитию тугоухости можно выделить глухоту и тугоухость в анамнезе семьи, аномалии шеи и головы, брак кровных родственников,  асфиксия в родах, маловесный к сроку гестации, фетальный алкогольный синдром, врождённые инфекции, бактериальный менингит;
  7. Билингвизм. Замедление речи у ребёнка может быть при   наличии в семье нескольких разговорных языков. К 5 годам  ребёнок всё же  усваивает все языки и  развивается   без задержки;
  8. Психосоциальная депривация. Недостаточное питание, плохое материальное положение вплоть до нищеты, редкие контакты с родителями, неправильная лингвистическая стимуляция – все эти моменты будут приводить к ЗРР.

Как должен поступать педиатр в случае ЗРР?

Если  есть подозрения в  задержке речи, необходимо сначала выяснить особенности семейного анамнеза, течение беременности и родов. Обязательно нужно исключить  генетические синдромы, диморфизм и хромосомные заболевания. Назначаются консультации ЛОР-врача, генетика, невролога и психолога.

Лечение ЗРР

Задержка речевого развития у детей лечится комплексно несколькими специалистами после предварительного обследования. Психотерапевт обязательно должен  лечить ребёнка с элективным мутизмом. Лекарственная терапия назначается с учётом  основного заболевания.

Однако существуют лекарственные вещества, которые оказывают неспецифический эффект общего действия.

К подобным препаратам относится  церебролизин. Полипептиды, входящие в состав лекарственного средства оказывают нейротрофическое и нейропротективное  действие. Применяется  церебролизин успешно уже с 1973 года в лечении  атеросклеротических изменений сосудов головного мозга. После чего  был доказан  терапевтический эффект в отношении  улучшения когнитивных функций при инсультах. У детей церебролизин корректирует нарушения внимания, речевых и   познавательных функций. При этом клинические испытания показали, что препарат безопасен в использовании.

Также церебролизин имеет чёткие показания при травматическом повреждении головного мозга, при задержке психического развития, гиперактивности, у детей с дефицитом внимания,  при болезни Альцгеймера, в  терапии эндогенной депрессии, цереброваскулярной недостаточности.

ЗРР и ЗПМР   часто  существуют параллельно. Выжидательная тактика при  наличии данных расстройств только приведёт к ухудшению состояния ребёнка и потере драгоценного времени. Ребёнка необходимо  обследовать, выявить причину и адекватно лечить. При этом и родители и воспитателя детских садов и школ должны принимать  непосредственное участие в улучшении адаптации  данного ребёнка к социальным условиям жизни.

  • Автор: Анастасия
  • Распечатать

Шел последний год учебы в школе, а я до сих пор не могла определиться с будущей специализацией. Мне безумно нравилась профессия врача. Бабушка — тоже медик, считала, что из меня получился бы хороший доктор скорой помощи.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Содержание

Развитие речи детей 

Причины задержки развития речи у детей

На что необходимо обращать внимание?

Диагноз ЗРР

Лечение задержки речевого развития у детей

Если вашему ребенку поставили диагноз «Задержка речевого развития», не спешите впадать в панику. Вполне возможно, что все не так страшно, и это нарушение удастся устранить без каких-либо серьезных последствий для общего развития ребенка. Главное в этом вопросе вовремя поставить диагноз и найти причину задержки развития речи. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Развитие речи детей

Речь формируется в первые годы жизни ребёнка и является тонким психологическим процессом.

Формирование речи происходит индивидуально и может зависеть от следующих факторов:

  • от пола ребёнка (обычно мальчики начинают разговаривать позже девочек),
  • от социальной среды,
  • от психологического контакта с родителями,
  • от функционирования головного мозга,
  • от физиологического развития и некоторых других факторов.

Родителям необходимо следить за формированием речи ребёнка, работать с ним над произношением звуков, слогов, слов. Занятия помогут сформировать у ребёнка потребность в речевом развитии.

Задержкой речевого развития (ЗРР) называют отставание в развитии речи ребёнка от возрастной нормы до четырёх лет. Ребёнок овладевает речевым навыком так же, как и другие, но со значительным сдвигом возрастных рамок.

Логопеды, дефектологи, психологи, неврологи считают, что от речевого развития зависит и развитие психологическое, развитие познавательных процессов ребёнка (мышления, памяти, внимания, воображения).

Что считать задержкой речи у ребенка?

Причины задержки развития речи у детей

Существуют четыре основные причины задержки речевого развития у детей:

  1. Невостребованность речи (родители уделяют не достаточно внимания общению с малышом: мало разговаривают с ним или наоборот не дают возможности высказаться).
  2. Медленное созревание нервных клеток в головном мозге, отвечающих за речь (влияние на это оказывает в основном генетическая предрасположенность).
  3. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы, инфекционные заболевания).
  4. Нарушение слуха (если ребёнок плохо слышит, то могут возникнуть проблемы с правильностью произношения слов).

На что необходимо обращать внимание?

Существуют определенные нормы речевого развития детей, о которых должны знать родители, чтобы постоянно контролировать уровень развития речи своих чад:

  • К 8 месяцам малыш должен произносить разные звуки: а-а-а, м-м-м и т.д. Если этого не происходит, необходимо обратиться к невропатологу.
  • Понимать обозначения некоторых слов малыш должен начинать к 10-14 месяцам, например, оборачиваться, услышав, что к нему обращаются.
  • В 14-18 месяцев малыш должен уметь определять и показывать предметы (например, по картинкам) на заданный вопрос: «Где носик?», «Где котик?» и т.д. Также он должен откликаться на простейшие просьбы взрослого и исполнять их: «Принеси кубик», «Подними мячик и дай мне».
  • В 2-3 года ребёнок уже должен не только произносить отдельные слова, но и формировать простые фразы: «Мама дай», «Папа на».
  • В 3-4 года малышу должно быть посильно построение предложения из подлежащего, сказуемого и дополнения: «Мама ушла в магазин». Следует насторожиться, если ребёнок в возрасте четырёх лет неверно произносит звуки или не может построить предложение.

Диагноз ЗРР

Только к 3-4 годам, когда речь уже должна быть хорошо развита, можно диагностировать задержку речевого развития. Диагноз ЗРР может быть поставлен только на основании комплексного обследования и заключения специалистов (логопеда, психолога, невропатолога).

Лечение задержки речевого развития у детей

Прежде чем назначить лечение, необходимо установить причину задержки речевого развития.

Если проблема психологического характера (потребность в речи по тем или иным причинам отсутствует), то ребенку необходимы занятия, дополнительно стимулирующие речь. Родителям необходимо уделять больше внимания ребёнку. Также необходимо посещать занятия у логопеда и логопеда-дефектолога.

Если проблема неврологического характера и задержка речи вызвана мозговыми дисфункциями, то врач-невропатолог назначит лекарственные препараты, помогающие улучшить кровообращение мозга и его интегративную функцию. Также ребёнку может быть назначена транскраниальная микрополяризация – это, когда участки головного мозга, отвечающие за развитие речи, подвергают воздействию электрического тока слабой силы (в десять раз меньше чем при электрофорезе). Эта процедура способствует активизации деятельности участков мозга, отвечающих за нормальное развитие речи, также она способствует развитию познавательных процессов (внимания и памяти).

Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка задержка развития речи, не откладывайте визит к специалистам, консультация развеет ваши сомнения, либо специалист подскажет вам, как действовать в сложившейся ситуации. Своевременное лечение ЗРР поможет вашему малышу успешно догнать сверстников, правильно произносить звуки и слова, строить предложения, предотвратит появление комплекса неполноценности.

Современное лечение задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития — овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Отклонение характеризуется бедным словарным запасом, отсутствием отдельных слов и фраз в 2 года и способности складывать слова в предложения в 3 года.

Речевое нарушение не может быть выявлено до трехлетнего возраста. В 3 года диагноз ставится при наличии следующих симптомов:

  • Полное отсутствие речи
  • Ребенок говорит хуже, чем сверстники
  • Дикция нечеткая, понять сказанное затруднительно
  • Отсутствует или редко появляется повторение за родителями

Этапы развития речевых навыков

Специалисты выработали нормы, согласно которым происходит формирование речевых навыков. Соответственно, отклонения от графика – тревожный звоночек.

До года

Начиная с рождения можно говорить о появлении речи. Новорожденные уже способны выражать первые впечатления от окружающего мира, чем дальше – тем больше у малютки способов выразить свои ощущения.

  • С первых дней — крики. Первым, самым громким, детишки торжественно обозначают прощание с маминым животиком.
  • С двух месяцев до полугода – гулящие звукосочетания (агуканье, гугуканье).
  • С 4 до 8 – лепетание (слоги: «ма-ма-ма», «ня-ня-ня»,«да-да-да», «ба-ба-ба»).
  • 11-12 месяцев – первые осознанные слова, состоящие из комбинации простых слоговых повторений («дай», «на», «мама», «папа», «дядя», «ама-няма»).
  • Начиная с полутора лет лексикон расширяется, в обиходе появляются термины («анана»- банан, «бибика» — автомобиль, «куп-куп» — принятие ванны).
  • С 1 года 8 месяцев они складываются в простейшие предложения («мама дай»).

Если вы обратили внимания на отставание от данных нормативов – требуется диагностика, речь может идти о задержке речевого развития.

От года и старше

После первого Дня Рождения карапуз запоминает большее число новых словечек. Возрастные нормы расширения словарного запаса такие:

  • Для годовалого младенца – 4-6 слов.
  • В полтора года возрастает до 25-40.
  • Двухгодовалые непоседы употребляют 50-200 терминов.
  • Трехгодовалые увеличивают эту цифру до 750-1000.
  • В четыре ограничивается полутора или двумя тысячами понятий.
  • К пятилетию в обиходе уже примерно 2200.

Само собой, бессмысленно хвостом ходить за сыном или дочерью, записывая и тщательно подсчитывая сказанное. Подобная задача ложится на плечи логопедов – они используют специальные тесты для определения активного и пассивного словарного запаса.

Разновидности задержки речевого развития

Дефектологи выделяют следующие виды ЗРР:

  • Темповая задержка речевого развития: ребенок начинает говорить позже, но понимает речь на слух. Вместо речи малыш жестикулирует, может показать при помощи мимики то, что хочет. Дошкольники с темповой ЗРР могут внезапно начать разговаривать. Специалисты называют это явление «языковым взрывом».
  • Алалия — нарушение, связанное с органическим поражением головного мозга, которое проявляется в виде полного очень скудного словарного запаса полного отсутствия речи.
  • Задержка речи, вследствие снижения слуха.

Причины

Этиология нарушения связывается с двумя группами причин:

Органические, связанные с некорректной работой определенных отделов мозга. Связаны с:

  • Застоем плода в родовых путях, ведущего к гипоксии
  • Травмами головы
  • Интоксикацией в утробе (сказываются вредные привычки матери) или постнатальный период
  • Постинфекционными осложнениями

Социальные причины, выражаются в отсутствии общения.

  • Длительные болезни, препятствующие контакту с ровесниками.
  • Гиперопека, мешающая формированию социальных связей.
  • Игнорирование ребенка со стороны родителей, нежелание взаимодействовать с ним.
  • Нарушения слуха, затрудняющие понимание.

Диагностика

Диагностика включает в себя следующие обследования:

  1. Невропатолог даст направление на обследования мозга, проанализирует их результаты и примет решения о назначении лекарственной терапии.
  2. ЭЭГ и компьютерная томография позволяют выявить мозговые нарушения.
  3. Отоларинголог проверит слух – возможно, проблема связана с его нарушением.
  4. Логопед-дефектолог и психолог произведут оценку общего развития и предоставят коррекционную методику преодоления недуга.

Лечение и коррекция

Задержка речевого развития требует комплексного лечения. Невролог назначает лекарственную терапию, которая в комплексе с коррекционными занятиями позволяется запустить речь

Лекарственные препараты

Врачи назначают следующие медикаменты:

  • Когитум при зрр – распространенное средство, назначаемое детишкам начиная с младшего школьного возраста. Содержимое ампулы переливается в чашечку, после чего выпивается. Разбавлять или маскировать вкус не обязательно – раствор специально адаптирован для приема малышами, имеет приятный сладковатый вкус.
    Число ампул, принимаемых ежесуточно, зависит от возраста:
    1 штуку – с 7 до 10 лет.
    2 штуки – с 10 до 18.
    3 – для взрослых, начиная с совершеннолетия.
    Однако, нормы могут корректироваться в индивидуальном порядке лечащим врачом, потому самостоятельное назначение препарата – не лучшая идея.

Также при зрр могут назначить:

  • Глиатилин
  • Пантогам
  • Глицин
  • Циннаризин
  • Магне B6
  • Нейромультивит.

Многие мамы опасаются лекарств, считая, что все исправится по мере взросления. Это ошибочное мнение. Задержки речевого развития во многом связаны с работой мозга, а значит, если эту часть организма не поддерживать, лечение не будет эффективным.

Массаж

Массаж при задержке речевого развития показывает крайне высокие результаты. Массировать полезно: мышцы лица, шейную и лопаточную зону, живот, руки.

Грамотная работа массажиста у новорожденных считается одной из лучших профилактических мер для данной проблематики.

Коррекционная работа

Упражнения и игры будут не менее полезны.

Пальчиковые игры и рисование.

Лото, Бинго – при условии, что цифры заменены словами.

Нажимание кнопок, застегивание молний, игры с ключами и отверстиями.

Пальчиковый театр. Куколок нетрудно сшить из фетра самостоятельно или купить в детском магазине.

Аппликации из цветной бумаги или природных материалов.

Игры с мозаикой – развивают работу пальчиков и полезны при изучении новых цветов.

Кормление птиц – и яркие эмоции, и развитие мелкой моторики.

Используйте игровые пособия, которые рекомендует логопед Наталья Кулакова:

Полезные советы для родителей

Простые рекомендации для узнавания и запоминания новых слов будут действенными как при исправлении дефектов, так и для их профилактики:

  • Чаще читайте вместе. Для начала выбирайте книжки с привлекательными картинками и малым объемом текста. Подойдут простые стишки, потешки и рифмованные сказки.
  • Прочитав страницу, задавайте вопросы, просите показать предметы: «Где тут у нас киска? А что она делает?». Дожидайтесь от малютки реакции, даже если это будет бессвязный набор звуков.

Если реакции нет – сами медленно проговорите правильный ответ, указывая на нужный предмет пальцем

  • Чаще бывайте с малышами в новых местах. Впечатления помогут ему раскрыться и заговорить.
  • Во время прогулки не молчите: объясняйте и показывайте все, что видите вокруг. Для вас очевидно, что дом – это дом, а кот – это кот. Для крохи же эта информация – открытие. Неловкость перед посторонними пройдет в за пару дней — обучение ребенка важнее стеснения.
  • Не предугадывайте любую просьбу маленького чуда. Зачем говорить, если мамуля и так сделает все, что нужно?

Не поддавайтесь на истории знакомых и друзей про «сына подруги, который молчал до школы, а потом золотым медалистом стал». Разумеется, не хочется даже предполагать, что у вашего драгоценного солнышка что-то не в порядке. И все же более разумно преодолевать и корректировать отставание, чем запустить его и столкнуться с более серьезными последствиями в будущем.

Многие родители полагают, что развитие речи служит зеркалом умственного развития сына или дочки. Но это не всегда правильно. Есть и обратная тенденция: задержка речи малыша замедляет его навыки обучения, общения, адаптации к детскому коллективу. Итак, каковы же причины отставания в развитии речи ребенка? Когда бабушкам и родителям следует бить тревогу? Чем можно помочь девочке или мальчику?

Задержка развития речи у детей: причины

Детская речь имеет определенные нормы развития и становления, когда ребенок должен говорить. Обычно ко второму дню рождения у ребенка происходит всплеск развития речи. До двух лет дитя созерцает мир, накапливает информацию и опыт. К двум годам этот опыт уже перерабатывается клетками мозга, а развитие мышц речевого аппарата позволяет выражать себя и свои мысли при помощи слов. Но в каждом правиле, и в речевом тоже, есть свои исключения. Поэтому случается так, что развитие речи малыша запаздывает. Есть несколько причин такой проблемы:

  1. Недоразвитые мышцы рта либо ослабленный тонус мышц лица. Об этом могут свидетельствовать такие признаки, как предпочтение мягкой пищи вместо твердой, частое выпадение еды изо рта, повышенное слюноотделение. Такие признаки недоразвития речевого аппарата наблюдаются у малыша, когда его слишком рано отлучают от материнской груди. Когда же мама вообще не кормит дитя грудью, то у ребенка больше шансов иметь такие проблемы с речевым аппаратом. Какое же решение проблемы в этом случае? Результативными будут упражнения, при которых нужно сводить губки вместе с напряжением. Прекрасно для этого подходит и выдувание мыльных пузырей. Свою развивающую роль сыграют также игрушки, в которые нужно дуть: дудочки, свистки. Следует предлагать малышу также пить через соломинку, напряженно втягивая щеки. Полезным будет имитирование звуков разных птиц и животных, поезда, звонка, сирен.
  2. Недостаток концентрации слухового внимания. При этом дитя плохо понимает фразы, состоящие из множества слов, оно не слышит фоновых шумов. Родителям в этом случае следует стараться привлекать детское внимание к звукам и словам. Нужно чаще читать ребенку вслух то, с чем он уже знаком. Это могут быть повторения сказок. Но при таком чтении знакомые слова надо менять на другие — смешные и нестандартные, привлекая внимание малыша к прочитанному. Нужно также показывать ребенку вещи, предметы, действия и называть их. Находясь на кухне, на даче, на улице, рассказывайте малышу о происходящем вокруг, четко выражайтесь и не сюсюкайтесь с ним. Объясняйте своему сыну или дочке, что и как вы делаете дома, для чего это нужно. Произносите фразы несколько раз.
  3. Проблемы с детским слухом. Это довольно частая причина задержки речевого развития сына или дочки. Проблемы со слухом замедляют умственное развитие малыша. И тут важно вовремя диагностировать проблему, чтобы не упустить сензитивный (благоприятный) период для стимуляции слухового прохода или проходов, которые ведут к слуховому центру мозга. Но на практике большинство проблем со слухом обнаруживают поздно. Есть некоторые возрастные признаки, по которым родители могут понять, что со слухом у ребенка все в порядке. Это вздрагивание новорожденного при хлопке руками мамы в 2 метрах от него, успокоение при звуке маминого голоса, ответная реакция на ее улыбку. В 7-8 месяцев кроха должен повторять за мамой простые звуки, а до года поворачивать свою головку туда, откуда исходит мамин или папин голос. Нормальным считается и испуг ребенка, когда он слышит совершенно незнакомый голос. Эти признаки свидетельствуют о том, что со слухом у малыша до года все в порядке. Если все хорошо до этого периода, то и беспокоиться о слухе малыша далее не стоит. 

Задержка речевого развития у детей: когда начинать беспокоиться?

Педиатры говорят, что начинать бить тревогу по поводу речи ребенка родители должны по достижению ним двух лет. Они называют такие признаки задержки развития речи у деток:

  1. Словарный запас мене 20 слов и неумение комбинировать их между собой. При этом слова ребенка не очень внятные.
  2. Произношение половины всех слов невнятно, нечетко. 
  3. Отсутствие взаимодействия с другими детьми. 
  4. Непонимание вопросов и неспособность отвечать на них. 
  5. Неузнавание простых предметов своего окружения. 
  6. Неумение назвать членов семьи (мама, папа, бабушка, дед).

Если у вашего малыша есть такие проблемы, то нужно бить тревогу, обращаясь к своему педиатру. И первое, что он обязан сделать, — проверить слух маленького пациента.

Иногда нарушения слуха могут возникать после ушной инфекции. Когда же со слухом у дочки или сына все хорошо, то врач может предложить наблюдение за ребенком в течение полугода для определения, требуется ли ему лечение. Но задача родителей в этот период не сидеть и ждать, а действовать активно. Вы должны максимально помочь своему ребенку развивать речевые навыки. И даже если он посещает логопеда, то домашние упражнения с мамой или бабушкой значительно ускорят процесс развития речи малыша.

Следует учитывать, что девочки во всех отношениях развиваются быстрее. Так же и в отношении развития речи. Мальчики начинают внятно и четко говорить позже девочек. У мальчиков как раз вдвое чаще диагностируются проблемы со слухом либо с распознаванием речи взрослого.

Задержка развития речи: коррекционные занятия с ребенком дома

Итак, если специалист констатировал задержку речевого развития, то нужно с ребенком проводить коррекционные занятия. Массово такие занятия проводят в детских учреждениях компенсирующего типа. Они принимают деток с задержкой речевого развития речи с двух лет. Но, конечно же, туда попасть не так уже и просто. Поэтому лучший выход — проводить такие занятия с ребенком дома самостоятельно. Хорошо бы при этом время от времени консультироваться с дефектологом либо логопедом.

Все коррекционные занятия проводятся в игровой форме. Их цель — развитие детского артикуляционного аппарата, накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка.

Хорошим приемом стимуляции речевой активности малыша являются игры типа «недопонималки». А заключаются они в том, что мама с папой, когда дитя пытается жестами что-то от них добиться, так же жестами изображают непонимание. Подобным образом они вынуждают ребенка стараться произносить хотя бы слоги. Конечно, в этом случае малыш начнет сначала плакать, обижаться, протестовать. Но родители должны проявлять твердость и жесткость. И тогда игра даст свой результат. Ребенок будет пытаться произносить то, что он хочет донести до родителей, а они, в свою очередь, должны четко произносить слова, которые поначалу малышу будут даваться с трудом.

Большое значение для развития мышц артикуляционного аппарата играет и ежедневная артикуляционная гимнастика. Первоначальная ее длительность должна составлять 5-7 минут. Начните с простого упражнения «Улыбка». Ребенок должен широко улыбаться в ответ на улыбку взрослого. Таким образом мышцы щек растягиваются и тренируются для произношения гласных.

Второе упражнение «Заборчик». Мама или папа должны показывать ребенку в улыбке сомкнутые зубы. Дитя дублирует движения родителей.

«Блинчик» — плоский язык нужно класть на нижнюю губу.

После усвоения ребенком этих простых упражнений необходимо осваивать более трудные.

Упражнение «Часики» заключается в качании язычка из одного угла рта к другому.

«Качели» — аналогичное предыдущему упражнению, когда язык попеременно поднимается вверх и вниз.

Дети очень любят упражнение «Лошадка». Его суть состоит в клацаньи языком подобно стуку копыт лошадей.

Отметим, что такую артикуляционную зарядку лучше всего делать с ребенком перед зеркалом — так он будет видеть и движения языка родителей, и свои.

Для развития артикуляционного аппарата ребенка рекомендуется использовать варианты дыхательных движений, когда ребенок дует на что-то. Это могут быть продолжительные дуновения на водичку или перышко, а могут быть и резкие короткие.

Часто причиной задержки развития речи малыша является неправильное поведение взрослого. Речь идет о предугадывании любых желаний малыша и их быстрое удовлетворение. Тогда дитя просто утрачивает необходимость что-то произносить и пытаться развивать свою речь. Родители должны поощрять все попытки малыша к звукоподражанию и речевой активности. Гуляя, нужно показывать сыну или дочке, как дует ветер, капает дождь, лает песик, мычит коровка. Пусть и ребенок повторяет за вами эти звуки.

Если ваш малыш немного говорит, то стимулировать развитие речи можно упражнением «договаривания» слов или фраз. Слова при этом должны быть простыми и знакомыми.

Не лишним будет показать ребенка детскому неврологу или психиатру. Иногда для стимуляции речи применяют также магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию, а также иппотерапию (лечение с помощью катания на лошади). Но такие процедуры ребенку вправе назначать только специалист.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Проявления задержки речевого развития

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика задержки речевого развития

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.